Храмовая архитектура Брянского края
Российская храмовая архитектура XIX - начала XX вв. характеризуется ведущими направлениями: классицизмом, эклектикой, русско-византийским и неорусским и неоготическим стилями. Развивается и народное деревянное храмовое зодчество.
Комплекс Троицкого монастыря в Севске
Монастыри и храмы, как правило, оказывали значительное эмоциональ-воздействие на человека: и живописным местоположением, и архитектур-а обликом зданий, и внутренним убранством, и характером богослужения. В : же Севске, где было 10 каменных храмов и два монастыря, большое впечат-ие производил комплекс Спасо-Преображенского монастыря с его башня-и каменными зубчатыми стенами, как бы напоминающими архитектурные ты Московского Кремля. Впечатлял и комплекс Троицкого женского мона-:ря с его колокольней, богато украшенным позолотой храмом, имевшим, ;ловам известного государственного деятеля и писателя И.М. Долгорукова, ень светлый и торжественный вид, тем более, что в нем 6 паникадил хру-льных». Еще выше отзывался И.М. Долгоруков об Успенском соборе в Сев-: «Храм прекрасный, обширный, сообразный лучшим рисункам новейшей итектуры, вход в него величествен, нигде нет пестроты, везде виден вкус... [ьзя не плениться прекрасной отделкой иконостаса и икон».
А ведь на Брянской земле было немало и других, порой даже более знаельных и интересных храмов. В Покровской церкви с. Новая Романовка шнского уезда иконостас состоял из 25 написанных замечательным рус-м художником В.Л. Боровиковским икон,
Восстановленный ныне мастерами из Дятькова хрустальный иконостас
Славилась и украшенная Мальцевыми Преображенская церковь в селе Дятьково. красной архитектурой, обширностью не уступающий иному собору в гу ском городе, внутри украшенный хорошей живописью, хрустальными ностасами, храм этот, особенно при вечернем освещении, буквально j ослепительный вид» - так писал о нем современник.
Церковь Ахтырской иконы Божьей Церковь Живоначалычой Троицы
Матери в селе Чернетове в Гринёве
Поиски новых выразительных форм классицизма особенно ярко прояви-ь в усадебных храмах, где наибольшее распространение получили разно-азные по объему и планировке церкви, построенные во многом под влия-м петербургской и московской архитектуры.
Стремление к гармонии обусловило применение в композиции храмов ольной круглой ротонды в различных вариантах. Оригинальными памятями среди них является церковь в с. Чернетове (1805 г.), церковь-часовня сладбище г. Почепа (1804 г.), храмы в с. Новая Романовка (1811 г.), Высокое 05 г.), Гринево (1802 г.), Казаричи (1815 г.).
Наиболее значительные иконостасы этого периода, исполненные, несомненно, столичными мастерами, находились в усадебных церквях Ляличей и Новой Романовки (утрачены). Первый из них (кон. XVIII - начало XIX вв.) отличался сложной объемно-пространственной композицией. За невысоким иконостасом типа алтарной преграды возвышалась квадратная в плане надпрестольная сень со срезанными углами, завершенная аттиком и сферическим куполом со скульптурным изображением Христа. Каждую из ее сторон украшали портики из четырех каннелированных коринфских колонн. Иконостас нач. XIX в. церкви в Новой Романовке был решен в виде крупной триумфальной арки, устоями которой служили четыре колонны с каждой стороны. Вверху арку украшали медальоны с изображением апостолов. Особую ценность иконостасу придавали 26 икон 1814-15 гг. кисти В.Л. Боровиковского (сохранилось лишь пять: в Государственной Третьяковской галерее, в Казахской государственной художественной галерее в Алматы и в Брянском областном художественном музей-но-выставочном центре).
Игуменский корпус Николо-Одринского монастыря
Новые архитектурные )бенности проявляются развитии позднекласси-стического культового гчества, в целом тяготе-дего к подчеркнутой мо-ментальности форм, геометрически упрощенным объемным построениям, вным плоскостям стен с как бы «приставленными» или «врезанными» в них ртиками. Распространение получают массивные кубические или слегка вынутые по продольной оси храмы с четырьмя мощными столбами-пилонами утри и слабыми ризалитами в центре каждого фасада, украшенными (кроме сточного) колоннами портиками (собор во Мглине, 1815-30; церковь в Разном, 1834). Колокольни сооружаются в виде отдельного объема (церковь етения в Трубчевске, 1-я треть XIX в.) или пристраиваются к удлиненной падной части, заменившей трапезную (Гнилёво, сер. XIX в.); алтарь иногда ieeT в центре выступающую полукруглую апсиду (церкви в Суворове, 1825; оргиевская в Трубчевске, 1-я пол. XIX в.). Венчает здание обычно цилиндри-ский (Суворово, Разрытое) или восьмигранный (Трубчевск, Гнилёво) бара-н с куполом.
Храмы в стиле классицизма. 1. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, с. Суворово 2. Церковь Сретенья Господня, Трубчевск. 3. Церковь Спаса Нерукотворного, с. Супонево. 4. Ильинский храм Почеп
Большая свобода объемно-планировочных построений наблюдается в цебных храмах, где явно преобладают крещатые композиции. В их осно-1ежат простые геометрические формы - цилиндрический (Курчичи, 1831) [ кубический (Найтоповичи, 1825) объем, иногда с закругленными угла-(Кузнецы, 1818; Ильинская в Почепе, 1810-23), к которому по сторонам га примыкают пониженные прямоугольные части с портиками на торцах, арная часть (чаще без портика) храма могла быть полукруглой (Почеп) [ с полукружием на конце (Найтоповичи); к более длинной западной части 1Чно примыкала колокольня (Почеп, Курчичи), которую иногда ставили и ельно (Найтоповичи, не сохр.)
Более простыми и ясными объемно-композиционными решениями отли->тся трехчастные храмы с бесстолпным кубом и одинаковыми пристройка-с востока и запада (Мякишево, 1818), симметричность которых, как пра-о, нарушала лишь колокольня (Девичье, 1833). При обычной полукруглой иде своеобразие могло достигаться за счет оригинальной трапезной, как заме в Филипповичах (1-я треть XIX в.) - двустолпном, с закругленными 1ми и выступами в центре боковых стен. Венчает усадебные храмы тради-нный цилиндрический барабан с куполом, имеющий в Ильинской церкви эчепе прямоугольные выступы с четырех сторон.
В монументальных росписях классицизма сер. XIX в. продолжают преоб-ать архитектурные мотивы. Распространенным становится изображение в оле балюстрады и как бы стоящих за ней фигур святых (Теменичи и Успе-
в Карачеве). Имея важное самостоятельное значение, архитектурно-жи-исный декор широко используется также для обрамления тематических згельских композиций (собор Михаила Архангела в Карачеве).
Романтическое восприятие западноевропейского средневековья во мно-
определяет облик таких построек, как храмы в Смолевичах (1848-58) и ;ном (1898), причем в обработке стен последнего ощущается влияние се-ного ренессанса. В некоторых культовых постройках заметна ориентация 5арокко (церкви в Сачковичах, 1846-64; Анны в Погаре, сер. XIX в.; коло-ьня летней церкви в Злынке).
Храм Преображения Господня в с. Творишичи
Ведущими направлениями в культурном зодчестве Брянщины з времени были русско-византийский и русский стили. Уже в некоторых i неклассических памятниках (церковь в Гнилёве, сер. XIX в.; колокольш менского Успенского монастыря, 1850-60-е гг.; церковь в Новой Слобс Карачеве (1865-1874), встречается заимствование отдельных деталей садного декора из архитектуры Древней Руси. Одним из ранних на мес почве сооружений русско-византийского стиля, начало которому было п жено столичными постройками К.А. Тона, явилась Петропавловская цер в Клинцах (1848), отличающаяся тяжеловесностью и грузностью. Более с гий облик имеет массивный Никольский храм в Карачеве (1855-63). Сред: мятников этого круга особенно интересны церкви в Голубее (1869) и Тулу щине (1873), где свободно варьируются формы древнерусской архитект XV-XVI вв.
Большинство храмов русского стиля в городах и селах Брянской зем композиционном отношении повторяют объемные построения культо зодчества XVIII - 1-й трети XIX в., не внося в них каких-либо принципи ных новшеств. Среди этих храмов встречаются крещатые (Чуровичи, ру XIX-XX вв.; Госома, 1895-1900; Михаила Архангела в Новозыбкове, 1873 Преображения в Бежице, рубеж XIX-XX вв. не сохр.), вытянутые по прод ной оси трехчастные (Страшевичи, 1901-05), четырехстолпные с прямоуг ным объемом, выступающими по сторонам ризалитами и широкой трапе; (Старь, 1907; Плюсково, кон. XIX в.; Медведи, 1912).
Храмы «русского стиля». 1' Петропавловский собор, Клинцы. 2. Часовня при Никольской церкви, Новозыбков. 3. Церковь Михаила Архангела, Новозыбков
Фасадный декор памятников этого стиля характеризуется определен-скупостью и сухостью. Лишь некоторые из них имеют нарядное фасадное анство (Ильи Пророка в Трубчевске, 1890; Спасо-Гробовская в Брянске), а гда и оригинальное пространственное построение (боковые полукруглые тупы по образцу афонских и сербских храмов в Спасо-Гробовской церкви), ее пышным и измельченным декором отличаются небольшие храмы (лет-Покровского Климовского монастыря и каплица Рождественско-Николь-\ церкви в Новозыбкове, кон. XIX в.), часовни (кладбищенская в Брянске, рицких в Сураже, кон. XIX - нач. XX вв.) и колокольни (Сачковичи, рубеж - нач. XX вв.).
В монументальной живописи 2-й пол. XIX в. излюбленные мотивы гри-1ьного декора классицизма почти полностью вытесняются тематически-сомпозициями в духе позднего академизма. В сюжетах росписей характер-реобладание назидательных евангельских притч. Живопись выполнена в 1ых глухих тонах. Сцены отличаются схематизмом построения и статично-э персонажей в подчеркнуто театральных или благоговейных позах; жирный декор состоит из орнамента в виде плетенки (церкви Введения и сресения в Брянске, Всех Святых в Карачеве, храмы в Мякишеве, Сачкови-Варвары в Мглине, Ильи Пророка в Почепе, Михаила Архангела и Кресто-(вижения в Севске, Богоявления в Стародубе). Утраченная скромная ро-:ь Успенского собора Свенского монастыря (1860-62) включала несколько етных композиций, стены были расписаны под мрамор, а склоны арок повал архитектурно-живописный декор.
Иконостас Крестовоздвиженского храма в Севске
Росписи храмов нач. XX в. выполнены в основном в позднеакадемической эре (церковь в Чернетове и Ильи Пророка в Трубчевске). Живопись мас-)1ми красками 1904 г. в церкви в Смотровой Буде (утрачена) характеризо-сь свободной компоновкой фигур, мягкой цветовой гаммой приглушен-тонов. На восточном лотке шатра был изображен Саваоф, на узких гранях мерика - евангелисты. В росписи шатра церкви Вознесения в Клинцах (не .) прослеживались отголоски стиля модерн.
Новопокровский собор в Брянске
Самым значимым архитектурным соору>
второй половины XIX века на Брянской зем„
Новопокровский собор в г. Брянске, строите
которого началось в 1862 г. на Соборной ш
(современной набережной р. Десны). В это
называемое историками архитектуры как <щ
турное безвременье», шел поиск новых пут*
вития русской архитектуры. В храмовом стрс
стве тогда возобладал русско-византийский
к которому и относится брянский соборны
(взорван в 1968 г.). Велось строительство Н
кровского собора (с 1862 г.) на месте разоб]
Преображенской церкви упраздненного Сш
ликарпова монастыря. Стройка велась на ср
брянского городского головы купца Н.А. В
тина. В июле 1875 г. в Брянске произошел кр
пожар, уничтоживший значительную часть города (даже каменные ст]
получили серьезные повреждения). Сгорел и обрушился деревянный
возводимого собора, постройка которого близилась к завершению.
Со смертью Н.А. Вязьмитина постройка храма замедлилась. Крест пол собора был поставлен только в мае 1894 г. (освящен храм в 1897 г. чем само сооружение было для города своего рода техническим новше Крест был чугунный, позолоченный, в вышину 3J/4 аршина (« 2,7 ме представлял собой раму, в которую с обеих сторон были вставлены зе Под крестом располагался полумесяц, а ниже постаментом служили два но-зеркальных диска, пересекающиеся под прямым углом, которые соз^ оптический эффект цельного шара. Вместе с полумесяцем и дисками достигал высоты 3,5 м и весил около 14 пудов (224 кг).
Население Брянска внимательно и довольно критично наблюдало становлением храма, подмечая все небрежности и упущения. Так, было нено как «безвкусица и даже безобразия», что древние ворота храма со ст завода Арсенал были украшены «бессмысленною вазою, нахождение кс не сделало бы чести даже какой-либо домашней деревенской построй взыскательного хозяина». Брянцы настаивали на необходимости пс этих ворот, которые дали сильную трещину. Знатоки указывали на н стимость искажений при реставрации исторических зданий и возмуп тем, что кто-то насадил на деревянную шатровую колокольню «репу» i сгоревшей в 1875 г «маковицы». Были выявлены и другие несоответс безобразия. Например, под соборной колокольней бывшего храма бы стенная живопись с изображением Страстей Христовых.