Хлестаков от живописи Брянск
Давненько в брянском Художественном музее не было такого наплыва публики. 3700 посетителей за полтора месяца — в несколько раз больше обычного. А многие вообще впервые узнали дорогу в музей, услышав по брянскому радио зазывную рекламу коммерческой выставки: «Никас Сафронов, великий художник России, гений». И всего за 250 рублей.
Никас Сафронов действительно гений. Гений самопиара. Он точно уловил спрос времени. За четверть века оброс богатыми и влиятельными заказчиками, наградами, стал модным именем светских хроник.
И вышло, как в известном анекдоте про обрезание, «во-первых, это красиво...»
В Художественном музее в одном зале на выставке Сафронова было собрано целое созвездие красавцев и красавиц. Живописец облачил кавалеров в рыцарские доспехи, императорские мантии, античные тоги и экзотичные кафтаны. От имен — головокружение. Роман Абрамович в кудрях и кольчуге навырост, Леонардо ди Каприо и Джордж Клуни тоже в чем-то средневековом. Дамы Софи Лорен,
Джоди Фостер, Моника Беллуччи — в порхающих бабочках, павлиньих перьях и звездочках. Не забыл художник и себя любимого, скромно стилизуя автопортрет под Гольбейна. В общем, сплошные «хрустальные люди на фоне хрустальных шариков», так названо одно из его манерных творений.
За эту нечеловеческую красоту любят Сафронова состоятельные заказчики портретов. Автор объясняет свои труды модой на духовность и называет портреты «ангелами-хранителями».
Напрягаться публике не надо. Игры в сюрреализм незатейливы. Моне Лизе подрисованы усики Дали. Метафоры предсказуемы и понятны самому неискушенному зрителю.
Книга отзывов полна восторгов: «Радуйте нас, поражайте, изумляйте, облагораживайте! Счастливы прикоснуться! Л. Филина, лектор-искусствовед». Экс- губернатор Юрий Лодкин причисляет Никаса Сафронова к продолжателям «славных традиций передвижников».
Правда, девочка Даша, желая похвалить столичного гения, невольно его разоблачает: «Все живо и ярко, как будто на фотографии».
Вряд ли ребенок слышал о случившемся скандале вокруг работ Сафронова. Солидные покупатели обнаружили, что портреты представляют раскрашенные краской фотографии. Первым обратил на это внимание бывший министр внутренних дел России, заплативший за портрет Путина две тысячи долларов. Пресса писала, что таких поделок у Сафронова в России больше, чем настоящих произведений.
В качестве коммерческого мероприятия выставку Сафронова можно, безусловно, отметить, как серьезный успех ее организаторов. А вот насчет истинного художества? Есть искусство настоящее, а есть шоу-бизнес. Может, потому наши самые престижные музеи и галереи России не спешат пополнять свои фонды и коллекции этим живописным глянцем.
Самая краткая запись в книге отзывов без комментариев: «Какой кошмар!» Один брянский художник назвал столичное светило «Хлестаковым от живописи». Действительно, «легкость в мыслях», то есть, в красках «необыкновенная». Мне же Никас Сафронов напомнил другого гоголевского персонажа — Черткова из повести «Портрет» про то, как талантливый художник, угождая заказчикам, разменивает свой дар на легкий успех, превращается в модную знаменитость.
Ну да Бог с ним, с Никасом. В Брянске в том же Художественном музее открыта выставка, которую действительно нельзя пропустить. Экспозиция «Авангард XX века» из галереи Санкт-Петербурга представляет творчество новаторов и великих бунтарей из 13 стран мира: Сальвадора Дали, Марка Шагала, Василия Кандинского, Рене Магритта... Цветная литография из частных коллекций — 60 работ, снабженных пояснительными стендами о развитии авангарда в каждой стране. Это искусство требует подготовки и понимания.
А в городском Выставочном зале на бульваре Гагарина в ноябре случилось настоящее событие. Потрясающая «Артмеханика» Виктора Григорьева из Санкт-Петербурга стала для многих открытием. Автор вдохнул душу, талант и юмор в свою заводную машинерию. Она жила, улыбалась, будила фантазию и помогала уловить ход времени, его пружину. «Ихтиандрушка», «Икарушка», «Сон маленького Чкалова», «Осколки», летучие рыбы и лошади, у которых крылья на месте. И как ни странно, они живее фотографичных сафроновских портретов
Татьяна РИВКИНД, журналист