Хлеб. Брянская область.
Две новости: 1. На Брянщине на два с половиной рубля выросли цены на социальные сорта хлеба, власти назвали повышение «плановым». 2. В Стародубе обанкротился местный хлебокомбинат «Колос», 70 человек остались без работы
Цена на хлеб была и все еще остается волнующей темой для местных политиков и СМИ, и потому ее обсуждают даже горячее, чем обычно. Обоснованно ли это? Самыми любопытными здесь, пожалуй, остаются неизжитые страхи. Дескать, перестанет власть присматривать за конечной ценой, и жди голодных бунтов. Меж тем очевидные цифры доказывают, роль хлеба по мере роста благосостояния граждан повсеместно уменьшается. В прошлом остались времена 90-х, когда «Каравай» производил и продавал булочки, в основном, в Советском районе, где трудится большинство брянских чиновников, и потому имелись какие-то доходы у потребителей, а в том же Бежицком — из-за отсутствия денег не было и булочек. Ныне доходов на хлеб хватает, да и покупают теперь его иначе, с выбором.
В гипермаркетах утверждают — продажи хлеба сегодня составляют всего несколько процентов всех продаж. Исполнительный директор Российского союза пекарей Валентина Ченских заявляет, что в последнее время в России снижается потребление хлеба, потому что меняются предпочтения потребителей, зато постоянно растет выпуск кондитерских изделий. Если 20 лет назад в стране пекли 18 миллионов тонн хлеба, то сейчас — всего 7 миллионов тонн, при этом сладостей готовят более 2 миллионов тонн в год.
По статистике, за последние двадцать лет потребление хлеба в России в расчете на человека уменьшилось вдвое. Хлебом больше не кормят скот — потому что дорого. Нет денег на хлеб — это, скорее, лукавые причитания алкаша, собирающего на улице на очередную бутылку, а не актуальная проблема общества, даже в провинции.
Хлебокомбинатам и пекарням области, а хлеб у нас производит множество больших и малых предприятий, живется непросто, особенно тем, кто делает ставку на дешевые сорта, цена которых регулируется властью. Заместитель председателя регионального комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Николай Клименко на областном совещании недавно признал, что на хлебокомбинатах области наблюдается снижение прибыли и рентабельности. Председатель комитета госрегулирования тарифов Брянской области Наталья Калюк даже заявила в конце минувшего года, что производство основных видов хлеба ржано-пшеничного и батона при действующих ценах для большинства предприятий хлебопечения стало убыточным. Ведь подорожало все: и сырье, и коммуналка, и с ужасающими темпами — энергия.
Чтобы разобраться в настроениях производителей и продавцов брянского хлеба мы составили список вопросов, на который и попросили ответить участников этого сегмента рынка. Увы, в опросе согласились поучаствовать немногие. В той же «Линии» после недельных размышлений отказались отвечать даже на наше письменное обращение. Возможно, по причине деликатности темы.
Любопытно в этой связи признание генерального директора ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» Василия Белина о том, что производство социального хлеба на предприятии в последнее время стало своего родом меценатством. Понятно, такая ситуация не могла продолжаться долго. Власть, два года подумав, решила ее поправить. Но насколько оправдано такое администрирование в управлении отраслью — это вопрос очень спорный. Впрочем, у Бежицкого хлебокомбината — одного из лидеров хлебопечения на Брянщине — есть поле для маневра. Здесь выпекают 170 видов хлебобулочных изделий. Основной доход, как говорят, складывается из всех видов «по чуть-чуть». И здесь, на удивление многим, не сокращают, а даже увеличивают объемы производства.
Труднее приходится небольшим, не успевшим вовремя провести модернизацию предприятиям. Именно это, как и давление со стороны белорусских производителей, объяснил как главные причины банкротства предприятия «Колос» в Стародубе глава администрации Стародуба Александр Коробко. По мнению Коробко, у хлебопеков имеется решающее преимущество перед другими отраслями — постоянный спрос на продукцию. Хлебопечение должно приносить прибыль, если все делать по уму, убежден он. И то, что хлебозавод в Стародубе перешел в итоге к более эффективному предпринимателю — владельцу пекарни из небольшого стародубского села Воронок лишь подтверждает вышесказанное. И завод опять заработал.
Кто и как борется в брянском хлебопечении за обновление оборудования, рынки сбыта, рост производительности по всем экономическим законам и не должно бы быть прямой заботой местной власти. Ей бы поощрять приход на рынки новых игроков и инвестиций. На деле выглядит совсем иначе. По официальной справке, областная власть имеет долю собственности в восьми хлебопекарных предприятиях. Больше того, в одно из них, в Фокинском районе, которое пытаются достроить с 2006 года, решено качать 1,8 млрд рублей бюджетных денег при планируемой производительности 90 тонн в сутки. С одной стороны, стройку давно начали и надо как-то завершать. С другой — эта идея с прямым участим государства в строительстве хлебозаводов сегодня выглядит очень по-советски. В прежние времена таким решениям было объяснение: огромные предприятия строили с учетом мобилизационных потребностей. Потому они были столь неповоротливы в обновлении ассортимента, производили много, но не очень качественного хлеба. Сегодня ситуация другая, потребитель стал более требователен. Любой гипермаркет в Брянске сегодня не мыслит себя без собственной пекарни, где порой производят совершенно невиданный раньше, пусть недешевый хлеб. Любопытно объяснение появления пекарен в магазинах: дело даже не в дополнительных доходах, покупателям нравится запах свежего хлеба, и они подсознательно больше времени проводят за покупками.
Как ни странно, в Брянске до сих пор не определились во мнениях, каким образом будет дальше развиваться хлебопечение. Если смотреть мировой опыт, то выясняется, что время огромных хлебозаводов решительно ушлов прошлое, их обошли в развитии и более чутком реагировании на спрос маленькие пекарни, которые открываются и успешно действуют в каждом микрорайоне. Но как живется небольшим предприятиям в Брянске, каковы их успехи и проблемы, власть, похоже, и не знает, а по привычке помнит лишь несколько старых фамилий и адресов.
Есть еще одна проблема. Наступление сетевых ритейлеров в области уже сказывается на хлебопечении. Похоже, не случайно в той же «Линии» не захотели отвечать, как там строят отношения с производителями. Даже директор мощного предприятия Белин признает, что реализация хлеба через крупные сети становится проблемой для хлебокомбината, в некоторые вообще не пускают, в других начинают диктовать отпускные цены, чтобы повысить собственную прибыль при продаже. И эта история брянской властью пока не исследована вовсе, хотя она прямым образом влияет на конечную цену хлеба. Впрочем, в какой-то мере претензии на невнимание к отрасли брянские хлебопеки могут адресовать и самим себе. Они до сих пор не научились в хорошем смысле сообща объяснять, защищать и лоббировать интересы отрасли. А коли так, то каждый получает, условно говоря, свои синяки и шишки.
И еще что любопытно. В общественном сознании не изжито мнение, что, если власть утратит прямой контроль над ценами, то вскоре непременно начнутся дефицит и хаос. Например, в магазине «Даурия» признали, что основной объем при реализации дает социальный хлеб и батон. Но добавляют: даже если цена на социальный хлеб перестанет быть фиксированной, то магазин не станет резко повышать цены, тем более, что он работает напрямую с производителями, в конечном итоге только спрос эту цену и определит. А в магазине «Фрегат» заметили, что, если бы цену на социальный хлеб отпустили уже в январе, она вряд ли бы выросла вообще. Магазину невыгодно терять покупателей. И потому цена буханки здесь сначала поднялась до 17, а потом даже опустилась до 16 рублей с небольшим.
Как бы то ни было, будущее в брянском хлебопечении за теми, кто сможет предложить хлеб по приемлемой цене и лучшего качества. К счастью, сегодня на брянском прилавке есть из чего выбрать
Ольга ЛАПАТКИНА, генеральный директор ОАО «Фабрика-кухня» ТМ «Журавли»:
— Как показала практика, наш выбор в пользу продукции, производимой по технологии заварных хлебов, без применения искусственных смесей, оказался верным. Особым спросом у покупателей сегодня пользуются хлеба «Литовский», «Литовский с семечками», «Вильня», «Любимый», «Благородный». Цены на наши хлебобулочные изделия не слишком отличаются от цен других производителей. Серьезная проблема — гигантские скачки роста закупочных цен на основное сырье — муку.
Наши потребители ориентируются на здоровое питание. Соответственно, сдобные изделия и изделия из пшеничной муки занимают меньший объем продаж. Основные продажи составляют хлеба. Думаю, сложности у производителей схожи. С точки зрения экономики это неэффективное налогообложение. Низкая рентабельность хлебопечения объективно сдерживает процесс модернизации предприятий.