ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ БРЯНСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1920-е ГОДЫ
Приход к власти большевиков в ноябре 1917 г. сопровождался ломкой привычной жизни. Перемены затронули не только политическую и экономическую сферы, революция принесла существенные изменения в повседневное существование людей, положила начало формированию нового быта.
Пока шла война, все хозяйственные и экономические организации Брянщины обслуживали нужды армии, поэтому вопросы, связанные с обеспечением продовольствием, жильем и др., решались в ущерб интересам населения. Городское хозяйство к 1920-му году пребывало в полной разрухе: почти не работал водопровод, отсутствовала канализация, дворы, городские площади и дороги были не чищены. Ввиду наступления весны, и как следствие распространения всевозможных инфекционных заболеваний, Управление при Брянском Исполкоме было вынуждено издать «Обязательное постановление». Оно предписывало гражданам очистить дома и дворы от мусора и нечистот в двухнедельный срок. Домовые и квартальные комитеты согласно этому постановлению должны были организовать артели из неработающего населения для очистки улиц, площадей и источников питьевой воды. Виновных в невыполнении постановления требовалось подвергать штрафу в 10 тыс. рублей или аресту в концентрационный лагерь.
Брянск. Петрова гора
Работа по благоустройству Брянска продолжалась всю весну и лето 1920 года: строилась лестница на Петрову гору, расчищалась базарная площадь, по улицам Фокина и другим огораживались сады, на Верхнем Судке вниз по Фокинской улице вбивались ступени для удобного спуска. Работа продвигалась достаточно медленно. Не хватало не просто рабочих рук, катастрофически не доставало специалистов - столяров, каменщиков, строителей (в определенные дни на работы приходило до 95 % женщин-домохозяек), существовал серьезный дефицит инструментов (пил, топоров) и работать приходилось по очереди.
Решая проблемы обеспечения населения жильем, Жилотдел Брянской губернии весной 1920 года приступил к реализации Декрета Совнаркома, который предписывал не останавливаться перед самыми решительными мерами, например, выселением «буржуев» из их квартир и вселением туда семей рабочих. Однако «квартирный вопрос» решался медленно. В виду серьезности ситуации редакция брянских «Известий» предложила населению сообщать о каждом случае нарушения прав трудящихся на получение жилья, а также о всяких беззакониях и злоупотреблениях, а их было предостаточно. Так, были зарегистрированы случаи, когда нуждавшиеся в жилье люди без разрешения Жилотдела самовольно вселялись в дома и квартиры, зачастую предъявляя поддельные мандаты.
С окончанием эпохи «военного коммунизма» была вновь введена плата за жилье, в том числе съемное. Домовладельцы, не смотря на официальные запреты, поднимали квартплату. Так, по установленному тарифу рабочий мог платить до 10 копеек золотом за сажень, «нэпманы» платили по 2 рубля 30 копеек и выше. Естественно, что собственники жилья пытались всевозможными способами «выжить» невыгодных квартиросъемщиков: разламывали печи, перекрывали трубы в их комнатах и пр.
Квартирный кризис достиг небывалого масштаба. Например, рабочие завода «Профинтерн» жили по 10-12 человек в маленьких комнатках. Администрация крупных предприятий видела выход в создании рабочих кооперативов (товариществ). К концу 1924 года на заводе «Профинтерн» товариществом рабочих было построено 10 четырехквартирных домов и трехэтажный дом на 24 квартиры, к концу 1925 года появилось еще 70 домов с 200 квартирами, расположенных от станции Сельцо в сторону реки Десны. Жилищное товарищество Мехартзавода построило 20 (двух- и трехквартирных) новых домов для рабочих. Что представляли из себя эти квартиры? Каждая из них состояла из 2-3 комнат с кухней. С крыльца -вход в небольшой коридорчик, ведущий в переднюю. Направо из передней - большая комната, из которой дверь в комнаты поменьше. Налево - двери в кухню и кладовую. Из кухни - «черный ход» (выход) во двор. Рядом с крыльцом пристроена еще одна кладовая. Одна печь обогревала кухню и все комнаты. Во дворе предполагалась постройка сараев.
Однако уже в 1926 году Отдел Жилкооперации Губисполкома Брянска отмечал снижение интереса рабочих к кооперативному строительству. Этому были объяснения: дома вводились в эксплуатацию с годичным отставанием, их распределение проводилось со всякими нарушениями. Например, вне очереди получали квартиры крестьяне, которые продавали дома в деревне и могли сразу заплатить всю сумму стоимости жилья. Больше же всего рабочих не устраивала высокая квартплата. Так, за небольшую квартиру приходилось платить от 11 до 18 рублей в месяц, 8 рублей стоили дрова. При том, что зарплата квалифицированных рабочих доходила до 50 рублей. За вычетом налогов, платы за коммунальные услуги и т. д. на жизнь оставалось около 20 рублей.
В 1928 году губернская комиссия, состоявшая из партийных профсоюзных представителей и работников Советов, провела обследования условий жизни рабочих поселков 5-ти предприятий Брянской губернии (трех стекольных фабрик, фаянсового и чугунно-литейного заводов). К каким же выводам пришла комиссия?
В каждом рабочем поселке строительство индивидуального и кооперативного жилья проходило усиленными темпами, возникали десятки новых небольших домиков, новые улицы и слободы. Так, например, в поселке Песочня в 1927 году было выдано 60 разрешений на индивидуальное строительство. Однако оно протекало стихийно, без всякого плана. Рабочие поселки скорее напоминали громадные деревни, чрезвычайно разбросанные. Отчасти это объяснялось желанием рабочих обеспечить себя приличной усадьбой, так как подсобное хозяйство продолжало играть ведущую роль в снабжении семей продуктами питания. В то же время такая застройка была серьезным препятствием к осуществлению каких-либо мер по благоустройству: проведению водопровода, канализации, постройки дорог.
Комиссия отмечала недостаточную освещенность улиц и домов рабочих поселков, прежде всего из-за плохого качества проводки и утечке энергии. Так, сельсовет в поселке Бытошь установил за свой счет 8 фонарей, но 4 из них так и не заработали. Водопроводов нигде не было. Воду брали из колодцев, которые не всегда чистились и ремонтировались, или прямо из заводских прудов и речушек.
Большинство рабочих продолжало жить в общежитиях. В этот период общежитие обычно - большая, длинная постройка казарменного типа. Оборудованы они были крайне скудно: голый топчан, скамейки, несколько плохо сбитых столов. Были отмечены случаи, когда рабочие спали буквально на голых досках, не было даже матрасов, набитых соломой.
К празднику 8 Марта 1924 года в Брянске была открыта первая общественная столовая, которая обслуживала до 500 человек в день. В столовой существовал «уголок культуры» и читальня на 30-40 человек. В мае 1924 года была открыта рабочая столовая на Мехартзаводе, которая выдавала дешевые обеды. В ней также был оборудован читальный зал.
Постепенно столовые стали появляться на других крупных предприятиях Брянска. Однако в рабочих поселках (даже больших, с населением до 8-10 тысяч человек) к концу 1920-х годов так и не открылось ни одной общественной столовой. В поселке Песочня, например, во время обеденного перерыва литейный цех превращался в своеобразную кухню: сковороды и чугунки рабочих стояли прямо на горячем литье, здесь же на верстаках, а иногда и на полу рабочие располагались со своими узелками.
В октябре 1920 года в Брянске был открыт «Дом санитарного просвещения». Цель открытия - знакомить массы с вопросами, имеющими отношение к медицине и личной гигиене. Прежде всего, необходимо было проинформировать население о возможных мерах борьбы с все более распространявшейся эпидемией тифа, а также, испанского гриппа, воспаления легких и др. «Дом санитарного просвещения» включал в себя музей и библиотеку. В музее были собраны плакаты, таблицы, рисунки по разным отраслям медицины, а также предназначенные для демонстрации препараты человеческих органов, поврежденные всевозможными заболеваниями. В библиотеке любой желающий мог ознакомиться с популярными брошюрами, посвященными злободневным вопросам гигиены.
Распространенным средством поддержания чистоты были городские бани. После революции большинство из них было обобществлено. В сентябре 1920 года СНК РСФСР принял специальный декрет «Об обеспечении населения республики банями», который обязывал местные власти предоставлять соответствующие услуги. Однако повсеместный развал хозяйства не позволял обеспечить работу бань на должном уровне. В условиях разрухи первоочередное пользование ими предоставлялось красноармейцам, которые, как правило, банные процедуры совмещали со стиркой обмундирования. Население могло беспрепятственно пользоваться банями в так называемые «Недели чистоты». Самыми популярными средствами для поддержания чистоты тела и стирки белья помимо мыла, которое было дефицитом, являлись очищенная карболка, известь, «насекомояды».
Брянское население обслуживали две бани. Одна - завода Арсенал, где городские жители, не работавшие на предприятии, могли мыться только по четвергам. Другая - городская, которая находилась в полуразрушенном состоянии. С наступлением НЭПа положение с банными городскими хозяйствами незначительно, но улучшилось, так как наряду с городскими банями были открыты частные. В 1922 году была отремонтирована городская баня, в ней появились номера.
Тем не менее, на протяжении 1920-х годов население чаще всего не могло позволить себе ходить в баню 2-3 раза в месяц как в то время рекомендовали врачи и ограничивались одним разом.
Однако удобная и элегантная одежда для большинства населения страны, также как и для населения Брянской губернии, была несбыточной мечтой. Готовое платье было купить почти невозможно и стоило оно дорого. Цены на обувь, которую продавалась на брянских рынках, в 1924 году были следующие: сапоги яловые - 18 рублей 20 копеек; штиблеты - 18 рублей.
Средняя зарплата в этот же период у рабочего высокой квалификации доходила до 30 рублей в месяц. Рабочие, занятые низкоквалифицированным трудом, мелкие служащие, учителя получали 10-11 рублей. Самым доступным материалом для пошива платья оставался ситец - 40 копеек (за аршин) и сатин - 65-75 копеек. Кроме того, шили одежду из полотенец, одеял, домотканого полотна, так как фабричную ткань было достать слож- но. Сукно гвардейское черное стоило 5 рублей 50 копеек. Если появлялась возможность его купить, шили выходные костюмы, которые носили долгие годы. Самая популярная обувь 1920-х годов - калоши (галоши) - 3 рубля 80 копеек за пару. Причем калоши носили не только поверх кожаной обуви и валенок, чтобы уберечь их от намокания и грязи, но и самостоятельно.
В 1920-е годы важнейшим условием оздоровления человека считалась физическая культура.
В 1920 году все граждане мужского пола Брянска, а также прилегающих к нему слобод, 1902-1904 годов рождения должны были ежедневно являться на Полевую площадь для прохождения курсов физического развития. Остальное население независимо от пола и возраста могло заниматься по желанию в различных секциях (футбольной, легкой и тяжелой атлетики, гребного спорта на Десне и др.).
В августе 1920 года в Брянске была проведена первая губернская олимпиада. Вот как описывалось торжественное закрытие спортивного праздника в местной газете: «В 4 часа дня организационными группами спортсменов была заполнена вся Полевая площадь. Под звуки музыки двух оркестров были выполнены вольные упражнения, одиночная и групповая машинная гимнастика, пирамидальные упражнения, танцы с гирляндами и т. д. Загорелые, в однообразных спортивных костюмах, поочередно одна за другой продефилировали перед зрителями довольно хорошо организованные группы спортсменов... В конце состязания этого дня состоялся футбольный матч 2-х команд (рижско-орловской ж/д и бежицкой). Игра продолжалась 135 минут и первенство осталось за бежицкой командой, которая выиграла со счетом 1:0. По окончанию соревнования были розданы призы выдающимся участникам (более 100 штук)». На протяжении 1920-х годов такие олимпиады проводились ежегодно.
Гимнастическая пирамида
В июне 1922 года состоялось торжественное открытие Красного стадиона им. В.И. Ленина в Брянске. Сначала был проведен митинг, на котором с приветственными словами выступили представители партийных, профессиональных и комсомольских организаций, частей Красной Армии. Затем по стадиону прошел парад физкультурников, были показаны любимые зрителями различные гимнастические упражнения.
В 1925 году в губернии развернулась кампания по оздоровлению подрастающего поколения, прежде всего пионеров и комсомольцев. Удалось выявить примерное недельное расписание комсомольца-активиста:
понедельник - занятие в политкружке;
вторник - партийный день, изучение партийного опыта;
среда - организация группового чтения, заседание комсомольской ячейки;
четверг - участие в семинарии;
пятница - союзный день;
суббота - работа в коллективе пропаганды и редакционной комиссии;
воскресенье - участие в клубной работе, заседание в правлении клуба.
Кроме этого комсомольцы и пионеры были членами различных общественно-политических организаций. Усмотрев значительные перегрузки в деятельности активистов молодежных движений, специально-созданная комиссия рекомендовала сократить количество проводимых общих собраний до 2-х в месяц. Воскресенье сделать обязательным днем отдыха. В этот день настоятельно советовалось проводить прогулки и экскурсии, организовать игры на свежем воздухе, катание на коньках, санках и пр. Большое внимание уделялось санитарному состоянию помещений, в которых собирались активисты.
Летом 1927 года в Брянске впервые были проведены физкультурные соревнования членов профессиональных союзов: между металлистами, текстильщиками, кожевниками. В 1928 году было проведено первое губернское межсоюзное соревнование, в котором приняли участие 8 союзов. На первом месте оказались металлисты, на втором - железнодорожники и на третьем - служащие советской торговли. Довольно популярными стали шахматно-шашечные турниры. Летом 1927 года в Брянске был проведен большой шахматный матч на 100 досках с 200 участниками и шахматный турнир между шахматистами Брянской и Орловской губерний.
Однако в целом в 1920-е годы интерес к спорту у горожан был невелик. Отсутствовало и достаточное количество квалифицированных инструкторов физкультуры. Всего участников секций по губернии насчитывалось чуть более 3000 человек. Любителями спортивных занятий оставались, прежде всего, подростки и молодые мужчины.
Основная часть населения в свободное время отправлялась в парки, где как и в дореволюционное время снова играла музыка, а в летнее время по вечерам устраивались танцы. Только музыкальный репертуар был несколько иной, наряду с привычными лирическими мелодиями звучали революционные и военные марши, а на сцене обязательно выступали самодеятельные актеры из рабочих.
В Брянске особенно был популярен сад «Металлист», который открылся 15 мая 1921 года на месте бывшего сада общества «Трезвость». Здесь играл духовой оркестр рабочих-металлистов, на открытой эстраде выступал хор балалаечников-металлистов и духовой оркестр.
Танцевальные вечеринки были основным развлечением молодежи Брянской губернии в этот период. «Молодежь затанцевалась, а ячейка спит», - били в набат комсомольцы поселка Ивот в газете «Молодой пролетарий» в марте 1925 года. - Вечеринки с танцами занимают первое место в жизни ивотской молодежи и подростков. Каждую ночь можно слышать стрельбу и крики дерущихся и т. д. На утро все ходят подвязанными, а с вечера опять драки».
Некоторые комсомольские организации принимали специальные решения, запрещающие ее членам танцевать. «Танцы - буржуазное наследство, они не соответствуют духу пролетарской нравственности, кроме того, увлекаясь танцами, комсомольцы отрываются от союзной работы», - было записано в постановлении собрания ячейки Фокинской комсомольской организации.
Комсомольцы и пионеры были передовым отрядом новой власти в борьбе с «буржуазным пережитками», в том числе с религиозными праздниками. Подростки и молодежь активно участвовали в акциях, разоблачающих «старую» культуру, и по мере сил и воображения создавала «новую».
Так, в 1923 году комсомольцы Брянска разработали план проведения «Комсомольского рождества». В субботу 6 января в клубах «Металлист», им. Фокина, Военного госпиталя, Городском клубе, Школе III Интернационала, Новом театре проходили бесплатные лекции на тему «Как рождаются боги». С 7 часов вечера все слушатели направлялись к могиле Фокина, возле которой устраивались митинг и фейерверк. Затем демонстрация двигалась к клубу им. Фокина, где устраивалось сожжение изображений бога и черта. После окончания все присутствующие направлялись по клубам, где им предлагали различные театральные постановки и танцы.
В семьях комсомольцев активно внедрялся ритуал «октябрин», который должен был заменить обряд церковного крещения ребенка. Первые «октябрины» вызывали неподдельный интерес населения. Всех интересовало: будет ли купель, кто будет попом и т. д. В залы, в которых осуществлялся ритуал, набивался народ. Звучала мелодия «Интернационала» и открывалось торжественное собрание. Со сцены произносился доклад о задачах строительства «нового быта» и его преимуществах по сравнению со старым. Затем новорожденным давались имена. Чаще всего это были имена деятелей революционной эпохи (например, девочек называли Инессами в честь Инессы Арманд или Розами в честь Розы Люксембург). Были и достаточно необычные варианты, например Ноябрина, Тракторина, Рем (от Революция мировая). Комсомольцы брали шефство над новорожденными и зачисляли их в юные пионеры. Затем преподносились подарки (значок и галстук пионера, отрез ситца и пр.). После этого все расходились. «Октябрины» стали настолько распространены среди населения, в том числе и беспартийного, что приходилось «октябрить» сразу оптом нескольких детей и выделять специальных работников из числа партийных и комсомольских активистов по «поповским» делам.
Еще одним проявлением «нового быта» стали комсомольские свадьбы. Первая из них состоялась 26 декабря 1924 года в Бежице.
К 8 часам вечера Рабфак им. Бухарина был переполнен. Торжественное заседание открыл секретарь комсомольской организации, который приветствовал новобрачных. Затем их поздравляли представители от Губкома, Профсоюза, Рабобороны, от девушек-комсомолок. Затем молодоженам преподнесли подарки. Это были недорогие предметы домашнего обихода и брошюра с речью В.И. Ленина на III съезде комсомола. Праздник закончился. В 1920-е годы широкое распространение получила клубная работа с населением. В 1928 году в Брянской губернии насчитывалось 90 клубов, которые, правда, часто состояли из одной комнаты. В это же время строился Дворец культуры (Клуб металлистов) в Бежице.
Только что был построен и начал работать клуб, переоборудованный из церкви, при чугунно-литейном заводе в Песочне. Открылся небольшой клуб металлистов в Жу-ковке. Строился гигантский по тем масштабам клуб железнодорожников станции Брянск МКВ (в Фокинском поселке) со зрительным залом на 1200 человек.
Разрабатывались планы строительства клубов при Брянском механическом заводе № 13, в Думиничах и Сукремле. Старые клубы чистились, ремонтировались, увеличивали свои площади.
Посетители клубов могли поучаствовать в работе различных кружков (всего их насчитывалось до 500). Особой популярностью среди клубных посетителей пользовались драматические кружки. Ряд клубов переходили от небольших постановок-агиток, распространенных в начале 1920-х годов, к серьезным спектаклям и соперничали с профессиональными театрами. Так, пьесы «Шторм», «Святой Иорген» в Бежице, «Шторм», «Савва» в Фокинском клубе железнодорожников, заслуживали высокую оценку зрителей и критиков. Отмечался довольно высокий уровень театральных постановок в Стародубском и Клинцовском уездах. Учитывая общую театральную неподготовленность большей части самодеятельных актеров и зрителей, режиссеры старались сделать спектакли доходчивее, «проще и искреннее». Перед началом выступления актеров часто проводилась беседа о творчестве писателя, разбирался замысел его произведения. Так, например, перед постановкой пьесы «Мещане» было прочитано вступительное слово о творчестве М. Горького, с большим вниманием выслушанное присутствующими.
Еще большее распространение, чем клубы, в 1920-е годы получили «красные уголки», которые организовывались на государственных предприятиях и в учреждениях.
«Красные уголки» задумывались как места отдыха, где проводились бы беседы на различные темы, часы вопросов и ответов, громкие читки газет и журналов, турниры по шахматам и шашкам и даже художественные выступления. Основная же задача «красных уголков» заключалась в политическом просвещении населения. Внешнее убранство уголка, плакаты, лозунги, диаграммы, тематика бесед и содержание литературы должны были знакомить посетителей с задачами, стоящими перед Советской властью, планами по построению социалистического общества и успехами в реализации этих планов.
К концу 1927 году в Брянской губернии насчитывалось более 500 «красных уголков». Не все они могли похвастать высокой посещаемостью. Многие из них критиковались за отсутствие порядка, чистоты, уюта. На стенах зачастую висели пыльные плакаты, не отвечающие «лозунгам дня». Те же «уголки», организаторы которых смогли создать неформальную обстановку, живое обсуждение насущных проблем населения, устраивать чаепития (по приемлемой цене), действительно становились местом отдыха, прежде всего мужского населения. Жены-домохозяйки жаловались, что мужья после работы не спешат к домашнему борщу и пирогам, а подолгу задерживаются в клубах и «красных уголках», обсуждая проблемы производства, политики, спорта.
«Культурную революцию», которую большевики провозгласили одной из важнейших задач, невозможно было осуществить, не приобщив население к чтению необходимой идеологически выдержанной литературы. В Брянской губернии эту задачу было решить не просто, учитывая, что лишь 27% (по переписи населения 1920 года) было грамотным, и это относилось, прежде всего, к городскому населению. В сельской местности - 64% мужчин и 90% женщин не умели ни читать, ни писать. Наряду со школой просветительные функции должны были выполнять библиотеки. Однако в условиях НЭПа местная власть не всегда находила денежные средства на содержание библиотечных зданий и изб-читален, которые массово открывались в сельской местности в послереволюционное время. Редко пополнялись их книжные фонды. В 1922 году избы-читальни, которых насчитывалось до этого около 500, практически перестали существовать.
Выступление пионеров
Летом 1922 года на заседании Брянского губисполкома было решено прикрепить избы-читальни к различным организациям и содержать за их счет. В 1927 году их насчитывалось уже более 200. В задачи работников изб-читален входили: выдача книг населению; читка вслух для посетителей газет, журналов и др. литературы; проведение разъяснительных бесед; организация различных кружков (сельскохозяйственных, самодеятельности, шахматных и т. д.); участие в проведении посевных и уборочных кампаний; справочная работа.
Несмотря на постепенное увеличение финансирования культурно-просветительских учреждений, материальное положение их было все еще неудовлетворительным. Многие избы-читальни размещались в ветхих зданиях без света и тепла, с провалившимися полами и дырявыми крышами. В некоторых избах-читальнях не было даже скамеек, и крестьянам, пришедшим послушать какой-либо доклад, приходилось сидеть на полу. Из-за отсутствия зимой дров некоторые избы-читальни на протяжении 2-3 месяцев были закрыты и не вели никакой работы. Недостаток средств не позволял пополнять избу-читальню новой литературой, а также выписывать необходимые для работы газеты и журналы. К 1928 году количество изб-читален по губернии увеличилось до 263. Однако этого было недостаточно: одна бюджетная изба-читальня приходилась в среднем на 39 сельских населенных пунктов и обслуживала около 8000 человек.
Для того, чтобы максимально приблизить книгу к читателю, создавались библиотеки-передвижки. Они обслуживали населенные пункты, в которых не было стационарных библиотек. В 1926 году фонд библиотек-передвижек Брянской губернии насчитывал чуть более 40 тыс. книг. В каждом населенном пункте такая передвижная библиотека останавливалась на срок от двух до четырех недель.
Шариков Н. Библиотека-передвижка
В городе библиотечное дело развивалось несколько лучше. В 1926 году в Брянске функционировали три библиотеки. При центральной городской библиотеке имелось детское отделение. Читателями являлись 1384 человека. В Клинцах действовали две городские библиотеки.
На 1 августа 1927 года по учтенным библиотекам губернии числилось 213243 книги и помимо этого в передвижных фондах - 26852. По жанру книги делились таким образом: беллетристика - 26,4%, научных - 56%, детских - 1,8%. Остальная литература (13,3%) - неизвестного содержания. Читательский спрос распределялся следующим образом: за один месяц 1927 было выдано беллетристики - 17536, книг научного содержания -6591, детских - 3982, прочих - 4986.
Однако самым популярным и массовым видом искусства в этот период становится кино. В 1927 года в Брянской губернии насчитывалось 73 стационарных кинотеатров и 63 кинопередвижки, обслуживавшие сельскую местность. При этом некоторую озабоченность местных властей вызывал репертуар кинотеатров. Совкино, вынужденное в условиях НЭПа, заботиться об окупаемости фильмов, делало ставку на приключенческие и мелодраматические жанры. «Король трюков», «Человек без имени», «Власть прерий», «Дом ненависти» и др. вызывали неизменный аншлаг со стороны зрителей. Конечно, интересом пользовались и производственные, исторические, научные фильмы, но их было недостаточно. Появились детские кино-утренники.
Мода 1920-х годов