1802 год Брянск расширяет границы
В записках о путешествиях Василия Зуева говорится, что в 1802 году Брянску был дан новый, разработанный по правилам градостроительства того времени план. Он учитывал реальное положение города. Были намечены перспективы его развития. Предусматривалось, что городские кварталы должны быть укрупнены, улицы классифицированы по своему значению, уточнено положение городских площадей.
Центральной улицей города была Московская. Она сохранила свое главное значение прибрежной продольной магистрали. Ныне это улица Калинина. Как и многие века, эта улица вела через Десну на Жиздру, а далее на Москву.
В другом, противоположном направлении — от адмиралтейского места или так называемых галерных сараев, складов — на город Карачев и далее на Орел.
Второй продольной магистралью была запроектирована в нагорной части города Петропавловская улица. Ныне это проспект Ленина. Эта улица была разделена Судками. Значение ее было важно. В одной ее части, где располагался Петро-Павловский монастырь, она переходила в дорогу на Рославль. На этом месте сейчас расположена гостиница «Брянск». На противоположном конце улица в районе нынешней площади Партизан разветвлялась на пути, ведущие в Карачев и Трубчевск. Нижняя часть города соединялась с нагорной.
В статистическом отчете за 1853 год брянский городничий сообщал, что в городе считается плановых кварталов 75, он имеет в окружности 10 верст, под поселением состоит земли 271 десятина 53 сажени.
Брянская городская дума в 1875 году на своем заседании обсуждала вопрос о частичном изменении плана города. Было решено: «Поручить управе распланировать участки Лубянки и Нижний Судок, а также рекомендуемые управою новые места за Трубчевскою и Рославльскою заставами, а также за Жиздринскою заставою, в Нижней Ямской слободе и за Десною, между лесопильнею г-на Бабкова и за Речскою слободою, предложив желающим селиться, кому будет возможно, на прежних, а остальным — на новых местах...»
В 1904 году протяженность всех улиц и переулков Брянска составляла тридцать пять километров, а тротуаров — почти наполовину меньше. Первая шоссейная мостовая возникла в 1867 году на Московской.
Шли годы. Город рос, как и его предместья. Улицы Верхне-Ямская, Верхняя Лубянка, Зарецкая, Кузнечная, Нижняя Лубянка, Нижне-Ямская, Новая, Новые Выселки, Привокзальная расстраивались. Расширялись Володарский и Льговский (Фокинский) поселки, через два года к Брянску были приписаны населенные пункты Урицкий, Стеклянная и Чугунная Радица...
В 1924 году общая площадь Брянска (без города Бежицы) с пригородами, состоящими в ведении городского Совета, составляла почти 44 тысячи квадратных саженей (сажень равняется 2,1336 метра). Парки, бульвары занимали почти 15 тысяч квадратных саженей. Общая длина улиц, переулков — более 50 тысяч саженей. В 1926 году в нынешнем Советском районе города Брянска насчитывалось 27 тысяч жителей, в Володарском — 10 тысяч, в Фокинском — 9. Более 31 тысячи человек проживало в те годы в Бежице. В черту города Бежицы в 1934 году включены села Городище, Бежичи, Бордовичи, Чайковичи.
В седьмом томе Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 году, сообщается, что Брянск вместе с пригородами Карачиж и пристанционными поселками Володарский и Фокинский занимает площадь более сорока девяти квадратных километров. «Город вытянулся вдоль правого, высокого берега р. Десны, изрезан глубокими оврагами; на левом низменном берегу расположились пристанционные поселки. Благодаря изрезанной поверхности планировка города не является правильной», — подчеркивалось в ней.
Особенно расширил свои границы областной центр, когда в 1956 году два самостоятельных города — Брянск и Бежица объединились в единый.
«Наш областной центр после объединения Брянска и Бежицы в один город превратился в крупный промышленный и транспортный узел юго-западной части Российской Федерации, — писала газета «Брянский рабочий» за 18 августа 1956 года. — В городе работает 80 промышленных предприятий. Они дают Родине энергопоезда и турбины, дорожные и строительные машины, стальное литье и фосфоритные удобрения, строительные материалы и широкий ассортимент товаров народного потребления...» Далее газета отмечает, что в городе возводятся тракторный завод, камвольный комбинат, заводы строительных машин и стеклотары, хлебозавод, фабрика клавишных инструментов, молокозавод, макаронная фабрика, ведется большое жилищное и культурное строительство. Из Куйбышева и Шебелинки в Брянск прокладываются нефтепровод и газопровод.
Возросло, конечно, и население. В 1959 году оно составляло в Брянске 227 тысяч человек. Самым крупным был Бежицкий район — без малого 85 тысяч человек. В Советском районе проживало более 60 тысяч, в Фокинском — свыше 33 тысяч, в Володарском — 29 тысяч. Число жителей в городе на один квадратный километр составило 2075 человек.
В связи с объединением двух городов был скорректирован и генплан 1945 года. Намечались новое строительство, реконструкция старых и постепенный вывод из города или изменение профиля промышленных предприятий с вредными в санитарном и опасными в пожарном отношении производствами, перебазирование из зон жилой застройки мелких промышленных и коммунальных предприятий, складов, размещенных в ветхих помещениях.
Предусматривались озеленение, меры по защите атмосферы и водоемов от загрязнения. Намечалась программа строительства объектов культурно-бытового назначения, улучшения транспортных связей между районами, жилыми и промышленными зонами. Большое место в генплане отводилось дальнейшему формированию архитектурного облика центральной части города, созданию архитектурных комплексов во всех районах. Из всего намечавшегося значительная часть была выполнена, многое осталось на бумаге. План развития города претерпел корректировку. Если раньше Брянск виделся в перспективе устремленным ввысь, то ныне картина иная. Меняются его планировки, схемы коммуникаций.. . Сама концепция рассчитана на много лет.
У Брянска есть особенность. Десна делит его на две части. Правый берег реки — высокий, крутой. Советский район расчленен оврагами. Бежицкий, Володарский, Фокинский расположены на левом берегу Десны. Он низкий, пологий. Город исторически сложился так, что все районы друг от друга отделены поймой. Во многих местах она заболочена, изобилует небольшими старицами, в период весенних паводков затопляется. Разливаются Десна, Снежеть и Болва.
Одно время шло бурное обсуждение: застраивать пойму Десны или нет. Одни предлагали намыть земснарядами песок из реки и сооружать здания. Сторонники другого подхода считали, что ни в коем случае не следует это делать. Затраты огромны. Город потеряет свой облик. Сократится зеленая зона. Победил разум. Овраги, пойма реки — это «легкие» города. А огромная растянутость — уйма дополнительных затрат.
Современный город — это не только внешний вид, улицы, площади, парки, скверы, фонтаны, клумбы цветов, театры, библиотеки, музеи, магазины... Это подчас малозаметное, но очень важное жизнеобеспечение: подземные телефонные, электрические, газовые, водопроводные, канализационные сети, ливневые стоки... Возьмем, например, протяженность всех водопроводных сетей. Они протянулись почти на шестьсот километров. Город ныне потребляет ежесуточно по линии водоканала семьдесят тысяч кубометров воды. На каждого жителя приходится в среднем триста тридцать литров в сутки. Много воды расходуют промышленные предприятия. Воду дают подземные скважины, Бордовичский водозабор на Десне... Протяженность канализационных сетей превышает двести пятьдесят километров. К ним подключены все хозяйственно-бытовые предприятия, заводы, фабрики, многоэтажные жилые дома и ряд индивидуальных. В сутки через канализационные очистные сооружения проходит 180-190 тысяч кубометров сточных вод.
Первый водопровод в Брянске появился в 1905 году. Его протяженность тогда была восемь километров. В 1939 году водопроводной сетью за год было дано брянцам (без Бежицы) два миллиона кубических метров воды. Это составляло шестьдесят литров в сутки на одного человека. К водопроводу длиною в шестьдесят километров было подключено 496 домов, 319 водопроводных колонок находилось на улицах.
Сравним цифры прошлого и сегодняшнего дня по другим показателям. В 1794 году в городе было пятьдесят фонарей. От небольшой электростанции, построенной в 1915 году, электросвет получали лишь несколько домов богатых владельцев. В 1940 году более 7000 зданий было присоединено к электрической сети. 620 электрических фонарей освещали площади и улицы. Ныне их не счесть.
Когда в 1909 году впервые появился в городе телефон, то станция имела тридцать абонентов. Спустя семь-восемь лет действовало уже пятьсот номеров. В 1913 году на Риго-Орловском вокзале и станции Брянск-Льговский были установлены телефоны-автоматы. Сейчас телефонная сеть протянулась почти на две тысячи триста километров. К семнадцати станциям всего подключено более девяноста четырех тысяч абонентов, у населения свыше семидесяти семи тысяч телефонов. К услугам горожан 450 картофонов универсальных и таксофонов. А сколько мобильных?
Общая жилая площадь Брянска ныне превышает семь миллионов квадратных метров. В среднем на одного жителя приходится общей площади почти пятнадцать, а жилой — более девяти.
Город растет, расширяются его границы. Например, чтобы добраться из Чай-ковичей Бежицкого района до мясокомбината, расположенного в Фокинском, нужно преодолеть расстояние примерно в сорок километров, а от памятника летчикам, что в Советском районе, до Большого Полпина в Володарском — более двадцати километров. Город — сложное хозяйство, огромное. Множество умов занято его оформлением, застройкой, развитием.
Я. Соколов