Город Севск Брянщина
ЛИЦОМ К СТОЛИЦЕ
До образования Киевского государства и задолго до летописного упоминания - в 1146 году - Севск был поселением славян. Длительное время город-витязь нес охрану южных рубежей земли русской.
Самой древней и укрепленной еще в XII веке частью поселения был Севский кремль - Малый город, или Городок. Городок был окружен со всех сторон водной преградой и двойными дубовыми рублеными стенами с башнями. Южнее городка располагался Большой город, защищенный частоколом из заостренных бревен по земляным укреплениям. Шесть башен усиливали его надежность. Внутри Большого города находился воеводский двор, караульная и приказная избы и три церкви. Здесь жили военные люди.
Городок и город соединялись мостом, перекинутым от Большого города к самой высокой 8 угольной башне Городка - Пречистенской. Кроме этой башни Городок охраняли еще четыре. Тут было все необ ходимое для обороны крепости.
Между рвами, с юга от крепости, в XVII веке возникла третья часть города: Оболонье - посад, образовавшийся из Новоселебной слободы, где селились торговцы, промышленники, семьи военных и приезжие.
Севернее Городка, окруженная валами, находилась Замарицкая часть, которая была заселена в XVII веке «служилыми людьми». Здесь расстраиваются Стрелецкая, Пушкарная, Солдатская и Казачья слободы, а северо восточнее, на левом берегу Сева, возникает Спасо Преображенский монастырь. Свободная планировка Оболонья и Замарицкой части живописно определялась рельефом местности.
Центральным ядром города была крепость, расположенная на самом высоком месте и господствовавшая над всей остальной застройкой и прилегающим ландшафтом.
В XVII веке Севск стал центром обороны Русского государства со стороны польско литовской границы. С ним связана подготовка
крымских походов, в которых участвовало и городское ополчение. После полтавской победы Севск постепенно теряет свое оборонное значение в связи с удалением границ государства. 19 апреля 1718 года пожар уничтожил почти весь Большой город. Позже его обветшалая ограда была разобрана, валы осели и разрушились, рвы обвалились.
О древнем облике Севска сегодня напоминает некогда обработанный откосами холм неправильной четырехугольной формы, на котором и находился Городок.
В 1778 году Севск становится уездным городом Орловской губернии, получает первый план, который должен привеститород в регулярную систему. Регулярный план почти не нарушил историческую градостроительную структуру: главной планировочной продольной осью осталась улица, следовавшая направлению старой Московской дороги - Большая Киевская (ныне улица Ленина). Была намечена и главная поперечная ось города. Она соединила с Красной площадью окраинные церкви - Вознесенскую и Никольскую, расположенные по обе стороны площади. Вместе с Успенским собором, Знаменской и Пятницкой церквами эти церкви создавали лицевой фройт, обращенный в сторону Москвы. Укрепились планировочные связи города с пригородным окружением. Вознесенская церковь новой площадью открывалась на реку и пойму, была увеличена Красная площадь, использовались акцентные участки рельефа для размещения новых вертикалей городского силуэта: Варваринской церкви - на юго-западе, Иоаннопредтеченской - на северо-западе (не сохранились), Никольской - на бровке реки Марицы.
В течение XIX - начала XX веков регулярный план воплощался в камне и донес до нас классическую планировку XVIII века. Ныне исторический архитектурный облик города формируется зданиями, построенными в XVIII и XIX веках и начале XX века. Художественная выразительность его силуэта создана несколькими церквами, господствующими над одно- и двухэтажной жилой и общественной застройкой.
Вновь и вновь поражает умение древних зодчих выбирать «место красно и стройно» для главных сооружений, умело использовать рельеф местности при формировании облика города. Три церкви Красной площади, расположенной на самом высоком холме, приняли на себя роль высотных доминант после утраты главных вертикалей - башен
Городка. Эти здания стали ориентирами основного планировочного направления города - Большой Киевской улицы, закрепленной цепью памятников - церквами Петропавловской, Казанской и Троицкой. Находили возвышенные места и для других церквей. Крестовоздви-женская и Михаила Архангела - на бровке реки Марицы, Вознесенская и Петропавловская - над поймой Сева. Такое расположение церквей рассчитано на обзор со стороны рек, поймы и подъездов к городу. По давней традиции улицы, подобно Большой Киевской, ориентированной на церкви Красной площади, «ведут к храму». Так, на Вознесенскую церковь ориентированы улицы северной части города, дорога на Москву у подножия Городка - на Крестовоздвиженскую церкрвь. Улицы, выходящие к Марице и Севу, открывают городу красоту пойм и влекущие заречные дали.
В полутора километрах от центральной площади на возвышении в пойме хорошо виден ансамбль Спасо-Преображенского монастыря с его собором, колокольней, стенами и башнями. Удаленный от города, он зрительно связан с ним через памятники Замарицкой стороны - Михаилоархангельской и Крестовоздвиженской церквами - в одну широкую, архитектурно-ландшафтную панораму.
XVIII век - период расцвета Севска. Первый каменный храм - Знаменская церковь на Городке - построен в 1698-1700 годах (не сохранился). С середины века происходит замена деревянных церквей каменными. В конце XVIII, в течение XIX и в начале XX веков строится значительное число каменных одно- и двухэтажных зданий, которые вместе с церквами и деревянной рядовой застройкой закрепили регулярную систему города.
Осмотр памятников архитектуры Севска следует начать с главного места города - бывшей Красной площади (ныне площадь Революции). На ее северной стороне в 1747 году деревянный Успенский собор был заменен каменным. С этого момента Севск приобрел мощный и яркий городской центр. Успенский собор подчинил себе всю окружающую застройку, стал главной архитектурной доминантой в облике города.
Собор был построен по широко применявшейся крестово-куполь-ной системе. Крупный четверик увеличивался цилиндрическим световым барабаном с куполом. Архитектура принадлежит стилю раннего классицизма. В1809-1811 годах к собору была пристроена колокольня. Собор утрачен, но колокольня сохранилась до наших дней.
Благодаря размещению на самом видном месте - на вершине возвышенности - колокольня хорошо видна с дальних подступов к городу, со стороны пойм Сева и Марицы, со многих улиц города. Она по-прежнему служит градостроительным ориентиром, господствующим над пространством и застройкой.
Колокольня состоит из трех уменьшающихся по высоте четвериков, завершенных граненым шатриком и шпилем. Ее архитектурный убор -образец провинциальной архитектуры классицизма - несколько упрощен и страдает незаконченностью выполнения. В верхнем ярусе размещены куранты, бой которых вносит исторически звуковой эффект в жизнь площади и города.
В «Церковном летописании города Севска», хранящемся в Орловском архиве, сказано: «В 1901 году в июле, августе и сентябре был сделан капитальный ремонт соборной колокольни для постановки на ней башенных часов с боем и четвертей, выписанных для собора купцом ктитором Прохоровым П. Н. за 1525 рублей». Куранты изготовлены фирмой «Ф. Винтер, Санкт-Петербург».
С бывшей Красной площади в восточном направлении видна церковь Вознесения. Но по пути к ней обратим внимание на здание второй половины XIX века - бывшие управа и банк, которым закреплен угол площади. Это характерный пример казенной застройки российской провинции. На восточной стороне площади - дом купчихи Репиной (ныне общежитие ПТУ). Сохранился на площади и еще один дом середины XIX века. Архитектура этих зданий типична для застройки Севска.
Церковь Вознесения построена в 1765 году на месте древней деревянной, сгоревшей в Смутное время в 1634 году. Она упоминается в писцовых книгах 1646 и 1711 годов. До 1830 года верхний ярус колокольни был деревянным. Теперь колокольня и алтарная апсида утрачены {храм отреставрирован в 1990-х гг. - Прим. составителя). Вознесенская церковь стоит на восточном краю поперечной оси города, на высоком берегу Сева, хорошо воспринимается издалека и до сих пор не утратила значения в формировании северной и восточной панорам Севска.
Церковь представляет собой тип традиционного «восьмерика на четверике». Стиль ее архитектуры - русское барокко в весьма скромном проявлении. Вместо ожидаемой пышности декора мы встречаемся с непритязательными украшениями: парные лопатки,
наличники окон и дверей, простые профили карнизов - все это носит самобытный характер, придающий облику памятника задушевность и теплоту. Величественность интерьеру придается развитием пространства вверх. Арочные тромпы перехода от нижнего четверика к восьмерику изящным пластичным эффектом украшают интерьер подкупольного зала.
Напротив Вознесенской церкви следует посмотреть здание школы, построенной во второй половине XIX века в стиле позднего классицизма. Прежде чем завершить осмотр памятников северной панорамы города, обратим взор на западный край ее.
Здесь расположена Никольская церковь, первое упоминание о которой относится к 1711 году. На плане города 1808 года она числится деревянной, а на плане 1851 года - каменной. Следовательно, она была перестроена в первой трети XIX столетия. Архитектура церкви подтверждает это предположение: в сохранившейся нижней части просматривается классицистический стиль памятника. Приходится сожалеть, что неумолимое время унесло почти все колонны портиков, интересные завершения церкви и колокольни, придававших особый колорит этому зданию.
С постройкой храма обрела законченный вид объемно-пространственная композиция города, его северная панорама, которая рисовалась Успенским собором и Знаменской церковью - в центре, Вознесенской - слева и Никольской церковью - справа.
Нельзя сохранить облик исторического Севска без сохранения и обязательной реставрации Никольской и Вознесенской церквей - непреходящих по своей ценности памятников градостроительства.
А теперь отправимся от Красной площади в южном направлении.
Доминантой, выделяющей отрезок Большой Киевской улицы при выходе с площади, является колокольня Троицкого собора одноименного монастыря. Монастырь был основан на месте, называемом «татарским побоищем», не ранее середины XVII века, так как в переписных книгах 1646 года он не упомянут. Известно, что в 1709 году на его территории существовала деревянная церковь, которую в 1747 году сменила каменная Троицкая церковь.
В 1782-90 годах на месте «Святых ворот» построена каменная колокольня. Севская колокольня, подобно всемирно известной Пизанской
«падающей башне», после постройки несколько наклонилась и в таком положении стоит поныне. «Орловские епархиальные ведомости» свидетельствуют: «После игуменьи Маргариты... произведенная в игуменьи 6января 1782 года Евпраксия...тоже ревностно продолжала заниматься постройками {Троицкого монастыря. - В.Г.) и на месте Святых ворот с маленькой деревянной колокольней выстроила большую каменную колокольню, утвердив ее на четырех столбах, образующих пространные Святые ворота.
По окончании эта постройка несколько покосилась оттого, что столбы не имели в предшествии общего фундамента, и оказалась весьма неблаговидною, хотя в прочности ее нельзя сомневаться».
Замечание о прочности было подтверждено временем. После Великой Отечественной войны колокольня долгие годы служила водонапорной башней, что, однако, не увеличило ее наклон и не привело к деформации конструкций.
Архитектура колокольни несет черты влияния романтизма XVIII века с декоративными элементами украинского барокко.
В 1870-72 годах был построен новый (существующий ныне) каменный Троицкий собор - видимо, возникла необходимость в более вместительной церкви. По своему типу это довольно редкий пример двухстолпного храма. Его облик создан под влиянием так называемого «псевдорусского стиля», в годы увлечения которым собор и был построен. Парные полуколонны с кубоватыми, «византийскими» капителями, наличники окон с килевидными навершиями окон второго яруса - характерные элементы стиля. Позднее собор был соединен с колокольней коротким переходом. Уже в наше время внушительный интерьер храма был разделен на два этажа, что лишило его первоначальной выразительности.
Следующим архитектурным акцентом Большой Киевской улицы была церковь Казанской Божьей Матери, построенная в бывшей Солдатской слободе. В наши дни она утратила свое господствующее положение: полностью обезглавленная, она примкнула теперь к ряду гражданских зданий прошлого, которых на этой улице сохранилось немало.
Казанская церковь была построена в 1760 году. Архитектурные детали ее хранят приверженность строителей к более древним образцам, хотя черты русского барокко ясно просматриваются на живописных фасадах церкви: украшенные тенями сочно рустованные
пилястры, смягченные креповками углы, самобытные рельефные каменные полотенца, спускающиеся с подоконников верхнего яруса, плавные волны сандриков нижних окон.
В пределах города Киевская дорога поднимается в гору. Въезд в центральную часть Севска отмечен выразительным и живописным Петропавловским храмом. С него начинается цепь господствующих ориентиров, подводящих к центру города - Красной площади. Хотя в силуэте города храм не выделяется своей высотой, так как стоит на тринадцать метров ниже Красной площади, его роль одной из главных доминант южной части города несомненна - он «держит» значительное пространство городского пейзажа, одновременно являясь архитектурным обрамлением левой стороны восточной панорамы города, заключенной между Вознесенской и Петропавловской церквами.
Петропавловская церковь закончена постройкой в 1809 году. Она двухэтажная, с колокольней на западном фасаде. Ее помещения перекрыты сводами. Низкие, с распалубками над окнами, своды первого этажа придают интерьеру палатный характер, в противоположность которому помещения верхнего этажа - высокие, светлые и свободные
- получили торжественное выражение.
Внешняя архитектура церкви относится к раннему классицизму, с которым уживаются барочного рисунка детали украшения фасадов
- пилястры, карнизы и плоские обрамления проемов. К колокольне в XIX
веке была пристроена галерея с двумя лестницами подъема на второй
этаж. Декор стен галереи выполнен в стиле позднего классицизма.
Мы ознакомились с господствующими в черте города крупными памятниками, которые «нанизаны» на его продольную ось - главную улицу. Перед возвращением от Петропавловской церкви к Красной площади давайте еще раз обратим внимание на точно выверенное размещение архитектурных акцентов в интерьере города. С повышением рельефа нарастает высота памятников и ритмически изменяется расстояние между ними, создавая динамику зрительного движения к центру.
На пути к площади присмотримся к так называемой рядовой застройке. Она служит фоном, связующей архитектурной средой для осмотренных нами памятников архитектуры.
Застройка второй половины XIX века Большой Киевской улицы счастливо сложилась в ценный градостроительный и историко-худо-
жественный ансамбль. Его единство зиждется на стилевой и масштабной увязке одно- и двухэтажных зданий, а также органично вошедших в застройку городского парка и уличного озеленения.
Многие здания привлекают своей архитектурой, заставляют останавливаться перед ними. Вот дом № 5. Построен во второй половине XIX века в традициях позднего классицизма. В грамотной и интересной композиции фасада, с пластичной формы фонариками-эркерами по краям его, в хорошо прорисованных деталях видна рука профессионального архитектора. Кем построен особняк- неизвестно, но в 1913 году принадлежал он купцам Полунину и Прохоровой. В нем размещались аптека, магазин швейных машин и лавка галантерейных и мануфактурных товаров. Здание занимает угловое положение и является характерным примером богатого купеческого особняка.
Дома № 7 и № 9 - торговые заведения конца XIX века. Архитектурный облик эклектичен. В настоящее время в них размещены аптека и столовая.
Дом № 11 (ныне Дом пионеров) - пример сложившегося характера купеческой застройки города конца XIX века.
Дом № 25 - еще один купеческий особняк второй половины XIX века, построенный богатым владельцем.
Эти и целый ряд других зданий, занимаемых народным судом, продуктовым магазином, краеведческим музеем и музыкальной школой, характерны для рядовой застройки Севска XIX века. Хорошо сохранившиеся дома прошлого столетия служат историческим фоном памятникам архитектуры и на других улицах. Они закрепили регулярную систему планировки города, расположившись на ключевых местах «екатерининского плана».
Интересное по своей архитектуре здание городской больницы, расположенное на набережной, служит важным звеном в восточной панораме Севска.
Заметное положение на возвышенном месте берега Марицы занимает двухэтажный дом градоначальника.Трехчастный, симметричный объем его в середине увенчан фронтонами с ложными арочными окнами. Ось подчеркнута итальянским окном. Фасады ограничены рустованными лопатками, карнизы украшены модульонами - все это атрибуты классицизма первой трети XIX века, к которой относится постройка памятника.
Архитектура начала XX века представлена интересным образцом крупного по местным масштабам здания реального училища, построенного в 1911 году. Это парадная, с торжественным фасадом архитектурная композиция выполнена в формах модернизированной классики. В дореволюционные годы здание было культурным центром города. В нем устраивались литературные вечера, любительские спектакли, концерты. В наши дни оно приобрело мемориальный характер. С 1910 по 1917 год здесь учился выдающийся математик современности И.Г. Петровский. Первоначальная окраска фасадов в голубой цвет с белыми деталями выделяла памятник из окружающей среды. Он и сегодня формирует архитектурный ландшафт улицы Салтыкова-Щедрина и является акцентным в западной панораме Севска.
Мы снова возвратились на Красную площадь. Отсюда направимся на север. Обойдем колокольню с курантами и поднимемся на площадку Городка. С его высоты открывается чарующая картина широкого ландшафта. От подножия высоких городских откосов простирается пойма Марицы,за ней раскинулась Замарицкая сторона,замыкаемая двумя памятниками архитектуры: Крестовоздвиженской - слева и Ми-хаилоархангельской - перед зрителем - церквами. Справа, вдалеке, как некое архитектурное видение, вырисовывается Спасо-Преобра-женский монастырь.
При осмотре с Городка Крестовоздвиженская церковь зрительно продолжает цепь архитектурныхакцентов северной панорамы, перенося наш взор от Никольской церкви через пойму в Замарицкую часть.
Возникновение Крестовоздвиженской церкви в образе деревянного храма относится к XVII веку. Упоминания о ней встречаются в документах 1646 и 1711 годов. На плане города 1802 года она показана деревянной. А на плане 1808 года - это уже каменный храм. Его облик сохранился до наших дней полностью. Пространственная композиция памятника сочетает два вертикальных объема - световой барабан с куполом церкви и трехъярусную колокольню, соединенных низкой трапезной. Пластика объемного построения дополняется четырехколонными тосканскими портиками боковых входов и четким рельефом ордерных членений колокольни, алтарной стены и барабана церкви. Выполненный в формах зрелого классицизма памятник увеличивает выразительность застройки Замарицкой части, всего силуэта города.
В бывшей Бобыльской слободе на бровке Марицы в XVII веке была построена церковь Михаила Архангела. Она также упомянута в 1646 и в 1711 годах деревянной, а на плане 1808 года - каменной церковью.
От нее мало что сохранилось, но главное - ее роль вертикального архитектурного ориентира, служащего визуальной связью между памятниками города и Cnaco-Преображенского монастыря, - продолжает существовать и действует.
На открытой поляне, отнюдь не «немым укором» за отсутствие любви к малой родине, стоит на четырех пилонах покрытый куполом световой барабан церкви. Руины этого памятника представляют эпоху зрелого классицизма в городе. С внутренней стороны на простенках барабана видны фрагменты изображений восьми апостолов (живопись времен строительства храма).
Памятниктребует реставрации и бережного сохранения. Необходимо найти ему современное использование. Можно было бы, например, устроить в нем панораму «Освобождение Севска».
Между этими архитектурными акцентами, связанными рядовой, преимущественно одноэтажной застройкой, на современной улице Виноградова привлекают внимание дом № 10 кузнеца Горбачева и дом № 15 - бывший купеческий особняк. Оба дома типичны для городской застройки конца XIX века и представляют архитектурно-художественный интерес.
Отсюда, со стороны Замарицкой части, от ее исторических памятников открывается красота старого Севска с древним холмом Городка на первом плане. Многие века этой волнующей картиной любовались люди, совершавшие путь из Москвы в Киев - от русской столицы - к матери городов русских.
Осмотрим еще один памятник, взволновавший наше воображение, когда мы стояли на Городке. Преодолеем полуторакилометровый путь по старой Московской дороге и познакомимся с ним поближе.
Севск после заключения в 1618 году мира между Россией и Польшей стал пограничным городом. Спасо-Преображенский монастырь возник в 1613 году крепостью на подступах к городу. До начала XVIII века его постройки были деревянными. Около 1713 года выстроены каменные башни и стены ограды. В том же году началось строительство каменного Преображенского собора с «теплым приделом пророка Ильи». В ноябре 1717 года собор был построен. Одновременно
возводился келейный корпус, а в середине XVIII века были построены надвратная колокольня и другие здания ансамбля.
Территория монастыря имеет правильную прямоугольную форму размером 115 на 145 метров. В центре западного прясла стены расположена надвратная колокольня. Остальные постройки размещены на участке свободно.
Архитектурная панорама ансамбля со стороны старой Московской дороги - многоплановая. Первый план - это горизонтальная лента зубчатой стены, подчеркивающая вертикаль трехъярусной колокольни. Стена ограничивается угловыми шатровыми башнями. На втором плане - массив собора с богатыми завершениями. На третьем плане - невысокий двухэтажный келейный корпус, за которым зеленой стеной встает на берегу Сева монастырский сад с вековыми деревьями. Подчиненное положение в этой пространственной картине занимают консисторский корпус, просфорня и другие мелкие постройки. В древности монастырь окружала дубрава.
Спасо-Преображенский собор - главное здание ансамбля - интересный образец русской архитектуры XVII и XVIII веков. По типу бесстолпный, одноглавый со сводчатыми перекрытиями храм, во внешнем облике которого элементы архитектуры московского барокко XVII века встречаются с приемами, впоследствии присущими раннему русскому барокко XVIII века: наличники окон с полукруглыми и разорванными фронтончиками, пояс декоративных кокошников, колонки, перехваченные дыньками, фигурный шипец портала входа, лоджии с одиночными колоннами. Внутренняя отделка, характерная для русского барокко, видимо, выполнена позже.
Вертикальной доминантой ансамбля была надвратная колокольня над западным въездом в монастырь. Она перекликалась с вертикалями города, устанавливала видимую связь ансамбля с силуэтом Севска. Из первоначальных трех ярусов до наших дней сохранилось лишь два. Ее внешний облик отличается особой пластикой объемов и форм. Срезанные углы составляющих ее четвериков поярусно украшены пучками парных колонн с раскрепованными карнизами и соответствующими им на стене парными пилястрами.
Шейки колонн украшены своеобразными лепными розетками. Колокольня Спасо-Преображенского монастыря - редкий образец барочного сооружения подобного рода в Брянском крае
Архитектура башен и стен ограды отражает переходную ступень от строительства оборонительных сооружений древних русских монастырей-крепостей к сооружению утилитарно надежных оград обители, защищающих «братство» от бурных проявлений внешней жизни.
Общая длина стен достигает 410 метров, толщина - 2 метра. Диаметр башен - пять метров. Они размещаются по трем углам ограды. Облик шатровых башен и прясел стен с зубцами в форме ласточкина хвоста вызывает зрительные ассоциации с образом Московского Кремля - священного символа русской государственности. Не намеренно ли зодчие, создавая художественный образ, близкий столичному Кремлю, подчеркнули значение Севска как города-стража Московского государства? Скорее всего - именно так.
Келейный корпус восточной продольной стеной совмещен с оградой монастыря. Корпус каменный, двухэтажный. К середине его восточной стены в 1886 году была пристроена апсида домовой церкви «Во имя всех святых», пластически обогатившая внешний фасад корпуса. Фасады расчленены лопатками в соответствии с внутренним делением здания. Окна обрамлены плоскими наличниками. Междуэтажный и венчающий карнизы, образованные тремя рядами выступающих кирпичей и поребрика под ними, - таков скромный декор жилого монастырского здания.
Вдоль южной стены монастыря расположена духовная консистория, построенная в 1778 году. Это хороший образчик административного здания XVIII века.
Примером гражданского сооружения в монастыре середины XVIII века является просфирня - небольшая постройка в барочном духе над сводчатым подвалом. Она дает представление о рядовой застройке Севска в те отдаленные времена.
Архитектурный ансамбль Спасо-Преображенского монастыря -прекрасное дополнение к историческому художественному образу Севска. Он обогащает облик севского края.
Архитектурный образ Севска органично связан с его планировкой. Регулярная планировка конца XVIII века, исправившая историческую систему застройки, сохранила основные достижения древних зодчих - исключительно правильную расстановку архитектурных акцентов, обеспечивших замечательные виды города со всех сторон. Выявление и закрепление акцентными зданиями высокой художественной
ценности двух осевых планировочных направлений - север - юг и восток - запад - заслуга градостроителей Севска.
Первая ось, соединившая между собой памятники внутригородские, дала возможность организовать архитектурные пейзажи в интерьере города. Вторая ось - сформировать главный, северный фасад его: лицом к столице государства - Москве.
Памятники архитектуры Севска и ансамбля Спасо-Преображен-ского монастыря ждут реставрации и современного культурно-общественного использования. Новая, особенно многоэтажная, застройка не должна подменить и вытеснить замечательные достижения наших талантливых предков-градостроителей.
Для воссоздания исторического Севска необходимо восстановить утраченные части его художественно-выразительного силуэта. Обязательно надо при этом убрать все дисгармонирующие со старинной архитектурой сооружения, построенные в последние десятилетия, и вернуть древнему городу естественную связь с прибрежным ландшафтом, частью которого он был на протяжении столетий.