СтраницаГород Севск

Город Севск Брянщина

ЛИЦОМ К СТОЛИЦЕ

До образования Киевского государства и задолго до летописного упоминания - в 1146 году - Севск был поселением славян. Длительное время город-витязь нес охрану южных рубежей земли русской.

Самой древней и укрепленной еще в XII веке частью поселения был Севский кремль - Малый город, или Городок. Городок был окружен со всех сторон водной преградой и двойными дубовыми рублеными стенами с башнями. Южнее городка располагался Большой город, защищенный частоколом из заостренных бревен по земляным укреп­лениям. Шесть башен усиливали его надежность. Внутри Большого города находился воеводский двор, караульная и приказная избы и три церкви. Здесь жили военные люди.

Городок и город соединялись мостом, перекинутым от Большого города к самой высокой 8 угольной башне Городка - Пречистенской. Кроме этой башни Городок охраняли еще четыре. Тут было все необ ходимое для обороны крепости.

Между рвами, с юга от крепости, в XVII веке возникла третья часть города: Оболонье - посад, образовавшийся из Новоселебной слободы, где селились торговцы, промышленники, семьи военных и приезжие.

Севернее Городка, окруженная валами, находилась Замарицкая часть, которая была заселена в XVII веке «служилыми людьми». Здесь расстраиваются Стрелецкая, Пушкарная, Солдатская и Казачья сло­боды, а северо восточнее, на левом берегу Сева, возникает Спасо Преображенский монастырь. Свободная планировка Оболонья и Замарицкой части живописно определялась рельефом местности.

Центральным ядром города была крепость, расположенная на самом высоком месте и господствовавшая над всей остальной за­стройкой и прилегающим ландшафтом.

В XVII веке Севск стал центром обороны Русского государства со стороны польско литовской границы. С ним связана подготовка

крымских походов, в которых участвовало и городское ополчение. После полтавской победы Севск постепенно теряет свое оборонное значение в связи с удалением границ государства. 19 апреля 1718 года пожар уничтожил почти весь Большой город. Позже его обветшалая ог­рада была разобрана, валы осели и разрушились, рвы обвалились.

О древнем облике Севска сегодня напоминает некогда обрабо­танный откосами холм неправильной четырехугольной формы, на котором и находился Городок.

В 1778 году Севск становится уездным городом Орловской губер­нии, получает первый план, который должен привеститород в регу­лярную систему. Регулярный план почти не нарушил историческую градостроительную структуру: главной планировочной продольной осью осталась улица, следовавшая направлению старой Московской дороги - Большая Киевская (ныне улица Ленина). Была намечена и главная поперечная ось города. Она соединила с Красной площадью окраинные церкви - Вознесенскую и Никольскую, расположенные по обе стороны площади. Вместе с Успенским собором, Знаменской и Пятницкой церквами эти церкви создавали лицевой фройт, обра­щенный в сторону Москвы. Укрепились планировочные связи города с пригородным окружением. Вознесенская церковь новой площадью открывалась на реку и пойму, была увеличена Красная площадь, использовались акцентные участки рельефа для размещения новых вертикалей городского силуэта: Варваринской церкви - на юго-западе, Иоаннопредтеченской - на северо-западе (не сохранились), Николь­ской - на бровке реки Марицы.

В течение XIX - начала XX веков регулярный план воплощался в камне и донес до нас классическую планировку XVIII века. Ныне исторический архитектурный облик города формируется зданиями, построенными в XVIII и XIX веках и начале XX века. Художественная выразительность его силуэта создана несколькими церквами, гос­подствующими над одно- и двухэтажной жилой и общественной застройкой.

Вновь и вновь поражает умение древних зодчих выбирать «место красно и стройно» для главных сооружений, умело использовать рель­еф местности при формировании облика города. Три церкви Красной площади, расположенной на самом высоком холме, приняли на себя роль высотных доминант после утраты главных вертикалей - башен

Городка. Эти здания стали ориентирами основного планировочного направления города - Большой Киевской улицы, закрепленной цепью памятников - церквами Петропавловской, Казанской и Троицкой. Находили возвышенные места и для других церквей. Крестовоздви-женская и Михаила Архангела - на бровке реки Марицы, Вознесенская и Петропавловская - над поймой Сева. Такое расположение церквей рассчитано на обзор со стороны рек, поймы и подъездов к городу. По давней традиции улицы, подобно Большой Киевской, ориентирован­ной на церкви Красной площади, «ведут к храму». Так, на Вознесен­скую церковь ориентированы улицы северной части города, дорога на Москву у подножия Городка - на Крестовоздвиженскую церкрвь. Улицы, выходящие к Марице и Севу, открывают городу красоту пойм и влекущие заречные дали.

В полутора километрах от центральной площади на возвышении в пойме хорошо виден ансамбль Спасо-Преображенского монастыря с его собором, колокольней, стенами и башнями. Удаленный от города, он зрительно связан с ним через памятники Замарицкой стороны - Михаилоархангельской и Крестовоздвиженской церквами - в одну широкую, архитектурно-ландшафтную панораму.

XVIII век - период расцвета Севска. Первый каменный храм - Зна­менская церковь на Городке - построен в 1698-1700 годах (не сохра­нился). С середины века происходит замена деревянных церквей каменными. В конце XVIII, в течение XIX и в начале XX веков строится значительное число каменных одно- и двухэтажных зданий, которые вместе с церквами и деревянной рядовой застройкой закрепили регулярную систему города.

Осмотр памятников архитектуры Севска следует начать с главного места города - бывшей Красной площади (ныне площадь Революции). На ее северной стороне в 1747 году деревянный Успенский собор был заменен каменным. С этого момента Севск приобрел мощный и яркий городской центр. Успенский собор подчинил себе всю окружающую за­стройку, стал главной архитектурной доминантой в облике города.

Собор был построен по широко применявшейся крестово-куполь-ной системе. Крупный четверик увеличивался цилиндрическим свето­вым барабаном с куполом. Архитектура принадлежит стилю раннего классицизма. В1809-1811 годах к собору была пристроена колокольня. Собор утрачен, но колокольня сохранилась до наших дней.

Благодаря размещению на самом видном месте - на вершине возвышенности - колокольня хорошо видна с дальних подступов к городу, со стороны пойм Сева и Марицы, со многих улиц города. Она по-прежнему служит градостроительным ориентиром, господству­ющим над пространством и застройкой.

Колокольня состоит из трех уменьшающихся по высоте четвериков, завершенных граненым шатриком и шпилем. Ее архитектурный убор -образец провинциальной архитектуры классицизма - несколько упрощен и страдает незаконченностью выполнения. В верхнем яру­се размещены куранты, бой которых вносит исторически звуковой эффект в жизнь площади и города.

В «Церковном летописании города Севска», хранящемся в Орлов­ском архиве, сказано: «В 1901 году в июле, августе и сентябре был сделан капитальный ремонт соборной колокольни для постановки на ней башенных часов с боем и четвертей, выписанных для собора купцом ктитором Прохоровым П. Н. за 1525 рублей». Куранты изго­товлены фирмой «Ф. Винтер, Санкт-Петербург».

С бывшей Красной площади в восточном направлении видна цер­ковь Вознесения. Но по пути к ней обратим внимание на здание второй половины XIX века - бывшие управа и банк, которым закреплен угол площади. Это характерный пример казенной застройки российской провинции. На восточной стороне площади - дом купчихи Репиной (ныне общежитие ПТУ). Сохранился на площади и еще один дом середи­ны XIX века. Архитектура этих зданий типична для застройки Севска.

Церковь Вознесения построена в 1765 году на месте древней де­ревянной, сгоревшей в Смутное время в 1634 году. Она упоминается в писцовых книгах 1646 и 1711 годов. До 1830 года верхний ярус колокольни был деревянным. Теперь колокольня и алтарная апсида утрачены {храм отреставрирован в 1990-х гг. - Прим. составителя). Вознесенская церковь стоит на восточном краю поперечной оси го­рода, на высоком берегу Сева, хорошо воспринимается издалека и до сих пор не утратила значения в формировании северной и восточной панорам Севска.

Церковь представляет собой тип традиционного «восьмерика на четверике». Стиль ее архитектуры - русское барокко в весьма скромном проявлении. Вместо ожидаемой пышности декора мы встречаемся с непритязательными украшениями: парные лопатки,

наличники окон и дверей, простые профили карнизов - все это носит самобытный характер, придающий облику памятника задушевность и теплоту. Величественность интерьеру придается развитием про­странства вверх. Арочные тромпы перехода от нижнего четверика к восьмерику изящным пластичным эффектом украшают интерьер подкупольного зала.

Напротив Вознесенской церкви следует посмотреть здание школы, построенной во второй половине XIX века в стиле позднего класси­цизма. Прежде чем завершить осмотр памятников северной панорамы города, обратим взор на западный край ее.

Здесь расположена Никольская церковь, первое упоминание о ко­торой относится к 1711 году. На плане города 1808 года она числится деревянной, а на плане 1851 года - каменной. Следовательно, она была перестроена в первой трети XIX столетия. Архитектура церкви подтверждает это предположение: в сохранившейся нижней части просматривается классицистический стиль памятника. Приходится сожалеть, что неумолимое время унесло почти все колонны портиков, интересные завершения церкви и колокольни, придававших особый колорит этому зданию.

С постройкой храма обрела законченный вид объемно-пространс­твенная композиция города, его северная панорама, которая рисова­лась Успенским собором и Знаменской церковью - в центре, Вознесен­ской - слева и Никольской церковью - справа.

Нельзя сохранить облик исторического Севска без сохранения и обязательной реставрации Никольской и Вознесенской церквей - не­преходящих по своей ценности памятников градостроительства.

А теперь отправимся от Красной площади в южном направле­нии.

Доминантой, выделяющей отрезок Большой Киевской улицы при выходе с площади, является колокольня Троицкого собора одно­именного монастыря. Монастырь был основан на месте, называемом «татарским побоищем», не ранее середины XVII века, так как в пере­писных книгах 1646 года он не упомянут. Известно, что в 1709 году на его территории существовала деревянная церковь, которую в 1747 году сменила каменная Троицкая церковь.

В 1782-90 годах на месте «Святых ворот» построена каменная коло­кольня. Севская колокольня, подобно всемирно известной Пизанской

«падающей башне», после постройки несколько наклонилась и в таком положении стоит поныне. «Орловские епархиальные ведомости» свидетельствуют: «После игуменьи Маргариты... произведенная в игуменьи 6января 1782 года Евпраксия...тоже ревностно продолжала заниматься постройками {Троицкого монастыря. - В.Г.) и на месте Свя­тых ворот с маленькой деревянной колокольней выстроила большую каменную колокольню, утвердив ее на четырех столбах, образующих пространные Святые ворота.

По окончании эта постройка несколько покосилась оттого, что стол­бы не имели в предшествии общего фундамента, и оказалась весьма неблаговидною, хотя в прочности ее нельзя сомневаться».

Замечание о прочности было подтверждено временем. После Ве­ликой Отечественной войны колокольня долгие годы служила водо­напорной башней, что, однако, не увеличило ее наклон и не привело к деформации конструкций.

Архитектура колокольни несет черты влияния романтизма XVIII века с декоративными элементами украинского барокко.

В 1870-72 годах был построен новый (существующий ныне) ка­менный Троицкий собор - видимо, возникла необходимость в более вместительной церкви. По своему типу это довольно редкий пример двухстолпного храма. Его облик создан под влиянием так называе­мого «псевдорусского стиля», в годы увлечения которым собор и был построен. Парные полуколонны с кубоватыми, «византийскими» ка­пителями, наличники окон с килевидными навершиями окон второго яруса - характерные элементы стиля. Позднее собор был соединен с колокольней коротким переходом. Уже в наше время внушительный интерьер храма был разделен на два этажа, что лишило его первона­чальной выразительности.

Следующим архитектурным акцентом Большой Киевской улицы была церковь Казанской Божьей Матери, построенная в бывшей Солдатской слободе. В наши дни она утратила свое господствующее положение: полностью обезглавленная, она примкнула теперь к ряду гражданских зданий прошлого, которых на этой улице сохранилось немало.

Казанская церковь была построена в 1760 году. Архитектурные детали ее хранят приверженность строителей к более древним образцам, хотя черты русского барокко ясно просматриваются на живописных фасадах церкви: украшенные тенями сочно рустованные

пилястры, смягченные креповками углы, самобытные рельефные каменные полотенца, спускающиеся с подоконников верхнего яруса, плавные волны сандриков нижних окон.

В пределах города Киевская дорога поднимается в гору. Въезд в центральную часть Севска отмечен выразительным и живописным Петропавловским храмом. С него начинается цепь господствующих ориентиров, подводящих к центру города - Красной площади. Хотя в силуэте города храм не выделяется своей высотой, так как стоит на тринадцать метров ниже Красной площади, его роль одной из главных доминант южной части города несомненна - он «держит» значитель­ное пространство городского пейзажа, одновременно являясь архи­тектурным обрамлением левой стороны восточной панорамы города, заключенной между Вознесенской и Петропавловской церквами.

Петропавловская церковь закончена постройкой в 1809 году. Она двухэтажная, с колокольней на западном фасаде. Ее помещения пере­крыты сводами. Низкие, с распалубками над окнами, своды первого этажа придают интерьеру палатный характер, в противоположность которому помещения верхнего этажа - высокие, светлые и свободные

- получили торжественное выражение.

Внешняя архитектура церкви относится к раннему классицизму, с которым уживаются барочного рисунка детали украшения фасадов

- пилястры, карнизы и плоские обрамления проемов. К колокольне в XIX
веке была пристроена галерея с двумя лестницами подъема на второй
этаж. Декор стен галереи выполнен в стиле позднего классицизма.

Мы ознакомились с господствующими в черте города крупными памятниками, которые «нанизаны» на его продольную ось - главную улицу. Перед возвращением от Петропавловской церкви к Красной площади давайте еще раз обратим внимание на точно выверенное размещение архитектурных акцентов в интерьере города. С повыше­нием рельефа нарастает высота памятников и ритмически изменяется расстояние между ними, создавая динамику зрительного движения к центру.

На пути к площади присмотримся к так называемой рядовой за­стройке. Она служит фоном, связующей архитектурной средой для осмотренных нами памятников архитектуры.

Застройка второй половины XIX века Большой Киевской улицы счастливо сложилась в ценный градостроительный и историко-худо-

жественный ансамбль. Его единство зиждется на стилевой и масштаб­ной увязке одно- и двухэтажных зданий, а также органично вошедших в застройку городского парка и уличного озеленения.

Многие здания привлекают своей архитектурой, заставляют оста­навливаться перед ними. Вот дом № 5. Построен во второй половине XIX века в традициях позднего классицизма. В грамотной и интересной композиции фасада, с пластичной формы фонариками-эркерами по краям его, в хорошо прорисованных деталях видна рука профессио­нального архитектора. Кем построен особняк- неизвестно, но в 1913 году принадлежал он купцам Полунину и Прохоровой. В нем размеща­лись аптека, магазин швейных машин и лавка галантерейных и ману­фактурных товаров. Здание занимает угловое положение и является характерным примером богатого купеческого особняка.

Дома № 7 и № 9 - торговые заведения конца XIX века. Архитектур­ный облик эклектичен. В настоящее время в них размещены аптека и столовая.

Дом № 11 (ныне Дом пионеров) - пример сложившегося характера купеческой застройки города конца XIX века.

Дом № 25 - еще один купеческий особняк второй половины XIX века, построенный богатым владельцем.

Эти и целый ряд других зданий, занимаемых народным судом, продуктовым магазином, краеведческим музеем и музыкальной школой, характерны для рядовой застройки Севска XIX века. Хорошо сохранившиеся дома прошлого столетия служат историческим фоном памятникам архитектуры и на других улицах. Они закрепили регу­лярную систему планировки города, расположившись на ключевых местах «екатерининского плана».

Интересное по своей архитектуре здание городской больницы, расположенное на набережной, служит важным звеном в восточной панораме Севска.

Заметное положение на возвышенном месте берега Марицы зани­мает двухэтажный дом градоначальника.Трехчастный, симметричный объем его в середине увенчан фронтонами с ложными арочными окнами. Ось подчеркнута итальянским окном. Фасады ограничены рустованными лопатками, карнизы украшены модульонами - все это атрибуты классицизма первой трети XIX века, к которой относится постройка памятника.

Архитектура начала XX века представлена интересным образ­цом крупного по местным масштабам здания реального училища, построенного в 1911 году. Это парадная, с торжественным фасадом архитектурная композиция выполнена в формах модернизированной классики. В дореволюционные годы здание было культурным центром города. В нем устраивались литературные вечера, любительские спек­такли, концерты. В наши дни оно приобрело мемориальный характер. С 1910 по 1917 год здесь учился выдающийся математик современ­ности И.Г. Петровский. Первоначальная окраска фасадов в голубой цвет с белыми деталями выделяла памятник из окружающей среды. Он и сегодня формирует архитектурный ландшафт улицы Салтыкова-Щедрина и является акцентным в западной панораме Севска.

Мы снова возвратились на Красную площадь. Отсюда направимся на север. Обойдем колокольню с курантами и поднимемся на площад­ку Городка. С его высоты открывается чарующая картина широкого ландшафта. От подножия высоких городских откосов простирается пойма Марицы,за ней раскинулась Замарицкая сторона,замыкаемая двумя памятниками архитектуры: Крестовоздвиженской - слева и Ми-хаилоархангельской - перед зрителем - церквами. Справа, вдалеке, как некое архитектурное видение, вырисовывается Спасо-Преобра-женский монастырь.

При осмотре с Городка Крестовоздвиженская церковь зрительно продолжает цепь архитектурныхакцентов северной панорамы, перено­ся наш взор от Никольской церкви через пойму в Замарицкую часть.

Возникновение Крестовоздвиженской церкви в образе деревян­ного храма относится к XVII веку. Упоминания о ней встречаются в документах 1646 и 1711 годов. На плане города 1802 года она показана деревянной. А на плане 1808 года - это уже каменный храм. Его облик сохранился до наших дней полностью. Пространс­твенная композиция памятника сочетает два вертикальных объема - световой барабан с куполом церкви и трехъярусную колокольню, соединенных низкой трапезной. Пластика объемного построения дополняется четырехколонными тосканскими портиками боковых входов и четким рельефом ордерных членений колокольни, ал­тарной стены и барабана церкви. Выполненный в формах зрелого классицизма памятник увеличивает выразительность застройки Замарицкой части, всего силуэта города.

В бывшей Бобыльской слободе на бровке Марицы в XVII веке была построена церковь Михаила Архангела. Она также упомянута в 1646 и в 1711 годах деревянной, а на плане 1808 года - каменной церковью.

От нее мало что сохранилось, но главное - ее роль вертикального архитектурного ориентира, служащего визуальной связью между памятниками города и Cnaco-Преображенского монастыря, - про­должает существовать и действует.

На открытой поляне, отнюдь не «немым укором» за отсутствие любви к малой родине, стоит на четырех пилонах покрытый куполом световой барабан церкви. Руины этого памятника представляют эпоху зрелого классицизма в городе. С внутренней стороны на простенках барабана видны фрагменты изображений восьми апостолов (живо­пись времен строительства храма).

Памятниктребует реставрации и бережного сохранения. Необходи­мо найти ему современное использование. Можно было бы, например, устроить в нем панораму «Освобождение Севска».

Между этими архитектурными акцентами, связанными рядовой, преимущественно одноэтажной застройкой, на современной улице Виноградова привлекают внимание дом № 10 кузнеца Горбачева и дом № 15 - бывший купеческий особняк. Оба дома типичны для городской застройки конца XIX века и представляют архитектурно-художественный интерес.

Отсюда, со стороны Замарицкой части, от ее исторических памят­ников открывается красота старого Севска с древним холмом Городка на первом плане. Многие века этой волнующей картиной любовались люди, совершавшие путь из Москвы в Киев - от русской столицы - к матери городов русских.

Осмотрим еще один памятник, взволновавший наше воображение, когда мы стояли на Городке. Преодолеем полуторакилометровый путь по старой Московской дороге и познакомимся с ним поближе.

Севск после заключения в 1618 году мира между Россией и Поль­шей стал пограничным городом. Спасо-Преображенский монастырь возник в 1613 году крепостью на подступах к городу. До начала XVIII века его постройки были деревянными. Около 1713 года выстроены каменные башни и стены ограды. В том же году началось строитель­ство каменного Преображенского собора с «теплым приделом про­рока Ильи». В ноябре 1717 года собор был построен. Одновременно

возводился келейный корпус, а в середине XVIII века были построены надвратная колокольня и другие здания ансамбля.

Территория монастыря имеет правильную прямоугольную форму размером 115 на 145 метров. В центре западного прясла стены рас­положена надвратная колокольня. Остальные постройки размещены на участке свободно.

Архитектурная панорама ансамбля со стороны старой Москов­ской дороги - многоплановая. Первый план - это горизонтальная лента зубчатой стены, подчеркивающая вертикаль трехъярусной колокольни. Стена ограничивается угловыми шатровыми башнями. На втором плане - массив собора с богатыми завершениями. На тре­тьем плане - невысокий двухэтажный келейный корпус, за которым зеленой стеной встает на берегу Сева монастырский сад с вековыми деревьями. Подчиненное положение в этой пространственной кар­тине занимают консисторский корпус, просфорня и другие мелкие постройки. В древности монастырь окружала дубрава.

Спасо-Преображенский собор - главное здание ансамбля - ин­тересный образец русской архитектуры XVII и XVIII веков. По типу бесстолпный, одноглавый со сводчатыми перекрытиями храм, во внешнем облике которого элементы архитектуры московского ба­рокко XVII века встречаются с приемами, впоследствии присущими раннему русскому барокко XVIII века: наличники окон с полукруглыми и разорванными фронтончиками, пояс декоративных кокошников, колонки, перехваченные дыньками, фигурный шипец портала входа, лоджии с одиночными колоннами. Внутренняя отделка, характерная для русского барокко, видимо, выполнена позже.

Вертикальной доминантой ансамбля была надвратная колокольня над западным въездом в монастырь. Она перекликалась с верти­калями города, устанавливала видимую связь ансамбля с силуэтом Севска. Из первоначальных трех ярусов до наших дней сохранилось лишь два. Ее внешний облик отличается особой пластикой объемов и форм. Срезанные углы составляющих ее четвериков поярусно ук­рашены пучками парных колонн с раскрепованными карнизами и соответствующими им на стене парными пилястрами.

Шейки колонн украшены своеобразными лепными розетками. Колокольня Спасо-Преображенского монастыря - редкий образец барочного сооружения подобного рода в Брянском крае

Архитектура башен и стен ограды отражает переходную ступень от строительства оборонительных сооружений древних русских монас­тырей-крепостей к сооружению утилитарно надежных оград обители, защищающих «братство» от бурных проявлений внешней жизни.

Общая длина стен достигает 410 метров, толщина - 2 метра. Диа­метр башен - пять метров. Они размещаются по трем углам ограды. Облик шатровых башен и прясел стен с зубцами в форме ласточкина хвоста вызывает зрительные ассоциации с образом Московского Кремля - священного символа русской государственности. Не на­меренно ли зодчие, создавая художественный образ, близкий сто­личному Кремлю, подчеркнули значение Севска как города-стража Московского государства? Скорее всего - именно так.

Келейный корпус восточной продольной стеной совмещен с огра­дой монастыря. Корпус каменный, двухэтажный. К середине его вос­точной стены в 1886 году была пристроена апсида домовой церкви «Во имя всех святых», пластически обогатившая внешний фасад корпуса. Фасады расчленены лопатками в соответствии с внутренним делени­ем здания. Окна обрамлены плоскими наличниками. Междуэтажный и венчающий карнизы, образованные тремя рядами выступающих кирпичей и поребрика под ними, - таков скромный декор жилого монастырского здания.

Вдоль южной стены монастыря расположена духовная консисто­рия, построенная в 1778 году. Это хороший образчик административ­ного здания XVIII века.

Примером гражданского сооружения в монастыре середины XVIII века является просфирня - небольшая постройка в барочном духе над сводчатым подвалом. Она дает представление о рядовой застройке Севска в те отдаленные времена.

Архитектурный ансамбль Спасо-Преображенского монастыря -прекрасное дополнение к историческому художественному образу Севска. Он обогащает облик севского края.

Архитектурный образ Севска органично связан с его планировкой. Регулярная планировка конца XVIII века, исправившая историческую систему застройки, сохранила основные достижения древних зодчих - исключительно правильную расстановку архитектурных акцентов, обеспечивших замечательные виды города со всех сторон. Выявле­ние и закрепление акцентными зданиями высокой художественной

ценности двух осевых планировочных направлений - север - юг и восток - запад - заслуга градостроителей Севска.

Первая ось, соединившая между собой памятники внутригород­ские, дала возможность организовать архитектурные пейзажи в ин­терьере города. Вторая ось - сформировать главный, северный фасад его: лицом к столице государства - Москве.

Памятники архитектуры Севска и ансамбля Спасо-Преображен-ского монастыря ждут реставрации и современного культурно-обще­ственного использования. Новая, особенно многоэтажная, застройка не должна подменить и вытеснить замечательные достижения наших талантливых предков-градостроителей.

Для воссоздания исторического Севска необходимо восстановить утраченные части его художественно-выразительного силуэта. Обя­зательно надо при этом убрать все дисгармонирующие со старинной архитектурой сооружения, построенные в последние десятилетия, и вернуть древнему городу естественную связь с прибрежным ланд­шафтом, частью которого он был на протяжении столетий.