ГОДЫ БУРНЫЕ, ГОДЫ СЛОЖНЫЕ...Володарский район
События первой четверти двадцатого столетия не обошли стороной Брянщину, не миновали и жителей поселков нынешней Во-лодарки.
Архивные документы свидетельствуют, что в начале XX века революционное и социал-демократическое движение в Брянске росло, как и во многих других промышленных центрах страны.
В 1905 году, наряду с другими предприятиями, выдвигали экономические требования, бастовали брянские железнодорожники и рабочие Радицкого вагоностроительного завода.
"Рабочие повсюду требуют свободы слова, печати, собраний союзов, учреждения кассы взаимопомощи, восьмичасового рабочего дня, повышения заработной платы и т. п." — говорилось в одном из майских воззваний 1905 года рабочих мальцовских заводов.
Другой документ гласит, что рабочие Радицкого вагоностроительного завода требовали установить девятичасовой рабочий день (с 6 часов утра до 5 часов вечера, исключив из этого времени два часа на обед); увеличить заработную плату на двадцать процентов; уничтожить черновую книгу; улучшить заводские квартиры; уменьшить плату за дрова на двадцать пять процентов; в каждом цехе провести выборы старост.
В Брянском государственном архиве хранится рапорт брянского полицмейстера Алексеева орловскому губернатору о начале стачки рабочих Полесской ж.д., датированный 2 октября 1905 года:
"Доношу Вашему превосходительству, что сегодня, в 2 часа пополудни, забастовала Полесская ж.д. Ожидается, что забастует завтра и Риго-Орловская. Забастовщики Московско-Киево-Воронежской ж.д. вчера хотели прийти с Льговского вокзала в Привокзальную слободу и устроить забастовку на этих обеих дорогах, но остановились, узнав, что в Привокзальную слободу вызваны казаки. Вчера казаки там недолго пробыли и уехали обратно, а между тем в слободе неспокойно. Сейчас я получил рапорт от заведующего слободой о тот, что там забастовали все мастеровые, которые разгуливают по улицам. В случае беспорядков слобода с 4 городовыми совершенно беззащитна. Ввиду этого я сейчас послал начальнику гарнизона воинскому начальнику Бессонову требование о высылке в Привокзальную слободу и Полесский поселок казачьих разъездов, которых прошу держать там до полного окончания забастовок; прошу его также и в городе возобновить отмененные ночные казачьи разъезды и пехотные патрули, так как в городе также неспокойно. Забастовка портных в горо де продолжается. Мелкие портные-хозяева соглашаются прибавить им по 25 коп. на штуку, богатые же, преимущественно евреи, не идут на уступки. У прочих ремесленников работы пока продолжаются. Испрашивают распоряжения Вашего Превосходительства о расквартировании в Привокзальной слободе взвода казаков, как было до настоящего времени, через 4 часа после вызова, а теперь, более, чем когда-либо, там необходимы войска для предупреждения беспорядков, и ходатайствую о содействии к не медленному учреждению казачьих разъездов и пехотных патрулей в Привокзальной слободе и в гор. Брянске со слободами Ямской, Новой и "Соловьями".
О дальнейшем развитии событий мы узнаем из следующего документа, датированного январем 1906 года. Озаглавлен он так: "Постановление Брянского исправника о привлечении к дознанию организаторов и участников забастовки на ст. Брянск Полесской ж/д в октябре-декабре 1905 г."
В чём обвинялись забастовщики? Они образовали собрание "в целях достижения улучшения всех сторон своего быта, улучшения материального, служебного и правового положений..." — констатирует исправник. Он перечисляет и избранное руководство, в состав которого вошли: врач станции Брянск-Полесский Никодим Степанов Полянский — председатель собрания; помощник машиниста Иван Юлианов Сыревич, секретарь — машинист депо Стефан Федоров Васильев, фельдшер станции Николай Антонов Владимиров. И далее: "Это сообщество, завязав сношения с другими организациями подобного характера, почти тотчас же после своего возникновения стало преследовать цели политического характера".
Помощник начальника Орловского Главного жандармского уп
равления в Брянском и Карачевском уездах ротмистр Петров доно
сил в январе 1906 года своему начальнику, что рабочие Брянского
и Радицкого заводов 9 января не работали и отслужили панихиду
по павшим 9 января 1905 года.
Старожили поселка вспоминают, как в 1905 г. их, бывших тогда ещё детьми, пугали урядником Лужецким, свирепствовавшим со своими стражниками на Мальцовском поселке и Новой Постройке по усмирению бастующих рабочих. Слово "революционер" в те годы употреблялось редко, а рабочих, настроенных революционно, называли забастовщиками.
"Однажды в нашем доме случился переполох, — вспоминает Е. Г. Бабарин. — Бабушка и мать достали и:/ сундуков всё черное — юбки, платья, платки — и завешали окна. Прошел слух, что у кого окна не будут завешаны черным, тех будут громить черносотенцы. Мы весь день просидели дома с завешанными окнами, но никакого погрома не было. Из разговора взрослых на другой день я понял, что черносотенцев разогнали рабочие, а рабочих, в свою очередь, — казаки.
Ешё запомнился день, когда вдруг т,ревожно загудели паровозы на Брянске-Лолесском. Все жители нашей улицы, выскочили из домов, встревоженно озираясь по сторонам и спрашивая, где пожар (в то время такими гудками обычно извешали о пожаре). Вдруг кто-то прибежал и крикнул: "Расходись, казаки едут!". Мы попрятались по домам. Через некоторое время выяснилось: на Брянске-Лолесском был митинг, приехали казаки, жандармы, рабочих разогнали, а составителя Корхова и доктора Полянского арестовали. Корхов домой так и не вернулся, а Полянский дожил до глубокой старости и умер в Брянске уже после Отечественной войны.
Вспоминается дело Бейлиса. В 1911 г., когда я учился в Выше-Начальном училище, по поселку стали распространяться брошюрки об убийстве русского мальчика Андрея Юшинского евреем Бейлисом. В брошюрке писалось, что евреи убивают русских детей и берут кровь для ритуальных целей— например, для изготовления мацы. Брошюрка призывала соответственно громить и уничтожать евреев.
Поселок жил в напряжении. В центре было много еврейских семей, многие из них от страха ночевали в русских рабочих семьях. В училище вместе с русскими учились и дети еврейской бедноты. Несколько дней они боялись ходить в школу. Когда же убедились, что наше к ним отношение не изменилось — вновь стали её посещать.
В противовес черносотенной агитации, призывавшей к погромам еврейского населения, по рукам стали ходить брошюры и листовки, в которых царское правительство и черносотенные организации "Михаила Архангела" разоблачались в провокационном убийстве русского мальчика Юшинского, чтобы натравить русских на евреев. Писалось, что еврей Бейлис не виновен в убийстве Юшинского. Рабочих призывали к организованной борьбе с провокационными выступлениями черносотенцев.
Натравить русское население на евреев и устроить погром местным черносотенцам не удалось. Были отдельные случаи, когда мелкие группки пробовали бить окна в домах, где жили евреи, но их останавливали свои же, русские.
Незадолго до начала первой империалистической войны состоялся суд над Бейлисом. Бейлис был оправдан."
Развернувшаяся летом 1914 года первая мировая война сказалась на жизни и нынешнего Володарского района. Прошла мобилизация военнообязанных. На Полесской станции (ныне Брянск-Ремонтный) действовал так называемый "сборный пункт". Через него проходили все военные эшелоны. С фронта — санитарные поезда с ранеными. На станции Брянск Риго-Орловской железной дороги разместился 103 сводный эвакуационный госпиталь. В Привокзальной слободе в церковноприходской школе был открыт лазарет. Главным врачом в нём стал В. Добровольский. Через руки врачей до декабря 1916 года здесь прошло более 1800 раненых. Пятеро умерло.
Сборный пункт на Брянске-1 работал круглосуточно. Здесь было организовано горячее питание, снабжение эшелонов продовольствием и т. д. Брянские железнодорожники и местные жители здесь узнавали о положении на фронте. Появились первые печальные вести: "Убит подпоручик Евгений Харченко... Убит поручик Пётр Синявин... Тяжело ранен подпоручик Пётр Потапов..."
Когда положение на Западном фронте ухудшилось, Минский вещевой военный склад было решено перебазировать в тыл. Осенью 1915 года от железнодорожных путей Сухарного завода протянули ветку. Одновременно начали сооружать складские помещения. Ныне примерно на этом месте разместились заводы №192 и №111.
В Брянск прибыло много беженцев. Некоторое время они жили в вагонах, потом для них стали сооружать бараки.
Железнодорожный узел был забит товарными эшелонами с эвакуированным грузом. Несколько путей были заняты паровозами, вышедшими из строя. Кладбище паровозов тянулось от выходных стрелок почти до самого моста через Снежеть (в сторону Орла).
Война породила в стране разруху, она уносила тысячи человеческих жизней. Бастуя, рабочие выдвигали справедливые требования. Так, в марте 1916 года рабочие Брянского завода в Бежице выдвигали основные требования: введение на заводе института выборных старост, повышение заработной платы, выдача рабочим в заводской лавке продуктов по сниженным ценам и другие. Забастовка стала всеобщей. В ней приняло участие более пятнадцати тысяч рабочих. Власти и руководство завода сопротивлялись, в Бе-жицу были стянуты воинские части.
В знак солидарности с бежицкими рабочими бастовали рабочие Арсенала, клинцовских суконных фабрик, мальцовских предприятий, в том числе вагоностроители Радицкого завода.
В бурные февральские и октябрьские дни семнадцатого года в Привокзальной слободе и прилегающих к ней поселках действовали представители различных партий — большевики, меньшевики, эсеры, монархисты... На станции Брянск-Риго-Орловский хорошим ораторским даром обладал ярый меньшевик, рабочий багалса Михайлов. Но рабочие были в основном на стороне большевиков, под воздействием которых на станции был создан Революционный комитет. После революции он взял всю полноту власти на узле.
В декабре 1917 года возник Риго-Орловский слободский районный комитет РСДРП(б), объединивший 186 большевиков. Первым районным комиссаром стал большевик Петр Трофимович Нарубин, ранее работавший стрелочником. Секретарем районного комиссара был дежурный по станции Штурм. Активно проводил большевистскую политику вернувшийся с фронта Иван Васильевич Шушпанов.
Октябрьская революция с первых дней внесла преобразования в поселок. Вместо полиции была введена народная милиция, вместо купеческой торговли организовано кооперативное транспортное ж/д общество, пайщиками и членами которого стали рабочие и служащие железной дороги. Руководителем общества был избран составитель поездов Александр Степанов.
Вся административная власть перешла в руки районного Совета депутатов. Церкви были закрыты.
10 ноября 1918 года в клубе Риго-Орловской железной дороги был проведен митинг молодежи, на котором проводилась запись в Союз молодежи. А 30 ноября этого же года состоялось первое комсомольское собрание. Председателем Союза молодежи был избран Степан Шура-нов, секретарем — Андрей Матвеев. В бюро вошли М. Березин, Н. Дро-чан, Н. Курочкин, Н. Лурье. Молодежные организаций начали возникать и на предприятиях.
Была своя молодежная организация и на Полесском поселке. Молодежь собиралась в вагоне, где договаривалась о совместных действиях на митингах. Лучше других знал обстановку в стране Афанасий Докучаев, вернувшийся с фронта. К его голосу прислушивались, ему и доверили возглавить поселковую организацию. А в 1919 г., когда пришел час защищать завоевания революции, комсомольцы Полесского поселка вывесили объявление "ячейка закрыта, все ушли на.фронт", сфотографировались и ушли на призывной пункт.
Суровой, требовательной была атмосфера в крае и Брянске в 1918-20 годах. В годы гражданской войны и иностранной интервенции немало жителей поселков ушло на фронт. Для охраны железнодорожного узла была создана красногвардейское дружина.
Нарушив перемирие, правительство Германии в феврале 1918 года дало приказ своим войскам о наступлении.
Центральная группа получила приказ наступать через Белоруссию но. Москву. 10- армия, входившая в эту группу, имела задание развернуть наступление в направлении Минск-Смоленск-Москва, а 41й корпус — в направлении Брест-Гомель-Брянск-Москва.
Приказом Высшей военной инспекции РККА в апреле 1918 года создается Брянский пограничный военный район. О важности Брянска как стратегического пункта подчеркивалось несколько позднее и в докладе начальника мобилизационного управления Орловского военного округа: "Наибольшее значение, естественно, придается путям, проходящим через Брянский район, как узел железных дорог, идущих с юга и с запада по кратчайшему расстоянию до центра Москвы''.
На железнодорожных путях Брянска-I в годы гражданской войны несколько дней простояли вагоны, где размещался Л. Д. Троцкий со своим штабом. Находился здесь и специальный поезд "Октябрьская революция", на котором в Брянск прибыл председатель ВЦИК М. И. Калинин. Старожилы вспоминают непривычную "буржуйскую" роскошь, с которой был обставлен вагон Троцкого. Железнодорожные рабочие, поначалу не знавшие, кто приехал в этом вагоне, конфисковали найденные в нём продукты и разобрали по семьям пропорционально количеству душ. Когда Троцкий узнал об этом, он, конечно, страшно возмутился, но, учитывая голодное время, велел никого не наказывать.
"Большой промышленный район имеет огромное значение в общем нашем хозяйстве и ходе нашей революции", — отмечал нарком просвещения А. В. Луначарский, побывавший в наших краях в 1919 году.
В газете "Известия" за 2 ноября 1919 года была опубликована его статья "Брянский район", где он писал: "Среди рабочих Брянска и окрестностей настроение различное: оно прочное, спокойное, уверенное в Арсенале: превосходное, проникнутое подъемом и энтузиазмом на большом сухарном заводе..."
"Особенно круто приходилось в 1919 г., когда деникшщы под ходили к Брасову и Хутору-Михайловскому. Брянск по своему положению и тогда имел очень важное значение для страны. Требования к узлу предъявлялись большие, а разруха давала себя, чувствовать. Топлива не хватало, сигнальное хозяйство было разрушено, поезда ходили зачастую без сигналов, паровозы засылались на другие дороги..." — писал спустя годы в газете "Брянский железнодорожник" Щтр Илларионович Толмачев, работавший в то трудное время помощником начальника Брянского отделения.
В годы гражданской войны и иностранной интервенции Брянский Совет предпринимал меры по улучшению работы промышленности, железнодорожного транспорта. Ремонтировались старые паровозы и вагоны, выпускались новые. Так, за девять месяцев 1918 года на Брянском заводе было изготовлено 13 пассажирских, 458 товарных и 34 специальных вагона; на Радицком (Мальцов-ском) — 199 товарных и 43 специальных. Это была довольно большая цифра, если сравнивать с другими предприятиями.
И это — несмотря на все трудности того времени: экономическое состояние Брянска было составной частью всероссийской разрухи, порожденной войнами. Процветал голод. Не хватало самого необходимого. Вместо заработной платы рабочие получали продуктовый паек. "Ввиду отсутствия продуктов, столовая Радицкого завода закрыта со 2 июня 1918 года. Может быть приготовлен только кипяток",— гласило одно изобъявлений.
В музее дистанции пути хранится старое фото. На нём. изображены несколько стоящих на железнодорожных путях зеленых вагонов. Перед одним из вагонов— дощатый стол на козлах. И вдоль вагонов огромная очередь в несколько сот человек. ПоД фотографией подпись: "Так привозили и выдавали хлеб железнодорожникам в двадцатые годы".
Однако рабочие промышленных предприятий и железнодорожного транспорта во время проведения недели фронта откликались на призыв помочь Красной Армии и делились кто чем мог. Так, например, жители поселка Брянск-I Николай Шулекин, Василий Якушев, Никита Кузиков внесли по сто-триста рублей. Нина Бура-кова пять коробок спичек, Ольга Чисалина — пару портянок... Из малого складывалось большое.
В июне 1918 года вражеская пуля унесла жизнь петроградского комиссара по делам печати, пропаганды и агитации В. Володарского (Моисея Марковича Гольдштейна). Спустя несколько месяцев Привокзальной сЛободе было присвоено его имя.