ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ БРЯНСКОГО ГАРНИЗОНА НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ
Церковный парад войска при городском соборе в Брянске 14 мая 1911г., «...в Высокоторжественный день Священного Коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны»
20 сентября 1882 года на Соборной площади (нынешняя набережная) города Брянска было многолюдно. Горожане встречали 143-й пехотный Дорогобужский полк Русской императорской армии, переведённый в Брянск из Севска на постоянные квартиры. Городские и военные священники отслужили благодарственный молебен, после чего брянский городской голова, потомственный почётный гражданин Иван Иванович Невструев поднёс командиру полка полковнику Андрею Васильевичу Карпинскому Смоленскую икону Божией Матеры, Это было благословением полку от города.
Позже, но, надо полагать, не менее торжественно в Брянске встречали 144-й пехотный Каширский полк. Оба расквартированных в городе полка составляли 2-ю бригаду 36-й пехотной дивизии, командование и штаб которой, вместе с 1-й бригадой, находились в губернском Орле (Брянск тогда был уездным городом Орловской губернии). С этого времени очередной командир (в чине генерал-майора) 2-й бригады 36-й пехотной дивизии был одновременно и начальником Брянского гарнизона. Бригада простояла в Брянске 32 года — до начала Первой мировой войны.
БЛАГОЧЕСТИВОЕ ВОИНСТВО
Преподнесённая городом полку икона вовсе не была дежурным представительским подарком. К православным святыням в Русской императорской армии относились весьма серьёзно. Обретение каждой подобной святыни являло собой важный этап в истории воинской части, запись о котором вносилась в полковую историю. Это не случайно. Ценности, которые защищала старая русская армия, выражались в ёмкой формуле: «За Веру, Царя и Отечество». Вера, конечно же, имелась в виду православная.
Стоит ли в таком случае удивляться, встречая в документах, книгах и газетах многочисленные упоминания об активном участии чинов Брянского гарнизона в тех или иных событиях православной жизни нашего города на рубеже XIX-XX веков? Так, 2 мая 1888 г. крестный ход горожан в честь 600-летия со дня основания Свенского монастыря был продолжен парадом войск. 25 августа 1903 г. чины Брянского гарнизона вместе с горожанами и жителями окрестных сёл встречали привезенную по железной дороге из Киева новую городскую святыню — икону и частицу мощей преподобного Кукши, апостола восточнославянского племени вятичей и первого брянского святого. А 27 августа 1913 г. два взвода солдат и военный оркестр вместе с брянцами прошли крестным ходом от городского собора к Спасо-Гробовской церкви, отметив таким образом 800-летие со дня мученической кончины того же святого Иоанна Кукши.
В приказах по Брянскому гарнизону все парады, проводимые в городе — а таких за год было минимум пятнадцать, именуются церковными. Начинались они богослужением и проходили перед городским Покровским собором (на теперешней набережной). Важность каждого церковного парада можно понять по количеству участников. Главными воинскими праздниками императорской России были Кавалерский праздник святого Георгия Победоносца 26 ноября старого стиля и Димитриевская родительская суббота, «день поминовения усопших воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани живот свой положивших». Все чины Брянского гарнизона в первом случае выходили на церковный парад, во втором — на панихиду в полковых церквах и на гарнизонном кладбище.
Надо сказать, что торжественными богослужениями и церковными парадами дело в большие государственные и церковные праздники не ограничивалось. Городские власти занимались в эти дни самой разнообразной благотворительностью. Так, когда 14 мая 1896 г. короновался в Москве император Николай Второй, брянские власти праздновали это событие три дня, объявленные выходными. В первый день торжеств, наполненный богослужениями, в городе специально закрыли кабаки. Звенели колокола, пелись гимны и многолетия, маршировали войска, горела иллюминация, шумели бесплатные народные гуляния. Одновременно в честь праздника городские власти простили ста беднейшим брянским домовладельцам долг по городскому налогу. Дня нищих был устроен обед на 150 человек, арестантов городской тюрьмы в праздники кормили по усиленному меню: фунт (чуть больше четырёхсот граммов) говядины и полфунта круп на человека в день.
Господа офицеры Брянского гарнизона и члены их семей также немало занимались благотворительностью. Супруга начальника Брянского арсенала генерал-майора И.В. Сарандинаки с сентября 1893-го по март 1894-го организовала за свой счёт 119 бесплатных обедов в дешёвой народной столовой Брянского местного отделения Красного Креста. В комиссии, управлявшей работой этой столовой, состоял полковник Арсенала Апполинарий Алексеевич Кушлянский. Командир Каширского полка с 1913 г. полковник Борис Всеволодович Коховский еще в 1900 г. был награждён за крупный благотворительный взнос знаком Красного Креста. Супруга командира 143-го пехотного Дорогобужского полка Евелина Ивановна Дебогорий- Мокриевич немало потрудилась как попечительница Брянской женской гимназии, за что Городская дума в сентябре 1894 г. поднесла ей благодарственный адрес. В приказах по Брянскому гарнизону неоднократно упоминаются различные благотворительные сборы, которые проводились офицерскими женами — в сопровождении, конечно, мужей — по брянским православным храмам.
ЭСКОРТ ДЛЯ ЧУДОТВОРНОЙ
Постоянной благочестивой обязанностью военнослужащих в Брянске были встреча и проводы чудотворной Свенской иконы Божией Матери. Несколько раз в году икону доставляли из Свенского монастыря в город. Это происходило 28 июля, 10 августа — накануне ежегодного крестного хода, «установленного городом в память Отечественной войны 1812 года», а также 5 или 7 октября, в связи с проведением в городе Свенской ярмарки (ярмарка со второй половины XIX века проходила осенью в самом Брянске), наконец, в начале декабря. Происходила встреча каждый раз одинаково: крестный ход доставлял икону в город накануне празднования к пяти часам вечера. Однажды, правда, 7 октября 1912 г., её привезли на пароходе к пристани в Горбуновском переулке (вероятно, место спуска современной Пионерской улицы к Десне).
Так или иначе, но с 4 часов вечера икону ждали у местного лазарета (его здание до сих пор стоит в начале Красноармейской улицы) по одной роте от Дорогобужского и Каширского полков, построенных в 24 ряда, а также оркестр одного из полков. С 1912 г. к полковым ротам присоединялся взвод от переведённого в Брянск 5-го тяжёлого артиллерийского дивизиона. Икону встречали — и сопровождали до набережной, к собору. Оркестр исполнял духовный гимн Российской империи «Коль славен наш Господь в Сионе» композитора Дмитрия Степановича Бортнянского. Во время прохождения процессии мимо казарм (район теперешнего военкомата и магазина «Русская сантехника» на ул. Калинина) нижним чинам, свободным от нарядов, предписывалось выстраиваться вдоль выходящих на улицу казарменных стен. Горожанам, судя по всему, подобные вещи нравились. Во всяком случае газета «Брянский вестник» писала 14 августа 1894 г. об очередном крестном ходе с участием Свенской иконы Божией Матери: «Торжественность хода со времени расквартирования у нас двух полков усугубляется ещё участием войска, которое при встрече становится шпалерами».
Конечно, военный эскорт сопровождал святыни в знак глубокого к ним уважения. Однако 11 августа 1906 года крестный ход со Свенской иконой Божией Матери пришлось охранять всерьёз — его хотели взорвать террористы-революционеры. И хотя бомба взорвалась у них на квартире в доме на Старособорной улице (нынешняя Луначарского) накануне покушения, не было уверенности, что теракт готовит одна группа.
ПОЛКОВЫЕ ПРАЗДНИКИ И ПОЛКОВЫЕ ХРАМЫ
Русская походная церковь времён Первой мировой войны
Путешествовавший в 1911 г. по частям и соединениям Русской императорской армии немецкий офицер Гейно фон Базедов отмечал: «Русская армия отличается тесной связью военного духа с религиозным чувством. Каждая рота, каждый полк имеет своего святого, который празднуется наряду с прочими довольно многочисленными светскими и духовными праздниками. Каждая войсковая часть имеет свою собственную... церковь и полкового священника... Во время войны берут с собой особенную походную церковь». Эти слова в полной мере относятся и к частям Брянского гарнизона.
Полковой праздник дорогобужцев приходился на день Преображения Господня, 6 августа старого стиля, и достался им в наследство от Охотского мушкетёрского полка, из кадров которого Дорогобужский полк и был сформирован в 1863 г. Каширцы свой полковой праздник отмечали 30 августа старого стиля, в Александров день.
Что же касается полковых церквей, то под них начальство Орловской епархии отвело старейшие брянские храмы. Церковь Дорогобужского полка в. память Преображения Господня была размещена с 1888 г. во Введенской церкви, располагавшейся в известном с 1595 года Христо-Рождественском приходе Брянска. 8 сентября 1823 г. в главной церкви Христо-Рождественского прихода слушал Божественную литургию государь император Александр I Павлович, победитель Наполеона. Теперь на месте храмов этого прихода — пустырь с заброшенными общественными туалетами, расположенными ниже торгового центра «Дубрава». Рождественская гора переименована в бульвар Гагарина.
Введенская церковь Христо-Рождественского прихода была построена в 1767 году «иждивением трубчевского помещика Подлинева». Храм вмещал до пятисот человек молящихся, однако считался очень ветхим и требующим ежегодного ремонта.
Передача Дорогобужскому полку пошла Введенскому храму на пользу, и 31 июля 1894 г. «Брянский вестник» писал: «Приятным долгом считаем здесь отметить, что церковь сего полка, отведённая при Христорождественской, заботами командира содержится в образцовом порядке, недавно вся она реставрирована и украшена прекрасным паникадилом, дар и усердие к дому Божию братьев Чулковых».
Дом Чулковых на Рождественской горе стоял прямо напротив храма. Теперь этот, один из старейших в городе, дом в развалинах и готовится к сносу. Один из братьев Чулковых, надворный (позже коллежский) советник, доктор медицины Василий Дмитриевич, был к 1897 г. старшим врачом 143-го пехотного Дорогобужского полка, а в 1898-1905 гг. — старшим врачом Брянского местного лазарета. Кроме того, он «на общественных началах» много лет состоял доктором Брянского вольного пожарного общества. Брат Василия Дмитриевича, капитан Николай Дмитриевич Чулков с 1898 г. командовал 13-й ротой Дорогобужского полка. Возможно, Николай Дмитриевич — это тот подпоручик Дорогобужского полка Чулков, который во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. во главе отряда из десяти казаков предотвратил попытку высадить турецкий десант в районе Свистонского леса в устье Дуная 16 августа 1877 г.
Хозяйством и внешним порядком в церквах военного ведомства императорской России управляли так называемые ктиторы. В отличие от обычных церковных старост, которых в приходских церквах избирают прихожане, ктиторов назначало военное начальство. Этому начальству ктиторы и причт были подотчётны, поскольку полковая церковь содержалась на средства полка. В 1894 г. ктитором церкви Дорогобужского полка был поручик Павел Андреевич Плужников. Павел Андреевич, помимо основной службы, прекрасно справлялся со своим непростым поручением. И в конце 1894 г. «Брянский вестник» сообщил.- «Вследствие представления отца благочинного орловской духовной консистории что храм Христорождественского прихода города Брянска, в котором совершается богослужение чинам 143-го Дорогобужского полка, приведён в самый благоустроенный и благолепный вид, протопресвитер военного и морского духовенства, по доведении о сем до сведения его высокобла- гословения — за таковое усердие к святому храму объявил искреннюю благодарность ктитору сказанной церкви поручику Плужникову». Позже капитан
Плужников командовал 16-й ротой Дорогобужского полка, участвовал в 1905 г. в походе против японцев. Вышел в отставку в чине подполковника. Имел в Брянске на улице Успенской (теперь Урицкого) собственный дом. К 1913-1915 гг. Павел Андреевич Плужников — гласный от 1-го избирательного Брянского собрания, член городской управы, земский агент по страхованию строений от огня, член общества взаимного кредита и т. д. Что касается личного благочестия, то Плужников вошёл в историю как свидетель исцеления святым праведным Иоанном Кронштадтским сына запасного рядового Дорогобужского полка Самуила Серебряного, между прочим, иудея по вероисповеданию.
История размещения в Брянске церкви Каширского полка немного сложней. Эта церковь в честь святого благоверного великого князя Александра Невского первоначально была помещена в существующий поныне брянский Воскресенский храм, который пришлось делить с епархиальным клиром и городскими прихожанами. К маю 1893 г. совместное использование храма привело к разногласиям относительно порядка «продажи церковных свеч и производства приходных сборов ктиторами обеих церквей епархиальной и полковой, при каждом богослужении обоих священников». Священник Каширского полка Михаил Ключарев обращался по этому поводу к протопресвитеру армии и флота, который сложившийся в Воскресенском храме порядок приходских сборов признал «вполне правильным и для обеих сторон безобидным».
Но как бы протопресвитер не судил, каширцы создали «комиссию по устройству полковой церкви». И 10 ноября 1896 г. благочинный 1-го участка Брянского уезда священник Владимир Попов сообщил отцу Василию Турбину, священнику Каширского полка, «что со стороны Орловского епархиального начальства не встречается препятствий к помещению полковой церкви 144-го пехотного Каширского полка в Покровской города Брянска церкви на предъявленных полковым начальством условиях». Таким образом, в распоряжении каширцев оказался старейший храм Брянска, прежняя городская соборная церковь.
Надо сказать, что военные не впервые проявляли интерес к Покровскому храму. Придел, или, как сказано в церковной летописи брянского Покровского собора, «собственно не придел, а алтарь посреди церкви» в честь Покрова и Умиления Пресвятой Богородицы, был построен генерал-майором (с 1881 г. генерал-лейте- нант) Сергеем Ивановичем Шпаковским (1821-1887), который в 1870-1877 гг. возглавлял Брянский арсенал.
Спустя чуть более полугода после передачи Покровского храма Каширскому полку, 30 июня 1897 г., благочинный Владимир Иванович Попов (дядя писателя Михаила Булгакова. — Прим. авт.) передал от имени преосвященнейшего Митрофана, епископа Орловского и Севского, полковому священнику Василию Ивановичу Турбину (тоже родственник Михаила Булгакова — Прим. авт.) «благодарность за труды и заботы по ремонту брянской Покровской церкви».
Надо полагать, немало помог отцу Василию Турбину утверждённый ещё 21 февраля 1895 г. ктитором полковой церкви сорокачетырёхлетний подполковник Владимир Львович Собуцкий, командир 4-го батальона Каширцев, ветеран Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., награждённый к 1896 г. всеми положенными по чину орденами вплоть до ордена св. Анны 2-й степени. До перевода в Брянск полковник Собуцкий почти 5 лет заведовал хозяйством батальона и полка в соседнем Орле. Позже он получил за отличие чин полковника и стал командиром 3-го пехотного сибирского резервного Нерчинского полка.
Юрий СОЛОВЬЁВ.
При подготовке статьи были использованы материалы семейного архива Разумовых-Высоцких, фотографии из коллекций Георгия Шмерина, Геннадия Клюкина и самого автора.




Дом церковных благотворителей Чулковых. Рождественская гора, напротив Христо-Рождественской и Введенской церквей. Современный адрес: бульвар Гагарина, 8. Фото 1977 г.

