1697 год Галерный двор Брянск (судоверфь)
Слово «галера» пришло из итальянского языка. Так именовалось деревянное гребное военное судно, созданное в седьмом столетии венецианцами. На этот старинный тип военного судна гребцы набирались из рабов, военнопленных и преступников. Французами, испанцами и итальянцами слово «галера» употреблялось в смысле каторги. Галерный — к галерам относящийся. Мне да и многим старожилам еще помнятся так называемые галерные сараи возле Черного моста. Воздвигнутые из прочного красного кирпича, под железной крышей, они были из-за старости приземисты, но довольно прочны. Сохранилось их несколько. Принадлежали они военной базе, в них размещалось вооружение. Вокруг помещений был деревянный забор. Потом, где-то в девяностых годах, все это снесли. Намыли грунт и начали строить молодежный центр. Недостроили. Воздвигнутые стены зданий разобрали. Осталась огромная песчаная площадка над Десной.
Галерные сараи. Брянские верфи. Галерный двор. Что о них известно? В XVIII веке строительство стругов, галер в основном было сосредоточено в бассейне Дона и Верхнего Днепра. Во время же военных действий России против Крымского ханства и Турции (1686-1770 годы) они сооружались и в Брянске. После первого неудачного Азовского похода сразу же началась подготовка ко второму. Для действий на Азовском море Петром I создавался флот. Строительство началось во многих городах России. Центром же его стал Воронеж.
В 1695 году гетман Мазепа высказал также готовность соорудить суда, которые, «плавая по морю, не будут допускать турок под Азов», а заняв низовье Днепра, будут защищать Украину. Местом строительства судов был выбран Брянск. Здесь был корабельный лес. Отсюда сплавляли по Десне на Сечь «колоды» для строительства запорожских «чаек». Были и люди, знающие дело, а в помощь прибыли казачьи мастера.
К маю 1697 года в Брянске было построено более 200 стругов. В книге Н.И. Костомарова «Мазепа» говорится: «Раннею весною получены вести, что крымский хан собирется громить Таванск, и в апреле гетман по царскому указу уговорился с князем Яковом Федоровичем Долгоруким идти в плавный поход вниз по Днепру от Новотагородска и выступать тотчас, как только пригонятся к устью Самары суда, изготовляемые в Брянске и сплавляемые Десною в Днепр. 11 мая известил гетман приказ, что уже у его полковников сделано 70 стругов морских и 600 лодок, а 23 числа того же месяца доносил, что мастер Василий Богугд спровадил в Десну, а оттуда в Днепр к назначенной цели изготовленные в Брянске суда, из которых 50 назначалось для городовых казаков и 40 для запорожцев. Затем думный дворянин Неплюев, назначенный быть в «сходных товарищах» Якову Федоровичу Долгорукому, доставил из Брянска еще 121 струг, и 25 мая последовал царский указ о главном походе. Его целью было овладение Очаковом и защита Таванска и новостроенного Шингерея. «В Азов сказали боярину Алексею Петровичу Салтыкову. Во Брянеск, к струговому делу — стольник Семен Федоров сын Грибоедов, а к хлебному приему — Григорий Шишин», — сообщается в 1698 году в записках видного дипломата И.А. Желябужского.
А.С. Пушкин мыслил написать историю Петра I, он начал собирать материалы. «История Петра» — озаглавил он подготовленные документы. Читая их, обнаружил интересные данные. Александр Сергеевич пишет: «Сверх воронежской Петр устроил другую верфь в Брянске на реке Десне, на коей строились галеры». Год указан 1696-й. Во время Северной войны 1700-1721 годов Россия должна была решить исторически необходимую для нее задачу — овладеть побережьем Балтийского моря, возвратить исконно русские земли, отторгнутые Швецией. Без этого были невозможны постоянные связи с передовыми странами Запада, ускорение экономического и культурного развития России. В первые годы войны в боевых действиях активное участие принимали и брянцы. В сражении под Нарвой участвовал Севский стрелецкий полк, которым командовал СМ. Стрекалов.
Брянск был одним из важных пунктов сбора продовольствия для армии. В письме Петра I Сенату в 1712 году говорилось: «Провиант со всех губерний (оп-ричъ Санкт-Питербухской) 3 дивизиям на 7 месяцев велено поставить во Брянску зимним путем, а изо Брянска в Киев водою на стругах». В докладе Сената сообщалось, что старые суда, которые ныне есть в Брянске, «починивать и к тем вновь делать с поспешением, чтоб всего к полой воде изготовлено было 300 судов, а деньги на то суровое дело в Брянск присланы». Вскоре все продовольствие, за исключением небольшой части, было вывезено водным путем.
С Брянской судоверфью связана биография выдающегося русского корабела Мокея Черкасова, ученика приглашенного на русскую службу Петром I галерного мастера грека Ю.А. Руссенова. В 1724 году Черкасов построил в Брянске для Днепровской флотилии немало судов. Как опытный галерный мастер, он был послан в Киев, где возглавил судоверфь.
Важная роль отводилась Брянской судоверфи и во время Русско-турецкой войны 1735-1739 годов. В январе 1737 года был принят государственный указ о постройке в Брянске большой партии различных судов, в конце этого же года — указ Санкт-Петербургской конторы верфи. Поручику Семену Тигилеву предлагалось «без всякого замедления по отправлению в Брянск и строению пятидесяти русских бригантинов оптинских слобод плотников трехсот человек в работу годных, не престарелых и не малолетних».
«По доношению из Брянска от полковника Владычина, — отмечается в «Дневных записках» малороссийского подскарбия генерального Якова Марковича, — требуется с Малой России для подъема и свозки дерева к Десне 8 тыс. подвод, которые Румянцев... велел нарядить из полков Стародубского и Черниговского, да из засеймских сотен полка Нежинского». Эта запись относится к 7 января 1739 года.
Брянский лес, Десна служили Отечеству добрую службу.
О победах русского войска под командованием А.В. Суворова под Кинбур-ном, Фокшанах, Рымником, Измаилом и русского флота под командованием Ф.Ф. Ушакова в Русско-турецкой войне 1787-1791 годов написано немало. Высокую оценку Суворова получил и экипаж галеры, названной по имени реки, — «Десна». Он писал командующему русскими войсками князю Потемкину: «Десна» содержит турок в решпекте, а я под Кинбурном отбил у турок охоту делать высадки». Галера «Десна» действовала в составе Днепровско-Бугской флотилии, командовал ею мичман Ломбард.
Брянской судоверфи нет больше. Нет и галерных сараев. О них еще помнят старожилы. Свиделельство далекого прошлого — название улицы Галерной да Галерной горы, возвышающейся напротив когда-то бывшего Галерного двора, как именовали иногда еще Брянскую судоверфь.
Я. Соколов