ФОРМУЛА ОТЪЕМА СРЕДСТВ? (новая пенсионная формула). Брянск.
В конце прошлой недели в селекторном зале областного управления Пенсионного фонда России состоялась видеоконференция для журналистов ведущих федеральных и региональных СМИ. Темой ее стала широко обсуждаемая сейчас новая пенсионная формула и совершенствование системы формирования пенсионных накоплений.
Министр труда и социальной защиты РФ М. Топилин, его заместитель А. Пудов, первый заместитель председателя правления ПФР А. Куртин и другие высокопоставленные чиновники, говоря об основных положениях пенсионной реформы, прежде всего подчеркивали, что грядущие перемены никоем образом не ухудшат ситуацию для тех, кто уже получает пенсию, а будущим пенсионерам позволит увеличить размер пенсии в зависимости от вклада, где основными показателями являются размер заработной платы, полнота уплачиваемых работодателем страховых взносов и трудовой стаж.
Новая система должна заработать с 1 января 2015 года, а пока идет активное обсуждение законопроекта на разных уровнях. В ближайшее время в Госдуме начнется его рассмотрение в первом чтении с последующей процедурой поправок. Что же сулит грядущая реформа и чем она вызвана, зачем потребовалось менять правила, принятые чуть более 10 лет назад? Идеологи проекта объясняют это тем, что сегодня размер трудовой пенсии по старости в первую очередь зависит от объема страховых взносов, которые работодатели в течение трудовой деятельности уплачивают за работника в систему обязательного пенсионного страхования. Сейчас трудовой стаж практически не имеет влияния на размер пенсии. В итоге получается уравниловка: тот, кто проработал всю жизнь и у кого стаж всего 5 лет, имеют примерно одинаковую пенсию. Несправедливо. Теперь вместо 5 лет предлагается минимальный трудовой стаж 15 лет. Вводиться эта норма будет постепенно. В 2015 году — 6 лет, ежегодно будет увеличиваться на один год и к 2024 году составит 15 лет. Кстати, в большинстве стран этот порог превышает 20 лет.
Как заметил министр труда, среди нынешних российских пенсионеров не велик процент имеющих минимальный трудовой стаж, и, по предварительным прогнозам, число граждан, у которых к названному 2024 году не будет 15-летнего минимума, также будет невелико. У них будет право на социальную пенсию, но только после 60 лет (женщины) и 65 (мужчины). При этом в целом пенсионный возраст не повышается, остается, как и прежде, 55 и 60 лет соответственно. Но в новой формуле заложены стимулы для более позднего выхода на пенсию. За каждый год (но не более 10 лет) она будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, через три года фиксированная выплата (аналог базовой части) вырастет на 19 процентов, а страховая пенсия — на 24. Через пять лет — на 36 процентов и 45 соответственно. Через 10 лет фиксированная выплата увеличится в два раза, а страховая — в 2,32 раза. Привычное уже понятие «базовая часть пенсии» заменяется фиксированной выплатой, которая формируется также из страховых взносов, перечисляемых работодателем в систему обязательного пенсионного страхования.
Впервые вводится годовой пенсионный коэффициент при расчете страховой пенсии. Им оценивается каждый год трудовой деятельности. Рассчитывается он по специальной формуле, где учитывается сумма уплаченных работодателем страховых взносов, выбранный гражданином тариф и другие тонкости. Чем выше зарплата, тем выше и значение этого коэффициента. При расчете страховой пенсии суммируются все годовые пенсионные коэффициенты, в том числе особые коэффициенты за социально значимые периоды, такие как срочная служба в армии, уход за детьми до 1,5 лет, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет, периоды получения пособия по безработице, содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, репрессивных и впоследствии реабилитированных, и другие периоды. Далее полученная сумма этих коэффициентов умножается на коэффициент за отложенную пенсию и стоимость годового пенсионного коэффициента, которая ежегодно устанавливается Правительством РФ в соответствии с федеральным законом. К полученному значению прибавляется фиксированная выплата, увеличенная на размер премиального коэффициента за обращение за назначением пенсии в более поздние сроки после достижения пенсионного возраста или возникновения права на пенсию досрочно. При равной зарплате он всегда будет выше у того, кто отказался от формирования пенсионных накоплений.
Новый порядок коснется в первую очередь тех, кому предстоит выйти на пенсию в 2015 году и далее, но это не значит, что нынешних пенсионеров он никоим образом не заденет. Пенсию по новой формуле пересчитывают всем, но размер получаемой, как утверждают разработчики формулы, не снизится. О повышении при этом не говорят. Много дебатов велось вокруг работающих пенсионеров. Платить ли им пенсию в полном объеме? Производить ли ежегодный перерасчет, увеличивающий ее размер за счет перечисленных работодателем страховых взносов? На первый вопрос разработчики в итоге ответили однозначно: пенсию выплачивать в полном объеме. А вот с перерасчетом все весьма туманно. Звучали предложения делать его один раз в 5 лет. Снизить его процент. И участники пресс-конференции не ответили на него четко. Как они сказали, «страховые взносы, уплаченные после назначения пенсии, пойдут на выплаты пенсий тем, кто отложил выход на пенсию, и тем, кто действительно реально утратил заработок. В солидарной системе это естественно». Другими словами, перерасчета пенсии ждать не стоит. Более чем из 13 миллионов работающих пенсионеров немалую часть составляют так называемые бюджетники. Для них грошовая пенсия к такой же грошовой зарплате — возможность выжить, а ежегодный перерасчет позволяет хоть немного, но поднять размер пенсии. По проекту нового закона они этого лишатся. Складывается впечатление, что новая формула задумана для отъема средств у нынешних пенсионеров. Фокус с работающими очевиден. При перерасчете всех пенсий по-новому, когда трудовому стажу отводится одно из приоритетных мест в этой формуле, логично ожидать, что те, у кого он велик, должны получать больше. Но об этом ни слова, только успокаивают, что сегодняшние пенсионеры меньше, чем имеют, не получат.
Слава богу, сохраняется индексация два раза в год (февраль и апрель) в зависимости от уровня инфляции. В 2014 году — 8,1 процента, в 2015-м — 7,1, в 2016-м — 6,6 процента. Неужели инфляция пойдет на спад? Или за этим понижением стоят иные тенденции?
О дефиците пенсионных средств разговоры идут давно, и сегодняшняя реформа возникла, думается, в том числе и по этой причине. Хочется надеяться, что при рассмотрении в Федеральном Собрании РФ в нее внесут поправки в пользу людей.