Брянск - фото - Феодосия
На фото крымчанина Андрея Устиновича — древняя и вечно юная Феодосия, победительница времен.
Феодосия, Богом данная, стоит у Черного моря уже 26 веков — на перепутье цивилизаций и эпох. Древние эллины, киммерийцы, аланы, хазары, зо- лотоордынцы, генуэзцы, турки, русские — конгломерат народов и культур наложил свой отпечаток на облик города. О бурной истории этих мест напоминают многочисленные памятники — колоритные развалины генуэзской крепости, турецкие мечети и бастион, армянские церкви. Город улочками сбегает к морю с его золотыми песчаными пляжами и портом. Здесь прекрасно чувствовали себя авантюристы, контрабандисты и художники. Двое из них — маринист Иван Айвазовский и писатель- романтик Александр Грин — гордость Феодосии. В картинной галерее Айвазовского вскипает «Девятый вал» (по красоте и мощи не уступающий реальному). К берегам чудесной страны летит на парусах мечты бригантина (дом-музей Грина, где нет комнат — лишь трюмы и каюты). Курс — на Зурбаган и Лисс, куда открыт доступ лишь мечтателям.
Андрей Устинович приглашает нас побродить по окрестностям Феодосии, вдохнуть соленый морской бриз, познакомиться с жителями. Туристическая тропа приведет нас непременно на Кара-Даг, древний и давным-дав- но уснувший вулкан, настоящий музей природы, к Феодосийскому заливу, Волошинским местам, к старой крепости на Ка- рантинском холме. Места здесь величественные и очень живописные. Здесь чувствуется дыхание вечности, борение стихий. Фотографу удалось передать красоту этих дивных пейзажей. Радостью жизни пронизана работа «Навстречу весне». На краю старого деревянного причала, раскинув руки, застыл человек — словно большая птица, готовая взмыть над волнами в синеву небес...
— Главное в фотографии,— уверен Устинович,— это эмоции, вызываемые глубокой правдой жизни — сложной и разнообразной. Они должны помогать зрителям быть людьми. Остро и выразительно эмоции звучат в портретах.
А портреты у Устиновича удивительные — особенно черно-белые. Очень выразительные благодаря глазам — зеркалу души. У «Школьника» в них светится надежда и робость, у «Генаши» — лукавство и озорство, у «Матери» — доброта. Простые милые лица словно озарены особым внутренним светом. Художник будто стер с них налет усталости, повседневности, коснулся скрытых струн души...
Особняком стоит цикл работ, который я бы условно назвала «Девушка с гитарой». Изящный силуэт инструмента подчеркивает грациозность девичьего стана. Модели так стройны и хрупки, легки и романтичны, будто сошли со страниц книг Александра Грина. И вполне могли бы пробежаться по волнам.
Интересно комбинированное фото «Казаки». Автор построил композицию на контрасте, сознательно обесцветив, приглушив задний фон. Внимание акцентируется на главных героях — двух казаках, их полнокровной энергии, молодости и силе.
Пока мы знакомимся с Феодосией, южане любуются брянскими пейзажами. В эти дни там экспонируется выставка работ наших фотохудожников Владимира Безгрешного и Виктора Юхмана. Вот такой обмен фотокадрами, наблюдениями, впечатлениями. Очень нужный в эпоху евромайданов и раздрая.
Ирина МАРЧЕНКОВА.
Фото В. АМОСОВА.