Страницаепархия

Чернигово-Брянская епархия в 40-е - 70-е гг. XIII в.

Страшный ураган монголо-татарского нашествия в 1237 г. обрушр Русскую землю. Вслед за Рязанским и Владимиро-Суздальским княже( его жертвой стала северо-западная территория Брянской земли. Весне рее всего, в самом конце марта 1238 г., монголо-татарский авангардный пройдя от Смоленска вдоль западной опушки Брянского леса, а затем г Десны, внезапным штурмом захватил Вщиж.

Город, застигнутый врасплох, все же сражался отчаянно, почему полностью уничтожен огнем. Затем был предан огню и Дебрянск в усть Болвы. Правда, горожане были заранее предупреждены о приближении организованно покинули город и укрылись в лесу. Не исключено, что он предали его огню, за исключением детинца, который, судя по находю культурном слое наконечника татарской стрелы, оборонялся до конца.

Дальнейший маршрут движения данного отряда монголо-татар не определен. Вероятнее всего он отправился вверх по реке Болве к Об, далее по реке Жиздре к Козельску, но не исключен и вариант марша п Снежети к Карачеву, а затем на север к Козельску. Так закончился первы нашествия врагов на Брянскую землю. Это был, по сути, стремительн валерийский рейд, в ходе которого монголы захватили Заруб, разгра( сожгли Вщиж, Дебрянск и Обловь.

Второй этап нашествия состоялся через полтора года. Монголы с 1239 года нанесли удар по Чернигово-Северскому княжеству, разрушил нигов и десятки других населенных мест на юге и сквозь горящую земл нулись на север.

Традиционно в отечественной историографии принято считать, 1239 году враг разорил лишь лесостепные районы княжества. То есть с монголы не пошли в северные леса - они спешили в поход на Киев и на Запад Европы. И это вроде бы соответствует действительности. При в это время прекращают существовать Севьско (Севск), Воробиин (К> Росусь, Ормина, Синин, Ропеск, Зарой, Рогов, Радощ, а Дебрянск отстраи: на новом месте (Покровской и Петровской горах). Впрочем, вовсе не ио< но, что Трубеч, Стародуб и Корачев повторили судьбу Дебрянска на «4ai кургане», т.е. эти города были уничтожены монголами в 1239 году, но и: ление уцелело и вскоре отстроило их заново на старых местах. Так или смерч вражеского нашествия, как бы ни был он стремителен и беспоща^ мог стереть с лица земли все, что было создано в течение веков трудор лантом жителей Брянской земли.

Чернигов был взят монголами 18 октября 1239 г. штурмом и перестал су-овать как городское поселение. После ухода монголов на Запад какое-то :ние в Чернигове появилось, но он находился слишком близко от кон-руемой монголами степи. Не избежал этой участи и Новгород-Северскии ой по величине город великого княжества Черниговского, эрвый удар монгольского нашествия был для Церкви таким же бол езнен-:ак и для других институтов русской жизни и культуры. Многие выдаю-священники, включая самого митрополита, погибли в разрушенных го-многие соборы, монастыри и церкви были сожжены или разграблены; ство прихожан убито или уведено в рабство. Город Киев, митрополия й церкви, был так опустошен, что многие годы не мог служить центром 5ной администрации.

Святой благоверный мученик князь Михаил Всеволодович Чернигов­ский. Живописное изо­бражение XVII века на крышке раки (ковчега с мощами) 192 х 75 см

Оставалось и епископу Порфирию после за паствою и искать себе убежище в Брянск* рому суждено было сделаться наследнико нигова в политическом отношении. Где жил там естественно было поселиться и еписко1 бы светская жизнь и духовная власть, взаим] держивая одна другую, могли успешно дейст на пользу государства и в тяжкую для них : испытаний». Приютил епископа Порфирия ский князь Роман Михайлович - второй сыь кого князя Черниговского (а накануне наш и Киевского) Михаила Всеволодича, которы сутствие отца и старшего брата Ростислава о старшим в семье.

Князь Роман не стал восстанавливав брянск в устье р. Болвы и отстраивает его на труднодоступном месте - Покровской и П ской горах. В этот новый большой и хорошс пленный город Роман и перенес столицу б го Чернигово-Северского княжества. Он ctj Брянске Спасо-Преображенский собор, кс становится кафедральным. Этот собор, пос ный на месте современной Спасо-Преображе («Гробовской» или «на владычных гробах») ц в северо-западной части окольного города, нил черниговскую традицию и был посвяще су Вседержителю, культ которого, наряду с ку Богородицы, был важнейшим официальным том на Руси. Сам характер этого религиозно раза отождествлялся с идеей могущества вной княжеской власти. Утвердив в своей ст культ Спаса, Роман Михайлович тем самым содействовал и притоку насе. на территорию его княжества.

Князь Михаил Всеволодич был «одарен от природы блестя-и способностями, воспитан был в благочестии и отличался сильной волей эрым сердцем». Перед отъездом великий князь и его боярин обратились )ему духовнику - игумену черниговского Борисоглебовского монастыря [ну, вскоре возглавившему Чернигово-Брянскую кафедру, за советом. Ду-ик, слышавший, что хан требует от подвластных ему князей поклонения цу и огню и что некоторые русские князья уже сделали это (например [ил Галицкий), устрашился за Михаила и сказал: «Ты, сын мой, князь Ми-, когда будешь в Орде, не поклоняйся идолам, а твердо исповедуй веру гианскую, и ради земного княжения не забывай истинного Бога». «Мы не чемся от Него», ответили князь и его боярин, «и готовы положить за Него [ь свою». Утешил этот ответ духовника, и он сказал: «Если так поступите, дете новыми мучениками за веру и образцом для других». Князь Михаил фин Федор при всем соблюдении придворного этикета (как то: почти-лое приветствие хану Батыю и т.п.) решительно отказались от участия :то религиозной церемонии: прохождении между двух костров, горящих ц троном хана. Огонь у язычников - шаманистов монголов олицетворял сжигающую «злой умысел» против хана. Надо заметить, что римского ионера заставили только пройти через огонь, а князя выполнить все, что эвали предписания татарских волхвов-жрецов: не только пройти через ъ, но и кланяться тому, чему кланялись, а это большая разница. Что каса-воздаяния чисто человеческих почестей, князь Михаил выполнил свои шности подчиненного. Придерживаясь придворного этикета восточных )тов, он сказал: «Царю готов я кланяться, ему поручил Бог славную власть емными царствами; но чему здесь кланяются? Не могу кланяться».

Князь Михаил Черниговский в Орде.

Жалея князя, его супругу и детей, князь Борис и другие бояре совет подчиниться требованию хана и «принимали на себя епитимию». Это зн; что епитимия могла быть применена самая легкая для князя: шестимес покаяние, а советчики могли быть приняты в церковное общение чер каяние по прошествии десятилетнего срока, если ради житейских выго, лучались от причастия на 15 лет.

«Что же тут преступного и страшного?» - рассудил бы православш временник: выполни притворно приказ - получишь жизнь, богатство, 4i власть. Не так смотрели православные черниговские князья на свое ш ственное положение и княжескую честь. Они жили с глубоким осозн; своего нравственного долга: жить в земной жизни по Священному Пис - не для себя, а для других. Почему Михаил и смотрел на свое княжесю стоинство и право как на крест, возложенный на него Богом по поло* и происхождению. И принял решение пожертвовать жизнью ради торж Православной веры. Батый за отказ следовать языческим обрядам при казнить Михаила и Федора (им отрубили головы) 20 сентября 1246 г. Впс ствии они были причислены Русской Православной Церковью к лику cbj

После мученической гибели отца в Орде Роман Михайлович, как ста в семье (его старший брат Ростислав женился в 1243 г. на венгерской при се и на родину не вернулся), был вынужден отправиться в Орду за ярлык Брянское княжение.

Как великий князь Черниговский и Брянский, он наголову разгром! йско великого князя Литовского Миндовга в бою под Брянском в 1263 г. \ остановил натиск язычников литовцев на Юго-Восточную Русь.

В 1288 г. князь Роман Михайлович Брянский претендуя на гегем над всей территорией Южной Руси, по примеру Андрея Боголюбского ществил акт «идеологического» обоснования своих претензий. По npi князя из Киевского Печерского монастыря в Брянск перевозится знамен чудотворная икона Богоматери Печерской, которая позднее стала назы «Свенской», призванная играть главную роль в политических расчетах i Романа. Южнее Брянска на берегу Десны в устье реки Свинь он основа настырь, где в дальнейшем и хранилась эта святыня Русской Правослз Церкви. Роман жертвует иконе драгоценный оклад 26 сентября 1288 п чем свидетельствует надпись на ней: « В лето 6796 (1288г). Окладована ( икона благоверным великим князем Романом Михайлоичем Чернигове! благоговерною великою княжною Анастасиею, месяца октября в 26 де] память Иоанна Богослова».

«Основание Свенского монастыря». Картина М. С. Решетнёва

Олег Романович, преподобный благоверный великий князь Черниговский и Брянский, был вторым сыном и, по-видимому, одним из младших великого князя Черниговского и Дебрянского Романа Михайловича Ста] великой княгини Анны.

Княжеское имя Олег, данное ему родителями, редко встречалось мужчин его семьи. Кроме его отдаленного предка Олега Святославича - «I лавича» (по «Слову о полку Игореве»), Олегами за полтора века были на: только трое представителей династии чернигово-северских Ольговичей Святославич, князь Новгород-Северский (умер в 1180 году), старший «Буй-Тура» Всеволода Трубечского; Олег Святославич, князь Черниго (умер в 1204 г.), старший брат Всеволода Чермного; Олег Святославич, Курский, внук Игоря Святославича, героя «Слова о полку Игореве» (у 1284 г.). Олег Романович мог с равным успехом быть назван по имени о, из первых двух Олегов Святославичей, скорее всего в честь старшего деда по отцу.

Образ святого благоверного князя Олега Брянского (леонтия)

В крещении Олег получил христианское имя Леонтий. По-видимог был назван в честь первого ростовского епископа Леонтия, погибшего в году в ходе восстания, возглавляемого язычниками-волхвами. Леонти* миссионером-чудотворцем. Он собирал вокруг себя детей язычников, л; привлекая их к вере: «Оставль старци и учаше младенцы». Святитель бь гребен в церкви Богородицы. По восстановлении сгоревшего в 1161 го,г стовского собора были открыты его мощи, и стали происходить чудеса, чтслужило основанием для возве£ Леонтия в ранг святых чудотвор 1194 году.

Жизнь князя Романа закон-э трагически: «...а убил его царь в Орде». Роман поставил на хана Ногая, (играл и был убит его противником Тохтой. После этого печального со-

Олег, без сомнения, не мог сразу унаследовать отцовский престол как гум по трем причинам: во-первых, в Чернигово-Брянском княжестве он шалея не старшему сыну, а следующему по старшинству брату умерше-якого князя; во-вторых, его избрание должен был санкционировать хан )й Орды, выдав ему ярлык на великое княжение.