Владимир Дубинин
20 декабря 2023 года в Брянской областной научной универсальной библиотеке им. Ф. И. Тютчева состоялась творческая встреча с композитором, пианистом, председателем регионального отделения Союза композиторов России, Заслуженным работником культуры Брянской области Владимиром Дубининым «Мои любимые композиторы».
На встрече Владимир Игоревич рассказал о тех композиторах, которые оказали большое влияние на его творческое формирование (С. Прокофьев, А. Скрябин, М. Глинка, С. Рахманинов, Л. Бетховен и др.), продемонстрировал их наиболее выдающиеся музыкальные отрывки и произведения, а также свои произведения, посвященные этим композиторам.
КОМПОЗИТОР ВЛАДИМИР ДУБИНИН ОТМЕЧАЕТ В ЭТИ ДНИ ЮБИЛЕЙ — 35-ЛЕТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Неужели 35? Не верю! Кажется, еще вчера он стоял в прохладном зале художественного музея, согревая руки перед выступлением. Затем подошел к роялю, чтобы пройтись по клавишам... души. И вот уже такая серьезная дата.
— Ничего удивительного,— улыбается Владимир,— Просто первую оперу «Краденое солнце» я написал в девять с половиной лет. Не смог пройти мимо полной драматизма истории, рассказанной Корнеем Чуковским. Помните?
Солнце по небу гуляло И за тучу забежало. Глянул заинька в окно, Стало заиньке темно. А сороки-белобоки Поскакали по полям, Закричали журавлям: «Горе! Горе! Крокодил Солнце в небе проглотил». Что ж, описание борьбы сил света и зла тронуло не одну детскую душу!
Музыка в доме Дубининых была чем-то естественным, как воздух. Однажды родители, вернувшись с концерта, застали сногшибательную картину. В центре комнаты стояла батарея из кастрюль, крышек и банок. Маленький Волик (так его звали домашние), отчаянно гремя на необычной ударной установке, с упоением орал на всю квартиру эту песню... К восьми годам он уже сочинил первые пьесы для струнного квартета. Потом его потянуло на большие жанры.
— Отец часто ставил дома пластинки с операми. Это на меня подействовало необычайно вдохновляюще. Я решил, что не хуже, и написал оперу! —смеется Дубинин,— За месяц расписал партитуру (узнав предварительно у отца количество солистов и состав оркестра), и 27 мая 1978 года в Брянском музыкальном училище прошла премьера. Я сам участвовал в постановке — играл на треугольнике и кокошнике. Изображая сцену битвы медведя и крокодила, пожалуй, заглушил весь оркестр! Это был мой дебют на большой сцене -и как композитора, и как исполнигилистический дух революционных войск православному воинству. Появилась большая хоровая сцена — гимн французской армии. Фрагмент с русскими ополченцами — с народным переплясом и частушками про Бородино в исполнении нашей «Ватаги». Есть и игровая сценка — бой русского полковника с французом на саблях. Я долго думал, как закончить эту вещь. На глаза попалось еще одно лермонтовское стихотворение — о рождении ребенка. Решил, что это прекрасный символ, который противостоит войне и смерти. Когда полковник гибнет, появляется актриса, само олицетворение света, и читает эти жизнеутверждающие строки. Затем хоровой апофеоз, который сопровождается видеорядом. На заднике сцены появляются слайды с портретами героев 1812 года.
В этой грандиозной постановке помимо ансамбля народной музыки «Ватага» и оркестра Осипова участвовали академический хор Марио Бустилло, струнная группа симфонического оркестра Эдуарда Амбар- цумяна, солисты областной филармонии Анатолий Сафронов и Александр Сычев, а также артистка БДТ Светлана Рязанцева и режиссер Анатолий Рудницкий. Зрители тепло приняли «Фрески» — и в Брянске, и в Москве.
В этом году Владимир Дубинин порадовал публику новыми смелыми экспериментами. В конце ноября в «Дружбе» прошел концерт «Два мира», в котором вместе с Дубининым участвовал еще один брянский композитор Александр Стрекалов. Они и вправду очень разные.