Отец Виктор Друян — настоятель храма во имя Ксении Петербургской в Володарском районе Брянска.
Многие годы он занимается восстановлением памяти брянских священников, пострадавших в годы сталинских репрессий.
Годы безбожия стали для нашей страны, для Брянщины, трагедией — национальной, религиозной, культурной и просто человеческой. Когда брат брата уничтожал: предавал, обрекал на заключение и смерть. Концлагеря у нас появились задолго до нападения нацистской Германией. Сейчас много говорят о нацизме, геноциде. Но ведь расправу над верующими православными тоже можно считать геноцидом против народа. Сколько уничтожено лучших людей!
Почему так быстро миллионы верующих отказались от Бога? То, что случилось после семнадцатого года XX века, было следствием. К этому времени уже шел процесс расцерковления, от-хождения от основ православия и среди интеллигенции, и среди простых неграмотных людей. Путь христианский был утерян.
Обрядовое благочестие и при царе часто заменяло истинную веру. Люди посещали церкви и считали, что этого достаточно. На службе начальство требовало, чтобы человек сходил в храм, исповедался, причастился и принес справку. И потому, когда надзор отпал, когда церковь отделили от государства, многие легко отказались от обрядов, которые стали для них лишь формой. Богоборчество советской власти стало испытанием на стойкость для истинно верующих. Кровью мучеников возрастает церковь. Годы борьбы советского государства с верующими дали примеры святости, подвижничества, мученичества за Христа. И нынешнее возрождение церкви, строительство, открытие храмов — это заслуга тех людей, кто не побоялся отстаивать свою веру и свои убеждения в самые трудные времена.
На территории нашей области в 1916 году было около тысячи храмов. К 1941 году действующих храмов осталось всего десять. То есть из каждых ста храмов уцелел только один. Храмы разбирали на кирпич, отдавали под зернохранилища и прочие склады. Были инициативные люди, которые, чтобы хоть как-то сохранить здание как историческое, архитектурное, культурное наследие, приспосабливали их под музеи и клубы. Но это в лучшем случае.
Брянщина по атеистической и антирелигиозной пропаганде занимала в стране первое место. Нашей области ставилось в заслугу, что уже в шестидесятые годы при Хрущеве был взорван кафедральный собор на Набережной. В Чернигове сохранились древние храмы, начиная с 11 века. Они с тех пор стоят. А у нас на весь Брянск только два храма оставалось: Воскресенский и Петропавловский. Рушили не только храмы, губили жизни людские. В «Брянских епархиальных ведомостях» из номера в номер мы публикуем имена за Христа пострадавших. В нашем списке уже 2200 брянцев. Но это далеко не все, что удалось узнать.
Девять брянских новомученников канонизированы и причислены к лику святых. Они были расстреляны в 1937-38 годах. Им совершается память в храмах, им написаны иконы. Их биографии изучают в Брянском Духовном Училище. Они вели себя безукоризненно на следствии, не лжесвидетельствовали под страхом пыток, никого не оговаривали. Держались стойко.
Протодиакон Воскресенского собора Брянска Серафим Василенко — один из новомученников. Служил сначала в поселке Фокино в храме во имя преподобного Серафима Саровского. Затем — в Воскресенском храме Брянска. Совсем еще молодым, не достигнув даже возраста Иисуса Христа, в 1937 году Серафим Василенко был арестован сотрудниками НКВД по обвинению в контрреволюционной деятельности и вскоре расстрелян по приговору «тройки». Сохранились воспоминания сестры о том, каким добрым, отзывчивым и стойким в вере был ее брат.
Увы, мало что сохранилось в семьях пострадавших за веру. Родные старались уничтожить или спрятать «вещдоки». Если бы их нашли, то родственники могли пойти вслед за осужденными. Я крестился в начале 90-х. За веру уже не преследовали. Но историю КПСС и марксистско-ленинскую философию мы еще застали в БИТМе, где я учился до того, как поступить в духовную семинарию в Троицко-Сергиевой лавре. Нынешние коммунисты к вере лояльны.
НОЯБРЬ, 2014 ТОЧКА