Страницадревности

Раннехристианские археологические древности Брянской земли (XI - первая четверть ХIII вв.)

Самую большую группу ранних христианских археологических древно-ей составляют предметы личного христианского благочестия - кресты и онки.

Крест - главный христианский символ. Поклоняясь образу креста, хри-яане видят в нем прежде всего символ Самого Христа и символ того крест-го пути, который Он заповедовал нам: «Если кто хочет идти за Мною, отвер-нсь себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».

Древнерусские крестики из окрестностей города Трубчевска.

Самый распространенный способ ношения нательного креста сохранился и по сей день в домонгольской Руси - это способ сокровенн сить крест под одеждой. Такой крест называется на Руси тельником. Он д; Русской Православной Церковью каждому христианину при совершени инств Крещения. Постоянно находясь на теле и составляя с человеком ед целое, тельный крест в первую очередь обозначает его соединение с Хри и Святой Православной Церковью.

Крест-энколпион. Брянский район, окрестности села Стаево

Кресты с иконографией воцерковляли крещаем несли в себе церковное воспитание. Кресты с изображением цветения новании креста напоминают изображение якоря - символ духовно пло сящей христианской Церкви. Трилистный крест с листьями клевера - а Троицы. Прямоугольноконечные - наиболее распростарненный вид кр с идеей центра и направленности к Богу, а квадрат с крестом в средокр! обозначает - 4 земных стихии. С конца X по конец XI века население Рус плохо понимало назначение и силу христианского креста, поэтому кре тот период выпускались редко. Далее, в переходный период конца XI - н XII века, получили большое распространение лунницы с крестами и кре кольце как символ солнца, кресты с узорами. При всем при этом крест колпионы еще только начинают изготовлять. С конца XI века на Руси на ется подъем производства культовых христианских изделий. Предметь стианского искусства в XII веке своим совершенством, видом и технолог превзошли произведения Византии, которые еще в XI веке служили обр; для подражания. Зато техника изготовления изделий с перегородчатое лью была известна на Руси и до византийцев, но, к сожалению, была уте{ приходом татаро-монголов. В конце XI - начале XII века на крестах стал! бражать Иисуса Христа, Богоматерь и святых, что было нехарактерно т века. Надписи на крестах русской работы были краткими и содержали им монограмму святого. Древнерусские кресты домонгольского периода оп ляются при наличии благородной окиси или патины, массивного ушка, с ливости и крупности рисунка (при его наличии), шрифта надписей (г пенно переходящего от греческого типа букв к славяно-русскому полуус Возможна гравировка с серебряною или оловянной инкрустацией, в pi случаях - перегородчатая или выемчатая эмаль.

 

Помимо каменных крестов с конца X в. на Руси получили распространенш тельники, сделанные из бронзы и серебра в технике литья. Среди них про еживаются и некоторые формы тельников, т.н. скандинавского типа. В 1978 г ш раскопках окольного города летописного Дьбрянска в урочище «Чашин грган» такой тельник был обнаружен. Это четырехконечный равноконеч-.ш крест с рельефными изображениями на лицевой и оборотной сторонах, 1нцы его перекладин снабжены тремя выпуклыми дисками, образующими полнительные крестики, крестообразующим элементом служит и ушко я подвешивания. Дополнительные крестики орнаментированы кружками в нтрах дисков. Размеры - 4 (с ушком) х 3,5 см. Он датируется XI - началом XII . В мужских погребениях такие кресты находились на груди погребенных, андинавские археологи считают, что их изготовляли на территории Древ-русского государства.

Рядом с этим тельником был найден двусторонний литой крест, равноко-<шый с рельефным узором, одинаковым с обеих сторон, состоящим из пяти емчатых концентрических кругов - в центре и четырех - на концах пере-адин. Он очень напоминает кресты с эмалью начала XII века. Размеры кре-i - 3,5 х 2,7 см. Крест после отливки эмалью покрыт не был. В целом может гь датирован XI—XII вв.

При раскопках и обследованиях территории домонгольского города Вщи-(Жуковский район), погибшего во время монголо-татарского нашествия в 18 г., в разные годы было обнаружено немало христианских реликвий. Еще 319 г. вщижский помещик М.Н.Зиновьев писал о том, что местные крестья-«выкапывают также немало медных крестов и икон...». В начале 40-х гг. в. дочь М.Н.Зиновьева Вера Михайловна и ее муж М.М.Фомин произвели копки т.н. «Заветного Кургана» во Вщиже, под которым оказались остатки енной церкви конца XII - начала XIII вв. В ходе раскопок также были обна-:ены «иконы, кресты и прочая церковная утварь».

Оригинальный прямоконечный рельефный крест средних размеро литый из медного сплава, был обнаружен в слое сгоревшего зерна в nocTj № 17 села-замка Заруб. Его размеры 8,4 х 5,8 см. Всю плоскость створок мает рельефное изображение восьмиконечного Креста.

К такому же типу энколпионов принадлежала оборотная створка, руженная в Лопуши. Она была отлита из медного сплава и побывала в Прослеживается бортик по периметру креста. Размеры - 7 х 4,7 см. В ц< створки рельефно изображена Богоматерь Оранта с раскрытыми ладо поднятыми на уровне глаз. В прямоугольных окончаниях створки помег по-видимому, Христос Эммануил (слева) и святые. Подобные энколпион тируются XII - первой третью XIII вв.

Массовое производство энколпионов было прекращено монголо-т ским нашествием. Большинство найденных на Брянской земле энколш также являются свидетелями этого экстремального события и попали в турный слой в ходе пожаров и военных действий.

Каменный образок Богоматери

В повседневную культуру христианского ного благочестия на Брянской земле входили тельные иконки. Обычай носить каменные т на груди на дорогих цепях и простых гайтана? ставе ожерелья или подвешивать к окладам чт икон пришел на Русь из Византии. В домонгол период на Руси имели хождение как произве/ изготовленные в самой Византии либо сдел; мастерами-греками на Руси, и изделия их учен русских мастеров. Исследователи полагают, чт( щины носили также иконки в ожерелье, ино] нескольку иконок и крестов на одном гайтане сте с бусинками-пронизками между ними, а м ны - вместе с крестами-тельниками или на ог ных гайтанах. Византийская каменная иконка XII в. из стеатита с изображением матери была найдена в культурном слое села-замка Рябцево. Иконогра манера ее резьбы находит аналогии среди большого числа византийски: XX в., хранящихся в музеях Штутгарта, Никосии и Стокгольма. Квадрата носторонняя иконка (3,4 х 3,5 см) помещена в металлическую оправу. Е ней части оправы находится ушко с отверстием, в котором закреплено к для подвешивания. Богоматерь прорисована в три четверти высоким, н ским рельефом.

Макет-реконструкция Вщижского храма.

Появление первого поколения христианских древностей на данной ритории может быть связано с крещением части населения в кон X в. в устье р. Болвы («Чашин курган») и р. Ловчи (Лопушь), племенное де северных племен северян в Кветуни, а также первыми городами - Вщижем и Стародубом.

Церковная утварь домонгольского периода, а тем более обнаруженная

ходе археологических исследований, уникальна. Только археология позво-

[ла обнаружить пока единственное сохранившееся и поэтому раритетное

брание домонгольских церковных предметов. Оно было извлечено из куль-

рного слоя древнего города Вщижа погибшего в ходе монголо-татарско-

нашествия 1238 г. Эти артефакты были найдены при раскопках остатков

тырехстолпного трехапсидного кирпичного храма с галереей-гульбищем,

ружавшей его с трех сторон. Известный историк древнерусской архитекту-

[ Ю.С. Асеев датировал время его сооружения концом XII - первой половиной

I вв. Судя по материалам археологических исследований Б.А. Рыбакова, раз-

ление храма синхронно времени гибели города, то есть это весна 1238 г.

В 1901 г. раскопки храма были продолжены С.А. Чуевым, членом 0\ ской ученой архивной комиссии. К тому времени «от храма остался пол; рушенный фундамент. У южной стены внутри храма был выкопан шуг аршина на % аршина), где было найдено захоронение (череп и премеша] кости) и собрано много вещей. Среди них - обломок от края медного коло В 1908 «развалины храма находились в ограде крестьянина Василия До донтова. Всюду черепа и следы пожарища... среди которых найдены тр ломка колокола, киот и несколько крестов». Последние по времени раек остатков Вщижского храма предпринял в 1940 г. Б.А. Рыбаков. Из матери его раскопок интерес для нашей темы представляют находки еще одного ( мента медного колокола, фрагмента бронзовой чаши, бронзового водо; фрагмента шиферной иконки, по-видимому, с изображением Богоматери Среди вщижских храмовых вещей исключительно важными явля изделия западноевропейского и византийского происхождения, а также изведения киевских мастеров художественного ремесла, представленн коллекции.

К уникальным памятникам раннего христианства на Брянкой земл носятся и каменные надмогильные кресты, располагавшиеся на террит вщижских урочищ «Кальница» и «Прастица».

Находки каменных крестов известны как на территории Западной глия, скандинавские страны) так и Восточной Европы (Беларусь, Новгс екая и Псковская области России). Их воздвигали на перекрестках д местах битв, водных переправах, при строительстве новых дорог, заклад* родов и храмов, в честь знаменательных событий, на околицах сел и дере (для защиты от врагов и эпидемий), на могилах.

В 1819 г. выдающийся историк и писатель Н.М. Карамзин получил пи от вщижского помещика М.Н. Зиновьева следующего содержания: «В зде1 стороне есть предание, что село Вщиж было городом особенного удель княжения. Еще до ныне в окрестностях видны следы земляных укрепле? находятся большие гранитные кресты (на курганах), весьма не худо (т.е рошо) выделанные. Никто не знает, когда и кем сии кресты поставлены. Д но заметить, что в наших местах совсем нет гранита».

По сведениям секретаря Орловского губернского статистического кои та А.Г. Пупарева, в 70-е гг. XIX в. курганный могильник с каменными крес: упомянутыми в письме М.Н. Зиновьева, располагался в урочище «Кальн и насчитывал 17 насыпей. Археологические раскопки курганного могиль в 1901 г. проводил член Орловской ученой архивной комиссии С.А. Чуев, ] рый зафиксировал здесь только 12 насыпей. В 1907 г. исследование этих ганов было продолжено Председателем Орловского церковного историк хеологического общества, профессором, преподавателем Орловской духо семинарии И.Е. Евсеевым. На время проведения раскопок он смог найти уз более 10 насыпей, включая и раскопанные Чуевым. Евсеев раскопал 5 кург с трупосожжением, т.е. могильник начал функционировать в X в.

В заключение попытаемся реконструировать историю этих крест< XII в. в урочище «Кальница», по всей вероятности, существовало языче святилище-капище, на котором, по крайней мере, один идол был камен Здесь же располагался языческий некрополь - курганный могильник по с ду кремации. Во времена христианизации, по видимому, на рубеже XII—XI какая-то группа новгородцев (торговцев или переселенцев), последоват двоеверия, похоронив своего соплеменника (либо нескольких) в кургане,} чала его насыпь двумя каменными крестами, использовав для изготовл одного из них каменного идола из песчаника с местного капища. Впроче исключен вариант изготовления крестов (в особенности гранитных) в Н< родской земле и последующей их перевозки во Вщиж. Видимо, такой ри стал на Вщижском некрополе на некоторое время традицией, так как из ч рех уцелевших к началу XX в. крестов два, то есть половина, были изготов.; из гранита и, следовательно, были привезены во Вщиж с северных терр рий Руси. По данным М.Н. Зиновьева, А.Г. Пупарева и Г.М. Пясецкого, все кр первоначально располагались на курганах.

К началу XX в. вследствие распашки курганных насыпей, либо по yi нию местных помещиков, два из них были установлены вдоль дороги Вп Овстуг. Описанные кресты до второй четверти XX в. находились на своем воначальном месте - на курганной насыпи. Позднее они были изъяты от и использованы (скорее всего - в 50-60-е гг.) при возведении жилых и хс ственных построек в д.Дуброславичи, где и были обнаружены в 90-е гг. XX и переданы для экспонирования в музеи сел Овстуг и Вщиж