Недоступная доступность (ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ИНВАЛИДОВ)
Два года прошло с момента дорожной аварии и моей травмы. Я часто вспоминаю разговор с братом в палате, сразу после операции. «Лен, ты восстановишься, и все будет, как прежде. Часто ли на улицах города можно встретить человека в коляске? Нет. Значит, люди встают на ноги»...
Действительно, большая редкость увидеть инвалида в брянском магазине и уж тем более в кино или театре. И теперь я знаю почему. Самому выехать на коляске из дома зачастую просто невозможно. Не говоря уже о том, чтобы без посторонней помощи отправиться в город.
Мне все же странным образом повезло, если можно так сказать. Я живу на первом этаже, и, больше того, в подъезде есть пандус. Но самостоятельно выехать на улицу все равно не могу. Во- первых, пандус откидной и, чтобы его опустить, надо оказаться на середине лестничного пролета. Угол наклона получился большим, коляску сильно несет, и удержать ее может только крепкий мужчина. Раньше выбраться из квартиры помогал брат. С тех пор как его забрали в армию, дышать свежим воздухом приходится нечасто, буквально пару раз в месяц. Уверена — многие колясочники скажут: «Счастливая»! У них нет и этого. В реабилитационном центре познакомилась с молодым парнишкой, который живет на четвертом этаже. Лифта нет. Спрашиваю: «Как же ты выходишь на улицу?» Грустно, виновато опустив глаза, отвечает: «А я не выхожу».
И мы говорим о какой-то доступности среды?! Почитала областные и городские пресс-сводки по своей теме. Оказывается, программы разрабатываются, центры открываются, оборудование за-
купается, и, похоже, только сами инвалиды по неизвестным причинам не хотят выходить из дому, сидят в своих квартирах и никак не хотят социализироваться. И этих инвалидов в области — тысячи. Но ведь, если думать не о форме, а реальном деле, то можно было бы в каждом отдельном случае самому чиновнику проверить — правильно ли сделан тот же пандус? Ну, сядь и проверь, и попробуй выехать! Может, тогда увидишь проблему и с нашей стороны.
Ладно, опускаем вопрос установки пандуса. Но сколько чиновников надо обойти, сколько подписей собрать, и сколько потом ждать этого чуда? Моя подруга самостоятельно выйти на улицу смогла спустя 10 (!) лет после травмы. Ей сделали пандус прямо с балкона. Стоит такое удовольствие 80 тысяч рублей. Но, к сожалению, наше государство не оплачивает подобные «прихоти» инвалидов. Сам плати!
Если думаете, что все упирается только в деньги и чиновничью волокиту, зря. Как оказалось, наши люди — отдельная тема. Один знакомый, человек с золотыми руками как-то через администрацию затеял доброе дело — предложил сделать для инвалида пандус. И что же?! Восстали соседи по подъезду. Объясняли так: «Он 15 лет не выходит на улицу и еще столько же выходить не будет. За такое время привык уже воздухом на балконе дышать. А нам — неудобства».
Согласно опросу, проведенному в области отделом по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, почти полтысячи инвалидов нуждаются в установке пандуса. И вот бодрые отчеты о встрече брянских руководителей с активом общества инвалидов я видела, но нигде не нашла одну единственную цифру — сколько конкретно спусков установили в прошлом году в области, сколько планируют делать дальше, и когда вообще каждый брянский колясочник сможет беспрепятственно выходить на улицу?
Но идем-едем дальше. Как-то выбрался на улицу! Перед инвалидом встает новая задача: доехать до магазина, больницы, парикмахерской. Коляски-ак- тивки, на которых можно самостоятельно перемещаться за границей, не приспособлены к нашим дорогам. За два года я трижды отдавала свое средство передвижения в ремонт. При том, что коляска у меня наша, русская. Сашка, с которым познакомилась полгода назад, сейчас проходит реабилитацию в Литве. Говорит, что там не дороги, а сказка. Люди даже с такими слабыми кистями рук, как у меня, без труда крутят колеса.
Социальное такси! С этим чудом первый раз столкнулась в Москве. Быстро, просто, а, главное, недорого. И заезд в машинах специальный есть, и поездка мне обошлась всего в 100 рублей. По столичным меркам — копейки. В Брянске, слышала, будто бы тоже такое есть. Позвонила. Час аренды специализированной машины стоит 600 рублей. При этом социальное такси в Брянске не является отдельной службой. Машины ходят по маршруту и, если непоседливому инвалиду вздумалось куда-то поехать, придется сумму, которую водитель потеряет, сойдя с маршрута, компенсировать. Ну почему? Разве не цинично смотрится как цена, так и стремление побольше заработать на инвалидах. В Москве инвалиды могут на такси ездить на работу каждый день. А у нас? И хоть кто-то в городской администрации, социальных службах об этом задумался?
ПОЖЕЛАНИЕ БРЯНСКОЙ ВЛАСТИ - ПОМЕНЬШЕ ФАЛЬШИВЫХ И БОДРЫХ ОТЧЕТОВ, ПОБОЛЬШЕ — РЕАЛЬНЫХ ДЕЛ В ПОМОЩИ И ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ИНВАЛИДОВ.
Елена ПОЦЕЛУЕВА, журналист