Брянская область. Белобережское водохранилище.
Дна не видно
Депутат Брянского горсовета Петр Громов уже не первый год обращается в правоохранительные и контролирующие органы с одной и той же просьбой: проверить, как использовались государственные деньги, выделенные на очистку и углубление дна Белобережского водохранилища. Петр Александрович утверждает: такая работа не проводилась! По крайней мере, ни он сам, ни жители поселка помпу здесь не видели. Было другое: два года агрегат простоял в водоотводном канале, глубина которого 6-8 метров. Там он добывал песок и насыпал правый берег. То есть выполнялась совсем другая работа.
Однако не было бы ничего крамольного (намывают песок, так пусть намывают — потом тут можно будет построить коттеджный поселок или санаторий для vip-персон), если бы водохранилище не было в федеральной собственности, а канал — в частной, точнее у ОАО «ТГК-4» («Брянская региональная генерация»), берег — тоже. Общая стоимость работ по контракту должна была составить 24 млн. 478 тыс. рублей. На 1 августа 2011 года, когда депутат забил тревогу, уже было изъято из бюджета 12 млн. 421 тыс. рублей.
Вот такой нехитрый сюжет. Петр Громов рассчитывал, что проверяющие, вооружившись шестами и надев водолазные костюмы, исследуют дно водохранилища. Как они еще проверят: чистили и углубляли его или нет?! Депутата, поднявшего проблему, почему-то не приглашали на проверку. Поэтому он и сомневается — была ли она? А ответ из отдела полиции № 3 (Фокинский район) пришел неутешительный. Ст. оперуполномоченный отдела экономической безопасности и противодействия коррупции М. Новиков отказал в возбуждении уголовного дела. В постановлении приводятся «уточняющие моменты»: водоотводящий канал находится в долгосрочной аренде у ООО «Брянская ТСК». 5 апреля 2010 года между комитетом природопользования и охраны окружающей среды (заказчик) и ОАО «Курскгидромеханизация» (подрядчик) заключен госконтракт по очистке и дноуглублению Белобережского водохранилища. Для проверки соблюдения земельного и экологического законодательства при проведении работ сюда выезжала внушительная комиссия, но никаких нарушений не выявила. Дноуглубительные работы «проводятся на территории, строго определенной проектно-сметной документацией». Намываемый грунт складируется на земельном участке, который администрация Брянского района предоставила в безвозмездное срочное пользование комитету природопользования. В непосредственной близости от водохранилища находится открытый водоотводящий канал — собственность Брянской ГРЭС (он используется в производственных целях — для понижения температуры на станции). Так вот директор этого общества А. Маликов пояснил полицейскому, что на территории части канала, находящейся в аренде у ООО «Брянская ТСК», расчистка и дноуглубительные работы не проводились, так как в этом нет никакой необходимости. А проводились они в устье канала водохранилища, которое является федеральной собственностью
Таким образом, доводы заявителя П. Громова о неправомерном расходовании бюджетных средств не подтвердились.
Депутат, разумеется, не согласился с этим. Он считает, что устье канала не все водохранилище, а деньги выделялись на очистку и углубление его ложа. Дабы окончательно убедиться, он просит показать документы, которые имеют отношение к проекту работ. Из них можно было бы почерпнуть информацию о местах, виде и объемах очистки и углубления. Это ведь нужно и для проверки: соответствуют ли они техническому заданию или нет? Но никак не хотят Громову выдавать такую «конфиденциальную» информацию, хотя он и депутат горсовета.
А поэтому Петр Александрович предлагает правоохранителям совершить лодочную прогулку по водохранилищу. Только для этого заранее запастись болотными сапогами и шестами для измерения глубины «озера». Составив карту дна, можно точно сказать — было ли злоупотребление со стороны заказчика и подрядчика или нет.
На днях пришел ответ из прокуратуры области. В нем, в частности, говорится: «Законность расходования бюджетных средств, выделенных для проведения работ по очистке и дноуглублению водохранилища в поселке Белые Берега, проверена территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области. Установлено, что в нарушение ст. 162 Бюджетного кодекса РФ комитет осуществил перечисление подрядчику денежных средств за незаконные услуги, а также за невыполненный объем работ на основании фиктивных записей в актах приемки, предъявленных подрядчиком ОАО «Курскгидромеханизация», в сумме 4294,13 тыс. рублей. В адрес председателя комитета было направлено представление и предписание по устранению выявленных нарушений. Также материалы о выявленных нарушениях направлены в УМВД России по Брянской области для проведения проверки». И самое главное: «Решение об отказе в возбуждении уголовного дела принято необоснованно, проверка проведена не в полном объеме, без установления обстоятельств, имеющих значение для правильной оценки произошедшего, в связи с чем постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменено, материал направлен для проведения дополнительной проверки