Церковь Пресвятой Богоматери Село Радчино Трубчевского района Брянская область
В одном километре от шоссе, не доезжая десятка километров до Трубчевска, по всхолмлённой местности раскинулось село Радутино. На вершине самого высокого холма находится центр села - просторная площадь и рядом с нею бывший помещичий сад.
Посредине зелёного ковра площади, на берегу пересыхающего пруда, в окружении жилых домов и по соседству с зеленью старинного сада стоит сравнительно небольшая церковь. Благодаря своему выгодному положению и богатому объемному построению она играет роль композиционно главного здания села. Церковь хорошо видна с шоссе, богатой формой своего объёма украшает и завершает холмистый пейзаж.
Постройка её предположительно относится к концу XVIII или началу XIX века, заказчиком строительства был местный помещик Яськов.
В плане церковь традиционно крещатая, удлинённая по продольной оси. Помещение «настоящей церкви», то есть подкупольного зала увеличено квадратными в плане боковыми и продольным прирубами. Они во всю ширину смежных стен порталами открыты в церковь. Также открыт и пятистенный алтарь. Продольный прируб соединён дверью с трапезной, в единой связи с которой сделана колокольня. Главный вход через небольшой прируб-паперть. Два другие входа сделаны в западных стенах боковых приделов.
Церковь рублена из брусьев «в лапу». Стены обшиты тёсом горизонтально внутри и снаружи. Фундаменты кирпичные. Крыши из кровельной стали. Как обычно, ведущим элементом объемной композиции является объём «настоящей» церкви. Четвериком он высоко поднимается над объёмами боковых приделов и ещё выше над объёмами алтаря и трапезной.
Четверик несёт три яруса низких, последовательно уменьшающихся восьмериков и четверика. Два нижних покрыты купольными крышами, верхний - вогнутой конической, которая служила переходом к главке или главкой утраченного креста. Грани нижнего восьмерика прорезаны небольшим прямоугольными окнами.
Второй весьма важный вертикальный элемент объёмной композиции - колокольня, сооружённая над трапезной, - в иных пропорциональных отношениях повторяет формы главного объёма церкви. Четверик её основания на одну треть ниже четверика церкви. Зато восьмерик более чем в два раза превышает высоту главного восьмерика, уступая ему в ширине. Колокольня также покрыта купольной крышей и несколько более вытянутым вверх декоративным восьмериком с вогнуто-конической крышкой. Крест и здесь не сохранился.
Такое родственное формообразование вертикальных объёмов придаёт и единство и разнообразие богатой скульптурной лепке объемно-пространственной композиции. Её пластичная выразительность много выигрывает и от уводящих взор криволинейных покрытий - куполов восьмериков и цилиндрических крыш трапезной и алтаря. Двухскатные крутые щипцы боковых приделов наклонными линиями карнизов повторяют легко вообразимый пространственный треугольник, в который вписывается сложное завершение главного объёма, усиливая вертикальную устремлённость композиции.
Отличительной чертой архитектуры этого памятника является своеобразный декор фасадных плоскостей. В нём сочетаются, и надо сказать удачно, элементы классической каменной архитектуры - с элементами народного узорочья. Грани восьмериков покрыты накладной резьбой. Такая же резьба украшает карнизы восьмериков, в основе своей имеющих классическую профилировку. Центральные окна боковых приделов выделены наличниками с килевидными навершиями и крестами, красиво вписанными в щипцовое поле стены. В декоре фасадов господствующими являются кривые линии -линии, вообще говоря, не характерные для дерева, но весьма интересно контрастирующие тонкой пластикой узоров с дощатой линейностью плоскостей стен.
Интерьер памятника - это система переливающихся пространств. Плоскоцилиндрические своды потолков вносят необычность и готовят взор посетителя к свободному взлету вверх в центре зала. Внутри на стенах сохранились следы живописи.
Этот оригинальный памятник деревянного зодчества не нашёл до сих пор современного рационального использования. Без этого невозможно сохранить его с пользой для общества. Пока его техническое состояние удовлетворительное, но так ведь будет не всегда.