СтраницаБрянщина

Брянщина. Александр ПРОХАНОВ.

И вот я на Брянщине, среди бескрайних синих
лесов, мерцающих озер,
речных излучин, среди бе-
лых церквей и розовых на
заре монастырей. Какая
прекрасная русская зем-
ля! И сколько же ей доста-
лось! Сколько бед и пожа-
ров, сколько тьмы носилось
над этой землей, пытаясь
ее испепелить, уничто-
жить! Тут проносилась ог-
недышащая конница крым-
ских татар, двигалась, как
туча, орда, мучили эту зем-
лю литовские завоеватели,
польские рейтары. Шел на
Брянск своенравный фран-
цуз. Как страшные демоны,
надвинулись на Брянск фа-
шистские полчища. Каж-
дый раз все сгорало дотла
и вновь возрождалось, не
подвластное огню.
Не об этой ли земле ска-
зал наш великий Го-
голь: «Да разве найдутся
на свете такие огни, муки
и такая сила, которая пере-
силила бы русскую силу?»
Брянск неопалимый. Не-
опалима брянская мечта
о благе, красоте, величии
русской земли. Сам город,
в Великую Отечественную
войну превращенный в чер-
ные черепки, вновь вознес-
ся в своей очаровательной
провинциальной русской
красоте. Просторные зеле-
ные острова среди города.
Милая, обрамленная на-
рядной набережной Десна.
Театры, концертные залы
с колоннадами и фронто-
нами сталинского ампира,
стеклянные кристалличе-
ские формы современного
конструктивизма.
Брянская мечта, какая
она? В чем ее таинствен-
ная восхитительная сила?
В чем природа ее неопали-
мости? Какова она, брян-
ская неопалимая купина?
В центре Брянска на вы-
сокой зеленой горе стоит
памятник Пересвету – свя-
тому русскому витязю. Этот
памятник драгоценен брян-
скому сознанию. Пересвет
родился на Брянщине в
неведомом месте, но имен-
но здесь – среди брянских
цветов, брянских ручьев,
брянских снегов, брянско-
го звездного неба. Словно
пролетела над Брянщиной
какая-то таинственная па-
дающая звезда, и родился
этот удивительный рус-
ский витязь. Его послал на
Куликовскую битву препо-
добный Сергий из Троице-
Сергиевой лавры. Он на-
казал этому витязю биться
насмерть и спасти русскую
землю от ордынского воин-
ства. Пересвет знал, что его
копье короче копья его со-
перника Челубея. Он знал,
что ему обычным способом
не достать Челубея, и тот
сразит его, вышибет из сед-
ла и убьет. И тогда Пересвет
снял с себя доспехи, снял
монашескую рясу и, обна-
женный по пояс, вскочил в
седло, взял свое короткое
копье и помчался навстречу
врагу. Могучий татарский
богатырь Челубей пронзил
Пересвета и приблизил-
ся к нему. И Пересвет уже,
быть может, мертвый, уда-
рил своим коротким копьем
и вышиб богатыря из сед-
ла. Куликовская битва, от
которой повелось священ-
ное государство российское,
принесло победу русским.
И Пересвет показал рус-
ским людям эту удивитель-
ную способность нашу, от-
стаивая землю, уничтожая
врага, дотягиваться до него
любой ценой, даже ценой
своей собственной жизни.
Поэтому душа Пересвета,
мечта Пересвета, смысл Пе-
ресвета переходит из века в
век, из одного русского по-
коления в другое. Во вре-
мя сражения под Москвой
в 1941 году летчик Талали-
хин, израсходовав все свои
боекомплекты, ринулся на
своем «Ястребке» на немец-
кий «Хенкель», летевший
бомбить Москву, и срезал
его хвост винтами само-
лета. Александр Матросов,
который закрыл своей гру-
дью амбразуру немецкого
дота, принял удар на себя
и умертвил этот дот, тем
самым позволив Красной
Армии наступать. А 6-я
воздушно-десантная рота,
которая отправилась в че-
ченские горы и легла там
костьми, не допустив вра-
га... Это тоже русский Пе-
ресвет.
Брянщина – страна ве-
ликого партизанского дви-
жения. Партизанские силы,
партизанские армии били
фашистов в то время, ког-
да те прокатились по брян-
ской земле и наступали на
Москву. Здесь были целые
районы, куда не ступала
нога фашистов. Там остава-
лась советская власть, там
оставались русские школы,
оставался русский уклад.
На Брянщине существует
удивительный мемориал –
«Партизанская поляна».
Среди сосновых лесов и
дубрав открылось пустое
пространство. В этом про-
странстве высится множе-
ство памятников, каждый
из которых – памятник
одному из отрядов, воевав-
ших на Брянщине. Здесь
же – мраморные плиты,
на которых золотом высе-
чены имена тысяч погиб-
ших партизан. Эта поляна
уставлена рядами боевой
советской и российской
тех ник и. Танк и, БТРы,
да льнобойные гаубицы,
вертолеты... Этот ряд бо-
евых машин напоминает
о нашей мощи, о нашей
способности защищаться и
сражаться. На этой поляне
всегда людно. Сюда прихо-
дят ветераны, здесь устраи-
ваются военные праздники,
звучат оркестры, поют пес-
ни. Сюда приходят матери
с детьми, даже грудными.
И в партизанской штабной
землянке в три наката ди-
ректор музея Леонид Васи-
льевич Филин налил мне
горькую стопку, и я выпил
ее, поминая партизанских
му чеников и героев, за-
пивая эту горькую стопку
ключевой водой из алюми-
ниевой кружки.
На брянской земле мно-
жество памятников войне.
Есть памятник танкистам,
памятник артиллеристам,
памятник авиаторам. Но
среди них есть один уди-
вительный – памятник во-
енному шоферу. Он стоит
в придорожье. В огромной
гранитной плите иссечена
фигура водителя, который
за рулем своей утлой «полу-
торки» мчится по военным
дорогам. Этот водитель в те
годы, небритый, согбен-
ный, в закопченной фу-
файке, здесь, на памятнике,
выглядит величественно,
как русский великан. И
все машины, проезжающие
мимо: и дорогие иномарки,
и фуры, – все они изда-
ют сигналы, отдавая честь
этому неведомому шоферу
и этой изнуренной военной
«полуторке».
В советское время Брянск
был сгустком оборон-
ной промышленности. В
Брянск даже не пускали
иностранцев – так мно-
го было в нем секретных
предприятий. После 1991
года разрушительная буря
снесла с лица земли множе-
ство заводов и лабораторий,
погубила драгоценные тех-
нологии. По недомыслию
или злой воле «молодых
реформаторов» страна те-
ряла оборонный потенци-
ал. Но вечный мир с За-
падом не состоялся. Снова
на Россию задули тяжелые
свинцовые ветры.
Брянская оборонка в
великих трудах стала воз-
рождаться. Неопалимый
Брянск вновь демонстри-
рова л свои неопа лимые
русские силы. Брянский
автомобильный завод, ка-
залось, погиб. Как в мерт-
вом улье, в нем продолжала
шевелиться горстка рабо-
чих. Но продукции боль-
ше не выпуска лось. Од-
нако оставшемуся живому
угольку не дали погаснуть.
Пришли деньги оборонза-
каза. Нашлись энтузиасты.
Собрался костяк мастеров,
инженеров, и завод зады-
ша л, заработа л. Сейчас
он производит громадные
тяжеловесные тягачи. На
этих тягачах возят зенит-
ные ракеты С-200, С-300,
С-400, а завтра повезут
С-500. Эту многоосную
громаду испытывают во
льдах Арктики. На своих
толстых резиновых коле-
сах тягач не продавливает
хрупкий грунт тундры и
способен перевозить гро-
мадные арктические гру-
зы. Тягач испытывают в
горячей астраханской сте-
пи, ибо русские зенитные
комплексы покупают стра-
ны Ближнего Востока, Ин-
дия. Эти брянские подвиж-
ные платформы кочуют по
Сирии, где разбросаны ба-
тареи С-200, и начались по-
ставки российских С-300.
Эти громадные, похожие
на динозавров машины
прошли 9 Мая по Брянску,
где состоялся военный па-
рад. Творцы этих уникаль-
ных машин сказали мне,
что брянская мечта для
них – в семейном достат-
ке, в достойной жизни. Но
она также и в процветании
родного завода, в укрепле-
нии безопасности и могу-
ществе Родины, в укрепле-
нии мира во всем мире.
Другой брянский завод –
БЭМЗ – занимается слож-
нейшей электроникой. Он
делает радары для истре-
бителей, которые рассека-
ют небо Сирии, участвуя в
разгроме террористов. Эти
небольшие изысканные ан-
тенны с множеством слож-
нейших деталей создают-
ся здесь, на заводе, и вся
элементная база, еще вче-
ра добываемая заводом на
мировых рынках, сегодня
– отечественная, россий-
ская, ее делают здесь же,
на Брянщине. А еще этот
завод создает могучие си-
стемы радиоэлектронной
борьбы. Тя желовесн ые
фургоны с антеннами «раз-
вешивают» на небе помехи,
которые забивают электро-
нику атакующих враже-
ских самолетов, ослепляют
корабли, глушат наземные
средства разведки. Эти-
ми тихоходами окружают-
ся военные объекты. Они
создают невидимую элек-
тронную завесу, не про-
ницаемую для вражеских
радаров и прицелов, осле-
пляют врага, делают Рос-
сию страной-невидимкой.
Брянская краса – Свен-
с к и й С в я т о -Ус п е н-
ский монастырь. От его
белых стен открываются
такие дали, такие необъ-
ятные просторы с озера-
ми, реками, пролетающи-
ми птичьими стаями! И
ты начинаешь молиться не
монастырским крестам, а
этой божественной русской
красоте, среди которой ты
рожден, которая наделила
тебя чудесным свойством
любить и лелеять драгоцен-
ную русскую землю. Чудо –
вот о чем говорят русские
монастыри и о чем говорит
Свенский монастырь. Его
основал в 13-м веке князь
Роман, увидев на берегу
реки Свень дивную икону.
Сегодня она так и зовется
– Свенская Божья Матерь,
почитается здесь как чу-
дотворная. Всяк посещаю-
щий монастырь к ней при-
кладывается. В 1812 году к
Брянску подходили фран-
цузские отряды, собира-
лись шт у рмовать мона-
стырь. Но монахи вышли
из стен монастыря с обра-
зами, обошли монастырь
крестным ходом, и фран-
цузская конница отвернула.
Ее прогнали не ядрами, а
таинственным светом рус-
ских чудотворных икон.
Настоятель монастыря отец
Алексий, чьими непрерыв-
ными радениями восста-
навливается переживший
разорение и погромы мо-
настырь, сказал, что пра-
вославный человек видит
чудо в каждом мгновении.
Поистине чудесно появле-
ние здесь великолепного
громадного Свято-Успен-
ского собора. Он был взор-
ван в 1930 году, а теперь
явился, как во сне, сияя
золотыми главами, свер-
кая нарядным иконостасом.
Рабочие, которые восста-
навливают этот собор, ска-
зали мне, что испытывают
благоговение, прикасаясь к
его камням, видя, как го-
лубые лучи солнца падают
сквозь оконные проемы на
чудотворную икону.
Беседуя с отцом А лек-
сием, я размышл я л об
удивительной программе,
которая осуществляется
в современной России, –
восстановление алтарей и
оборонных заводов. Алтари
соборов, престолы мона-
стырей, откуда возносятся
в небо молитвы, накрыва-
ют Россию невидимым по-
кровом Богородицы, сквозь
который не проникают
злые умыслы, злые кавер-
зы врага. А оборонные за-
воды создают российское
оружие, которое защища-
ет земные пределы России.
Могучие установки, созда-
ющие радиоэлектронные
помехи, ослепляют само-
леты и ракеты противни-
ка. Они подобны молит-
венным алтарям и иконам,
которые отгоняют от Рос-
сии духовное зло.
У стен Свенского мона-
стыря на широком Андре-
евском лугу каждый год в
августе проходит Свенская
ярмарка. Сюда со всей
Брянщины, из районов, из
городков, с фермерских хо-
зяйств люди свозят плоды
земных трудов. Чего только
не встретишь на этой яр-
марке! Всевозможная снедь,
забавные игрушки. Ты на-
ешься вкуснейших сыров,
напьешься сладчайшего
деревенского кваса, при-
меришь просторные, ка-
танные из белой шерсти
валенки. Печники тут же,
размахивая мастерками,
сложат тебе русскую печь
– одну, другую, третью. И
в каждой горит огонь, пе-
кут блины. Тебя здесь нач-
нут уверять, что символом
России является не косми-
ческий корабль, не грозная
подводная лодка, а русская
печь, которая улетит на ор-
биту, станет носиться во-
круг Земли, раздавая на-
родам мира блины. Сюда
брянский народ съезжается
не только поторговать, по-
судить, порядиться, а разгу-
ляться, развеселиться, сой-
тись вместе, поглядеть друг
на друга. Русский человек
не может жить в одиноч-
ку. Он ищет соседа, брата,
сотоварища, хочет потол-
каться, выпить чарку, об-
няться, постучать башма-
ками по земле, отплясывая
лихую кадриль. И ты, вы-
танцовывая вместе с ними,
поднося к губам чарку, ис-
пытываешь блаженство, ра-
дость, благодаришь небо за
то, что ты – русский и жи-
вешь среди русских.
Брянщина еще недавно
считалась землей разорен-
ного сельского хозяйства,
обезлюдевших деревень,
незапаханных полей. Та-
инственная сила, каждый
раз воскрешающая Русь из
мертвых, коснулась и брян-
ских деревень. Появилось
на Брянщине удивительное
фермерское хозяйство. Оно
стало разрастаться, бога-
теть землями, тракторами
и комбайнами, преврати-
лось в процветающий хол-
динг «Добронравов Агро».
Дмитрий Константинович
Добронравов, хозяин пред-
приятия, взял в аренду, а
потом купил сотню гекта-
ров пашни и стал возделы-
вать картофель. Он понял
смысл передовых аграрных
технологий, которые в Ев-
ропе позволяют собирать
невиданные урожаи кар-
тофеля и зерна – до ста
центнеров с гектара. Стал
перенимать эти технологии,
ездить в Европу, встречать-
ся с фермерами, выведы-
вать, высматривать, пере-
носить на русские земли
голландские и немецкие
ухищрения. Его денные и
нощные труды, его увле-
ченность, смекалка созда-
ли почти на пустом месте
мощное развивающееся хо-
зяйство. Он вовлек в свое
дело детей – сына и двух
дочерей. И вот она, рус-
ская семья, показывает
на земле чудеса. Сын хо-
зяина, Дионис Дмитрие-
вич Добронравов, молодой,
цельный, приветливый,
рассказывал мне о семей-
ных трудах. Фуры, гружен-
ные отменным картофелем,
разъезжаются по всей Рос-
сии. Огромные, как авиа-
ционные ангары, картофе-
лехранилища, где работают
компьютеры, воздуховоды,
непрерывные конвейеры.
Цифровая экономика и
картофельное поле – как
они далеки друг от друга!
Какое отношение к карто-
фелю имеет цифра?
Вот обширное, почти до
горизонта, картофель-
ное поле. Его вспахивает
десяток тракторов. Дви-
жутся мерно, спокойно, тя-
нут за собой ровные, как по
линейке проведенные бо-
розды. Эти трактора управ-
ляются не трактористами,
а компьютерами. Тракто-
ры-роботы. Они проводят
безукоризненную борозду,
и этой точной геометрии
подчинены последующая
посадка картофеля, обра-
ботка всходов, уборка. Эта
безукоризненная прямота
борозд исключает сбои и
позволяет увеличить уро-
жай на 10 процентов. Мо-
лодой Добронравов, как и
его отец, ездит в Европу, в
Америку. Знает языки, об-
щается с известными ев-
ропейскими и американ-
скими фермерами. Этот
интеллигентный, оснащен-
ный множеством знаний
предприниматель, кто он?
Русский крестьянин или
представитель новой про-
фессии, еще не имеющей
своего названия, превра-
щающий упадочные дерев-
ни в деятельные, процвета-
ющие хозяйства?
И не таким ли новато-
ром является объявивший-
ся в маленьком городке
Севск А лексей Анатолье-
вич Мартыненко – созда-
тель замечательного пред-
приятия по производству
сыров? Его завод «Ума-
лат» чем-то напоминает
современное нефтепере-
рабатывающее предприя-
тие. Серебряные цистерны,
реакторы, металлические
башни. Там происходят
биотехнологические про-
цессы превращения молока
в сыр. Их множество, этих
сырных сортов, которы-
ми потчевал меня Алексей
Анатольевич. Казалось бы,
санкции опустошили ма-
газинные прилавки, убра-
ли из них целые серии ита-
льянских сыров, повергая в
тоску и негодование гурма-
нов. Но их заменили брян-
ские сыры, изготовленные
по тем же итальянским ре-
цептам. И когда на завод
приезжают итальянцы из
Сицилии и пробуют сыры,
то только качают головами.
Эти сыры не отличаются от
их, итальянских.
В картофельном хозяй-
стве я спросил у молодо-
го Добронравова: есть ли
у картофельного клубня
душа? Он подумал и ска-
зал: души у клубня нет. Но
человек вкладывает в него
свою душу. Мартыненко
на свой лад повторил эти
слова. Сыр, чтобы он был
вкусным и добрым, должен
твориться с любовью. Твоя
любовь – в сыре и в этих
удивительных людях, ко-
торые пришли на завод из
своих печальных запущен-
ных жилищ, а теперь, ра-
ботая в стерильных цехах,
они напоминают своими
белыми костюмами опе-
раторов атомных станций.
Брянская мечта – в неопа-
лимости, в творчестве, в
любви.
Брянские земли опалил
Чернобыль. Люди покида-
ли родные места. Но все
годы со времени страшной
трагедии эти земли восста-
навливались. Каждый кло-
чок земли, каждая деревня
освобождались от ядов. И
теперь сюда возвращаются
прежние обитатели. Поля
колосятся, а в лесах появи-
лись зубры и медведи.
Губернатор Александр Ва-
сильевич Богомаз сам из
этого аграрного мира. Он
обожает землю, верит в ее
плодоносящую неограни-
ченную мощь. Еще до гу-
бернаторства он собрал не-
большой кружок фермеров,
где каждый хозяин, еще
не умея хозяйствовать, по-
клонялся земле. Богомаз
обу чил их технологиям:
осмысленное внесение в
почву удобрений, борьба с
вредителями, время и спо-
собы пахоты, своевремен-
ность уборки. Эти техноло-
гии, которые долгое время
были неведомы русскому
крестьянину, баснослов-
но повышали урожай. Тех-
нологии себя оправдали.
Фермеры разбогатели, в
несколько раз увеличили
свои хозяйства, создали
картофельное и зерновое
братство, освоили и про-
должают осваивать рынки.
Брянский картофель ухо-
дит аж до Магадана. А сам
Богомаз, став губернатором,
лелеет любимое им сель-
ское хозяйство, которое
сегодня после долгих лет
упадка переживает подъ-
ем. Мы говорили с губер-
натором о том, что поми-
мо традиционных способов
управления предприятием,
областью или человече-
ским обществом, помимо
политических технологий
существует арсенал нигде
не записанных, но живу-
щих в народном сознании
ценностей. Коды, которые
живут в глубинных пред-
ставлениях русского че-
ловека, если их разбудить,
позволят народу совершить
чудеса, претерпеть великие
трудности, одолеть уныние,
спасти Отечество от напа-
стей, порой не жалея жи-
вота своего.
К этим ценностям и
таинственным кодам от-
носятся представления о
русской мечте, о русском
реакторе, который зажига-
ет свои топки в сердце каж-
дого русского патриота. О
святости русской истории,
о пасхальном смысле рус-
ской истории, где государ-
ство российское всегда по-
сле великих потрясений и
упадков вновь возрождает-
ся и продолжает цветение.
Брянская мечта, считает
губернатор, и есть эта спо-
собность воскресать, воз-
рождаться из пепла, пре-
возмогать все пожары и
все потрясения. Это таин-
ственное свойство русской
истории, русской души свя-
зано с русским чудом. Эта
категория непонятна не-
верующему человеку, не-
ведома рационалисту. Но
понятна тому, кто видит в
мироздании промысел Го-
спода, кто верит в то, что
Россия нужна Господу, что
Бог ее не покинет, что Рос-
сия – божья страна. Россия
– чертог Богородицы.
Тайные знания о России
как о стране небесного
чуда открывались во все
века русским писателям и
поэтам. Брянщина – роди-
на вещего русского «Слова».
На Брянщине, по преда-
нию, родился вещий Боян.
Его гусли играли песни,
под которые вставали го-
рода и посады, сражались
русские витязи, спускались
с печи русские богатыри и
хватали за бороду Соловья-
разбойника. Боян – то ли
человек, то ли дух, то ли
священная музыка, родил-
ся здесь, на Брянщине. Луч
божественного света упал
на какую-нибудь деревень-
ку или седой курган.
На Б р я н щ и не ж и л
А лексей Константинович
Толстой – изумительный
прозаик. Русские люди за-
читываются его «Князем
Серебряным». Он удиви-
тельный драматург. Мы
смотрим в театрах его пье-
сы о Борисе Годунове и
Грозном царе, о царе Фе-
доре Ионновиче. Он меч-
тал о славянском единстве
в пору освободительных
ба л к анск и х вой н. Э то
единство казалось близким
и необратимым. Увы, и по
сей день оно не сложилось.
И Брянщина, где сходят-
ся три славянских земли
– Белоруссия, Украина и
Россия, мучительно пере-
живает этот сегодняшний
распад.
Здесь же, на Брянщине,
среди голубых дубрав и сту-
деных озер родился Тютчев.
В селе Овстуг стоит его чу-
десная усадьба. Янтарно-
желтый дом с белоснеж-
ными колоннами, пруды,
где плавают лебеди. Уди-
вительный памятник. Поэт
сидит с закрытыми глазами,
как будто погружен в себя.
Пророчески видит русские
судьбы, русские грядущие
страдания и великие по-
беды. Это он сказал, что
«умом Россию не понять»,
«в Россию можно только
верить». Он чувствова л
Россию как великую боже-
ственную тайну, как стра-
ну, принимающую на себя
все темные стихии мира и
превращающую их в свет. В
этих схватках с тьмой Рос-
сия несет огромные траты,
исчезает, почти гибнет. Но
потом вновь воскресает,
раскрывает миру дивные
лепестк и своего неопа-
лимого цветка. В Россию
можно верить, как в чудо –
оттого русский человек так
любит свою землю, украша-
ет ее волшебными храмами,
слагает о ней такие дивные
песни и стихи.
Я двигаюсь по Брянщи-
не то пешком, то по «чу-
гунке», то в вертолете, на
котором отец А лексий
вместе с моими друзьями-
брянцами возносит в небо
чудотворную икону и обле-
тает вместе с ней Брянск. Я
чувствую брянскую мечту
как способность постоянно
воскресать в своей неопа-
лимой красоте. Я иду, и во
мне звучит стих русского
поэта: «Передо мною куст
терновый в огне горел и не
сгорал».
Александр ПРОХАНОВ