БРЯНСКИЕ БРОНЕПОЕЗДА
История военной промышленности на территории современной Брянской области имеет одну интересную и отчасти забытую страницу, связанную с производством и ремонтом броневых поездов (сокращенно бронепоезда) для Красной Армии, которые осуществлялись в г. Бежице (с 1956 года - Бежицкий район) с 1918 по 1941 годы.
Бронированный железнодорожный состав (поезд) предназначался для ведения боевых действий в полосе железной дороги. Этот вид вооружения широко применялся в вооруженных конфликтах первой половины XX века, особенно в странах, обладавших развитой сетью железных дорог. Все армии стран, участвовавших в Первой мировой войне, использовали бронепоезда.
Наибольшее же распространение и применение бронепоезда получили в период Гражданской войны в России. В её ходе боевые действия носили маневренный характер и велись в основном вдоль железнодорожных трасс, служивших главными транспортными коммуникациями для всех сторон, участвовавших в войне. Поэтому наиболее ожесточенные бои шли за железнодорожные узлы и магистрали, и здесь роль бронепоездов была часто решающей.
Команда бронепоезда. Видна простреленная башня
Основными центрами производства бронепоездов в годы Гражданской войны стали Нижний Новгород, Коломна, Москва и Петроград. Строились и ремонтировались бронепоезда также в Киеве, Царицыне, Перми, Екатериндаре, Луганске и других городах. Однако одним из наиболее крупных предприятий по выпуску этой военной техники стала Бежица.
В январе 1918 года из ворот Государственного Брянского завода (ранее Брянского рельсопрокатного механического и железоделательного завода в Бежице; с 1923 года - завода «Красный Профинтерн») вышел «1-й бронепоезд Брянского Совдепа». Первым неприятелем, против которого сражался его экипаж, сформированный из рабочих завода, были войска германских интервентов, продвигавшиеся на восток. У станции Хутор-Михайловский, расположенной на границе Украины и России, произошло первое столкновение.
За первым бронепоездом последовали и другие: 2-й и 3-й «Брянские», «Красное знамя», «Заря», «Смерть Деникину», «Углекоп».
К сентябрю 1918 года в Брянском укрепрайоне находилось уже 19 бронепоездов с численностью команд от 60 до 200 человек. За 1919 год на территории, которую контролировали большевики, было выпущено 24 бронепоезда, но заводы всё равно не успевали удовлетворять потребность фронта в этих видах вооружения, а для ремонта поврежденных бронепоездов в прифронтовой зоне была организована группа рабочих-специалистов.
Однако части красных отступали под натиском генерала А.И. Деникина и ремонтную бригаду эвакуировали сначала в Харьков, а затем в - Коно-топ, но из-за слабости механического оборудования конотопских железнодорожных мастерских уже через две недели работу пришлось свернуть, и ремонтную базу перевели на станцию Болва на брянский завод.
Переоборудование этого предприятия в главную базу бронепоездов Красной Армии развернулось осенью 1919 года, в период решающих сражений с Добровольческой армией Вооруженных сил Юга России. Обустройство заняло всего полтора месяца, несмотря на то, что одновременно велось строительство Брянского укрепрайона и эвакуация части оборудования брянского завода на Урал.
В сентябре ушли на фронт четыре, в октябре - пять, в ноябре - шесть новых бронепоездов. Здесь же непрерывным потоком проходили ремонтируемые бронепоезда, прибывавшие со всех фронтов, от Белого до Черного морей. Одних только артиллерийских орудий самых различных калибров заводом было установлено на подвижной состав более 300.
Полигон для пристрелки и отладки артиллерийских установок находился в районе разъезда Нетьинка. Бронепоездные команды в период ремонтных работ проходили курс боевой и политической подготовки. Обязанности инженера по руководству ремонтом, постройкой и формированием бронепоездов исполнял инспектор бронечастей Южного фронта Константин Карлович Сиркен. В те годы он был одним из ведущих специалистов в данной области, проектировал орудийные и пулеметные установки, усовершенствовал способы бронировки площадок и паровозов.
В период Советско-польской войны (1919-1920 гг.) работа Брянской базы достигла наивысших темпов - отремонтировали 70 бронепоездов и 102 бронеплощадки, выполнив ряд экстренных заданий (к примеру, в сентябре 1920 года в трехдневный срок сформировали 10 бронепоездов из трофейных бронеплощадок).
В целом с августа 1919 года было отремонтировано с учетом неоднократного восстановления 243 бронепоезда, в том числе ударные № 6 «Пу-тиловцы имени тов. Ленина», № 2 «Имени Троцкого», № 17 «Смерть или победа», № 98 «Советская Россия» (каждому присваивался свой особый номер).
Численность бригады бронепоездов в это время доходила до 100 человек (в начале 1921 года она была переведена из г. Бежицы в г. Карачев).
В январе 1921 года брянский завод за «повышенную интенсивность во второй половине 1920 года, давшую в результате превышение ударной программы», был занесен на Красную Доску. В документе о поощрении завода, отмечалось: «Принимая во внимание постоянную напряженность работы, непосредственную опасность при наступлении Деникина. <...>. Необходимо констатировать, что Брянский завод заслуживает награды. <...> На заводе созданы и осуществлены с поразительной быстротой разнообразнейшие конструкции бронесостава, на разработку коих и на проектирование потребовалось бы в прежнее время на больших заводах целые годы». Вместе с правом именоваться «Красным Брянским заводом» предприятию вручили «Красное знамя труда» и выдали премию.
Прошли годы....
В 1933 году было принято решение о серийном изготовлении модернизированных тяжелых бронеплощадок на заводе «Красный Профин-терн». В марте мастерские склада № 60 передали туда все чертежи, сюда же прибыл и модернизированный тяжелый бронепоезд.
Первая тяжелая бронеплощадка была сдана «Красным Профинтер-ном» в июле, затем по одной в августе, сентябре, октябре и по две в ноябре и декабре. Таким образом, в 1933 году изготовили 8 тяжелых бронеплощадок, и еще 2 в 1934-м, после чего их производство прекратили. Всего в 1930-1934 годах бронепоездные части Красной Армии получили 26 тяжелых бронеплощадок, из них 16 изготовили мастерские склада № 60 и 10 завод «Красный Профинтерн». В документах того времени первые именовались «тяжелые бронеплощадки типа военсклада № 60», а вторые - ПТ-33 (тяжелая бронеплощадка 1933 года). С 1935 года все они получили обозначение ПТ-35 (видимо, по аналогии с легкими бронеплощадками ПЛ-35).
Из доклада о состоянии бронепоездных частей, сделанного в 1931 году, следовало, что на случай начала боевых действий Красная Армия располагала 37 бронепоездами. Кроме того, на военном складе № 60 находилось легких бронеплощадок, требующих капитального ремонта, 62 штуки.
В мае 1940 года последовал новый доклад о бронепоездах Красной Армии. В нем говорилось, что бронепоезда сведены в 9 дивизионов. Дивизион (подразделение в составе части), как правило, состояло из 2 легких и 1 тяжелого бронепоезда. Помимо этого находилось 17 отдельных бронепоездов. Боевой состав бронепоезда: бронепаровоз, 2 бронеплощадки, одна площадка со счетверенной зенитной установкой пулеметов «Максим» в броневой башне и 4 контрольных платформы с железнодорожным имуществом. Кроме того, бронепоезду придавались бронедрезины и бронеавтомобили на железнодорожном ходу».
Строительство бронепоездов в начале войны
К началу Великой Отечественной войны изготовлением бронепоездов в СССР занималось только одно предприятие - паровозостроительный завод комбината «Красный Профинтерн» в Брянске. Причем, для этого был выделен лишь один цех - механосборочный № 6, имевший всего два железнодорожных пролета, позволявших одновременно вести бронировку паровоза и двух площадок. Однако в производстве бронепоездов имелся ряд серьезных проблем: недостаток производственных площадей, отсутствие подсобных помещений, большое количество различных заказов, связанных с изготовлением мирной продукции.
Бронепоезд № 2 «За Родину» перед отправкой на фронт
Действия бронепоездов в Великой Отечественной войне показали, что они являлись надежным средством борьбы с противником в полосе железных дорог.
С началом общего успешного наступления частей Красной Армии бронепоезда использовались как артиллерийские батареи, обеспечивая действия поддерживаемых пехотных и танковых частей и подразделений. Бронепоездные части из-за разрушенных железнодорожных путей и мостов отставали от своих воинских частей, которые ими поддерживались, но использовались для прикрытия с воздуха железнодорожных станций, мостов и других объектов, сопровождали воинские эшелоны, защищая их от диверсионных групп в полосе железной дороги. В оборонительных боях бронепоезда прикрывали отход общевойсковых частей на новые оборонительные рубежи.
Наиболее активно этот вид вооружения использовался в самые тяжелые периоды Великой Отечественной войны - летне-осенние кампании 1941 и 1942 годов. Этому есть простое объяснение - Красная Армия с боями отходила в глубь страны, и железнодорожные пути еще оставались целыми. При наступлении наших частей противник, как правило, успевал разрушать или взрывать железнодорожный путь и мосты, и бронепоездами приходилось ждать, пока полотно будет восстановлено.
Наряду с успешными действиями бронепоездные части имели большие потери, особенно в период оборонительных боев 1941 года, когда бронепоезда оставались отрезанными от основных частей. Не имея путей отхода, экипажи вынуждены были подрывать материальную часть и с боем выходить из окружения. Большое количество бронепоездов было потеряно из-за действий фашистской авиации и из-за слабого зенитного вооружения (особенно в первые дни Отечественной войны).
С началом войны на базе 4-го дивизиона разворачивался 1-й запасной полк бронепоездов, и командир дивизиона майор И.И. Бончев стал командиром полка, а комиссаром - батальонный комиссар И.П. Жорин. В июле 1941 года полк взамен погибших сформировал и отправил на фронт отдельные бронепоезда № 40,44 и 46.
Бронепоезд № 40 (командир капитан Ф.С. Руденко) с 13 июля 1941 года действовал под Рославлем, но 4 августа была разбита железная дорога, и он оказался отрезанным на участке Липовская-Рославль. В это время появившаяся немецкая авиация начала бомбить бронепоезд. В атаке участвовали 11 самолетов. В результате налета бронепоезд был поврежден, путь окончательно испорчен. Экипаж вынужден был его покинуть у станции Пригорье.
Бронепоезд № 44 (командир младший лейтенант СП. Клюев) начал боевые действия под Кричевом, Унечей и Оршей. Однако 6 августа 1941 года у станции Унеча бронепоезд попал под удар немецких бомбардировщиков и был разбит. Оставшуюся команду вывели на переформирование.
Бронепоезд № 46 (командир капитан И.И. Немазанников) также начал боевые действий под Рославлем в начале июля 1941 года, а до 16 августа поддерживал огнем стрелковые части у станций Журбино, Сураж, Унеча. 17 августа он был выведен из состава дивизиона и передан в другую часть.
В Брянске с 22 по 27 июня 1941 года формировался 6-й отдельный дивизион бронепоездов в составе легких бронепоездов № 50 (командир лейтенант Заболоцкий) и № 51 (командир старший лейтенант Ананьев), тяжелого № 52 (командир лейтенант Колокольцев). Личный состав дивизиона на 98% был призван из запаса. В первые месяцы войны об успешных действиях этой части писали газеты «Правда», «Красная Звезда».
Бронепоезд № 50 попал 4 июля под сильный артобстрел и подвергся атаке танков. Ответным огнем он заставил замолчать немецкую артиллерию и подбил 18 танков, заставив оставшиеся отойти, а 6 июля, прикрывая отход стрелковой дивизии от Бобруйска, уничтожил до 1000 солдат противника. После перехода Днепра железнодорожный путь за мостом оказался взорван, и поезд оказался отрезанным. Пользуясь этим, фашисты стали расстреливать его из орудий, повредив паровоз и одну бронеплощадку. Ответным огнем было уничтожено 2 немецких орудия и повреждено 3 танка. Экипаж вел огонь до тех пор, пока не стали рваться снаряды на второй горящей площадке. Остатки команды отошли вместе с частями стрелковой дивизии.
Вплоть до конца августа дивизион активными действиями оказывал большую помощь воинским частям на участках Птичь-Коржевка, Холод-ники-Остаповичи, Холодники-Горочицы. Однако 18 августа в районе Оста-повичи авиация противника вывела из строя бронепоезд № 50. Команде удалось вывести только одну бронеплощадку.
Таким образом, на протяжении всей Великой Отечественной войны бронепоезда активно участвовали в боях и совершали подвиги. Для перечисления всех их не хватит страниц учебного пособия, поэтому здесь мы ограничились лишь некоторыми фактами.
К концу войны стало ясно, что артиллерия достигла того уровня развития, при котором даже защищенные бронепоезда можно приравнять к легкобронированной технике. К тому же поезд намертво был привязан к железнодорожным путям, что значительно снижало его мобильность. Не стояла на месте и авиация, для чьих средств поражения бронепоезда перестали быть сложной целью. Одновременно с этим зенитное вооружение поездов уже не могло обеспечить надежной защиты от атак с воздуха. Становилось понятно, что время бронепоездов прошло.
В итоге, следует отметить, что, хотя и бронепоезда не играли первостепенной роли в войне, например, как танки, они стали решающим фактором во многих боях. Стоит также отметить героизм, удивительную трудоспособность и выносливость брянских рабочих, которые занимались строительством этой техники и тех бойцов, кто позже воевал на ней. Многие боевые эпизоды, особенно в начале Великой Отечественной войны, показали, что бронепоезда могут эффективно применяться в борьбе с врагом. Они прикрывали сосредоточение и развертывание наших войск, участвовали в обороне железнодорожных линий, по которым двигались эшелоны и поезда с воинскими грузами, защищали железнодорожные узлы от налетов фашистской авиации, вступали в бой с прорвавшимися частями и десантами противника.
Несмотря на огромные трудности, брянские рабочие и личный состав экипажей брянских бронепоездов (значительную часть которых составили уроженцы современной Брянской области) внесли свой скромный, но вполне достойный вклад в Победу советского народа над агрессором в годы Великой Отечественной войны.
ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВСНХ О НАЦИОНАЛИЗАЦИИ БРЯНСКОГО ЗАВОДА
17 февраля 1918 г.
Акционерное общество Брянского завода оказалось неспособным вести свои предприятия и расплачиваться с рабочими и служащими. При дальнейшем оставлении предприятий в руках общества они обречены на неизбежную остановку, что не может быть допущено по государственным соображениям, а потому Акционерное общество Брянского завода со всеми принадлежащими ему предприятиями объявляется государственною собственностью.
Временным комиссаром над правлением общества в Петрограде назначается тов. Исидор Эммануилович Гуковский.
Впредь до назначения временного заводоуправления Бежицкому Совету рабочих депутатов временно предоставляются все права заводоуправления.
Временным комиссаром над Брянским заводом в Бежице назначается Андрей Тимофеевич Ульянов, конструктор того же завода.
Организация постоянного управления заводом предоставляется Московскому областному экономическому комитету...
За Председателя Президиума ВСНХ ЛОМОВ и СМИРНОВ
Управляющий делами ШЕВЕРДИН
Брянский ордена Трудового Красного знамени машиностроительный завод. Сборник документов и материалов. Брянск, 1969, с. 105.
История этих бронепоездов
начинается в далеком 1923 году, когда на базе «Брянского рельсопрокатного,
железоделательного, сталелитейного и механического завода» расположенного в
городе Бежица Брянской области Орловского военного округа создается
машиностроительный завод «Красный Профинтерн» - единственный в довоенном
Советском Союзе завод выпускавший бронепоезда. Программа выпуска составляла 5-6
бронепоездов в год. Ремонт
бронепоездов, их модернизация, а также изготовление опытных образцов и
разработка различной технической документации производилось рембазой №6 Автобронетанкового
Управления Рабоче-крестьянской Красной Армии в городе Брянске. Ремонт
железнодорожной части бронепаровозов (собственно паровоза) и бронеплощадок
(ходовой части) производился в специально выделенном только для этой цели депо
на станции Брянск.
Здесь же, под Брянском находился и «2 полк бронепоездов имени рабочих завода
"Красный Профинтерн"» (в/ч 6455), в состав которого входили 4
дивизиона бронепоездов, учебный дивизион бепо и батарея бронедрезин.