Полковые батюшки. Брянск.
ПОЛКОВЫЕ БАТЮШКИ В МИРНОЕ ВРЕМЯ
Ещё в 1716 г. «Устав воинский» Петра Великого предписал военнослужащим, где бы они ни находились, в день «суть трижды молиться», причём раз в сутки «в 9-м часу пред полуднем должен священник литургию отправлять при каждом полку».
Военные священники представляли собой особенную группу среди русского духовенства. С 1800 г. они подчинялись так называемому обер-священнику, в 1858 г. переименованному в главного священника армии и флота и наделённому правами, равными правам епархиальных архиереев. Главный священник армии и флота носил высший доступный женатому священнослужителю сан протопресвитера. При протопресвитере армии и флота существовало особое духовное правление. На местах органами управления военного духовенства являлись благочинные священники. Так, расположенная в Орловской губернии 36-я пехотная дивизия представляла собой благочинный округ, а её четыре полковых церкви — отдельные приходы.
Чем, собственно, занимались в Брянске рубежа XIX-XX веков полковые священники, помимо отправления обычных богослужений? Как и где жили их семьи? Об этом дают некоторое представление частично сохранившиеся в Государственном архиве Брянской области документы церкви 144-го пехотного Каширского полка, приказы по Брянскому гарнизону и воспоминания Владимира Петровича Разумова, сына священника Каширского полка отца Петра Разумова.
Итак, помимо богослужений и устройства полковой церкви военные священники занимались прежде всего воспитательной работой среди личного состава своих частей, но не только. Например, 15 октября 1913 г. в разгар, как говорят теперь, призывной кампании, штабом Московского военного округа начальнику Брянского гарнизона было предписано «для поддержания порядка среди новобранцев при перевозке их по дорогам... на пункты более или менее продолжительной остановки» вызывать военных или епархиальных священников «для собеседований с новобранцами на соответствующие темы и служения молебнов».
Продолжением подобной просветительской деятельности можно считать и преподавание Закона Божия. Так священник Дорогобужского полка с 1907 по 1914 г. Григорий Иванович Шахов был законоучителем 3-го Брянского мужского городского приходского училища. Училище находилось на Успенской улице, в доме Пестрикова (теперь улица носит имя Урицкого, а в здании училища кафе «Василич»). Жил отец Григорий здесь же неподалеку: сначала на Успенской, потом на Московской (ныне Калинина) улицах. Судя по памятным книжкам Орловской губернии, место законоучителя сохранялось за батюшкой и в 1915-м, и в 1916 г., когда он находился в германском плену.
Продолжением такого просветительского служения была и миссионерская работа в полках. Большая часть солдат призывалась в мирное время в Каширский полк из Пермской и Гродненской губерний. В первой было много старообрядцев-раскольников, во второй — католиков. В случае со старообрядцами существовал ордер протопресвитера военного и морского духовенства от 5 марта 1896 г., предписывавший не допускать «нижних чинов из раскольников до Св. Причастия без довершения Св. Крещения таинством миропомазания», то есть, другими словами, без перехода в господствующую Православную церковь. Сохранились документальные свидетельства о переходе в Синодальную церковь заметного числа нижних чинов-старообрядцев Каширского полка.
Помимо старообрядчества специальный ордер протопресвитера военного и морского духовенства от 4 октября 1894 г. обязывал полковых священников бороться с распространением в войсках «лжеучения баптизма или штунды». Однако после объявления на Пасху 17 апреля 1905 г. императорского указа о веротерпимости издание подобных ордеров стало невозможным.
В целом же приказы по Брянскому гарнизону демонстрируют веротерпимость армейского начальства. Скажем, приказание от 15 октября 1913 г. предписывает: «Воинских чинов магометан в дни магометанских праздников освободить от служебных занятий 26, 27, 28 и 29 сего октября». А 16 сентября того же года начальник Брянского гарнизона приказал «нижних чинов частей гарнизона иудейского вероисповедания освободить от всех служебных нарядов и занятий 19, 20 и 28 сего сентября по случаю их праздников Рош- гашуну (Новый год) и Иомкипер (День всепрощения) и желающих уволить в город для слушания богослужений, совершаемых по обрядам их веры». Подобные распоряжения существуют и относительно католических праздников, тем более что в Брянске была католическая часовня-каплица, которую регулярно навещал капеллан Московского военного округа.
Если же военнослужащий-католик умирал, то в последний путь его, как и православных солдат, провожал православный полковой священник. На гарнизонном кладбище Брянска (сейчас на территории этого кладбища вблизи автовокзала выстроено здание 9-й средней школы и разбит сквер) существовали три участка по вероисповеданиям: православный, католический и еврейский. В 1912 г. здесь возвели на полковые средства православную кладбищенскую часовню. И солдатские работные команды одинаково ухаживали за могилами всех своих товарищей.
Свидетелем солдатских похорон на Брянском гарнизонном кладбище стал в детские свои годы сын священника Каширского полка, в будущем профессор Брянского технологического института Владимир Петрович Разумов (1899-1985): «Один раз отец взял меня на похороны солдата, умершего в госпитале, который был в том же самом здании, где он находится и теперь: это здание не было разрушено в период войны. Запомнилась медленная, весьма скромная похоронная процессия, которая медленно двигалась по Трубчевской (ныне Красноармейской) улице до канатной фабрики (старинное здание перед автовокзалом), а затем, повернув налево, закончилась на военном кладбище. Не помню, везли ли покойника на дрогах или несли его солдаты, но процессия каждый раз останавливалась и выполнялась краткая треба, как это было положено, когда кто-либо из жителей подавал одну- две копейки на помин души».
Между тем, после миссионерских трудов полковых батюшек и благочестивых командиров в православие переходили не только староверы. Например, в 1894 г. изъявили желание перейти в православие католик рядовой Степан Ольховик, сверхсрочный старший унтер-офицер иудей Абрам Исааков Цимбрик. В 1898 г. крестился мусульманин рядовой Шакрифула Вайсов. Но самый удивительный случай такого рода произошёл в декабре 1895 г., когда отцу Василию Турбину пришлось крестить двадцатитрёхлетнего язычника — рядового нестроевой роты Каширского полка Фёдора Кастеева, крестьянина Пермской губернии, об имени и отчестве отца которого сведений в полку не имелось. Язычник в те годы, когда «Велесову книгу» ещё не написали, был большой редкостью на Руси.
ПОЛКОВОЙ БАТЮШКА В КРУГУ СЕМЬИ
Военный священник был в Русской императорской армии почтенным и уважаемым участником полковой семьи, даже в том случае, когда речь идёт о полке гвардейском, элитарном. Официально титуловали полкового батюшку «Ваше высокоблагословение». Ему от полка полагался приходящий денщик, живший в казарме. По воспоминаниям Владимира Разумова, денщик «выполнял более тяжёлые работы и разовые поручения», например колол дрова и топил печи. Многодетному священнику Каширского полка отцу Петру Разумову «денщик приносил из части солдатский хлеб, отличавшийся исключительной плотностью».
О доходах полкового священника Разумов рассказывает так: «Доход нашей семьи состоял из жалованья отца, получавшего 20-го числа каждого месяца 125 рублей, из которых 25 рублей уплачивалось за квартиру, до 10 рублей за услуги прислуги, остальное уходило на питание и покупку одежды, которой на семь душ требовалось немало, хотя кое-что переходило от старших к младшим, перешивалось и чинилось. Остаток шёл на уплату за воду, дрова, освещение, а затем позже и за учение, в которое последовательно включались члены семьи один за другим».
Оба брянских полковых священника последнего перед Первой мировой войной поколения были уроженцами северо-запада России. Священник Дорогобужского полка Григорий Иванович Шахов родился в 1875 г. в Новгородской губернии, а священник Каширского полка Петр Владимирович Разумов — в Пудожи Олонецкой губернии (Карелия), в семье священника. Отец Пётр и женат был на дочери петербургского священника Александра Лебединского, Зинаиде Александровне. Брат отца Петра, Арсений Владимирович Разумов, также был священником Тюсьбюской военно- местной церкви Нюландской губернии в Финляндии.
У отца Петра и матушки Зинаиды было пять человек детей: трое мальчиков и две девочки. В Брянск священник Разумов был переведён в 1910 г. До этого он служил во Владимире, священником 9-го гренадерского Сибирского полка. Потом был направлен в Армению, оттуда — в Тамбов, священником 217-го пехотного Кромского полка. С Кромским полюм отец Пётр проделал поход против японцев в 1905 г.
Дом, который снял в Брянске для своей семьи отец Пётр Разумов, находился на месте современного Дома книги на ул. Фокина. Улица называлась Комарёвской, и дом, снятый отцом Петром, принадлежал благочестивым старикам Комарёвым. Разумов вспоминал, по-своему именуя улицу и квартирных хозяев: «...мы доехали до Комаровской горы, по которой поднялись вверх до дома под номером 35, тоже Комарова. Наш дом, назовём его флигелем, состоял из четырёх комнат, из которых одна была довольно большой и достаточно просторной, но тёмной прихожей. К дому был пристроен по боковой северной стороне длинный коридор с парадным выходом на улицу. С другой стороны был выход на двор и пристроенную с западной стороны небольшую кухню».
Здесь семья священника Каширского полка прожила до 1918 года. Отношения в семье были самые замечательные: даже спустя десятилетия сын батюшки называл отца, мать, братьев и сестёр не иначе, как в ласкательной форме. Дети батюшки оказались способными людьми, обладали неподдельной тягой к знаниям, а позже и преподавательскими способностями.
Вероятно, отец Пётр хотел, чтобы сын продолжил его священническое служение. Как пишет Владимир Разумов: «В первые годы жизни в Брянске отец частенько брал меня как старшего сына, уже подростка, в церковь, Покровский собор (напомним, что это был храм Каширского полка). Ему подавали из полка таратайку, на которой совершался путь от дома, — сначала спускались по Комаровской горе, затем ехали по Московской улице до Арсенала, наконец, поднимались по крутой Покровской горе, если лошадь была послушной и спокойной, в противном случае более длинным путём по Петровской горе, не столь крутой, как первая. Таким же путём после службы отправлялись домой». Отчасти по сложившимся историческим обстоятельствам, отчасти по призванию и по вполне светскому складу характера Владимир Петрович Разумов стал не священником, а учёным-лесоводом. Однако укрепил свою принадлежность к полковой семье Каширцев, женившись на сестре двух кадровых офицеров Каширского полка, Ларисе Владимировне Боголюбской. Потомки полкового священника Петра Владимировича Разумова и теперь живут в Брянске.
ВОЕННЫЕ СВЯЩЕННИКИ В БОЯХ И НЕВОЛЕ
Приказом № 35 по Брянскому гарнизону от 9 апреля 1914 г. священник Каширского полка Пётр Разумов был назначен первым в истории гарнизонным священником Брянска. Летом 1914 г., когда Дорогобужский и Каширский полки были в лагерях под Орлом, отец Пётр со всей своей многочисленной семьей отправился на родину, в Олонецкую губернию. Здесь его настигло известие об объявлении войны, вошедшей в историю под именем Первой мировой. «По приезде в Брянск отец срочно явился по начальству и тотчас же начал собираться в поход. Достав из ризницы, которая находилась в нижнем этаже Покровского собора, всё необходимое для отправления службы, паковал всё в заранее подготовленный для этого зелёный ящик. Дома он отслужил молебен, благословил всех домочадцев, попрощался и уехал воевать. Больше мы его не видели», — вспоминал сын священника.
36-я пехотная дивизия, а вместе с ней и стоявшие до того в Брянске Дорогобужский и Каширский полки, вошли в состав 13-го корпуса 2-й армии генерала от кавалерии Александра Самсонова. Вместе с 1-й армией генерала от кавалерии Павла Карловича фон Ренненкампфа Самсонову было предписано вторгнуться в Восточную Пруссию, нанести германской армии максимальный ущерб и оттянуть с Западного фронта какое-то количество частей противника, который уже намеревался захватить Париж, столицу основного союзника России. Для 2-й русской армии Восточно-Прусская операция оказалась трагичной. 13-й корпус, занявший было город Алленштейн, был вынужден отступать под давлением превосходящих сил противника. Отход корпуса прикрывали дорогобужцы и каширцы.
Последний бой Каширский полк, которым командовал георгиевский кавалер полковник Борис Коховский, принял утром 16 августа 1914 г. у Меркена, прикрывая узкий перешеек между двумя озёрами, по которому отходили части корпуса. Пропустив все части корпуса, каширцы не успели сами перейти перешеек и вступили в жестокую схватку с двумя немецкими дивизиями. Только со стороны Грислинена по каширцам били шесть немецких батарей. Служивший в штабе 2-й русской армии полковник Павел Богданович вспоминал: «К полудню положение каширцев, гонимых артиллерией с трёх сторон, стало очень тяжёлым; кадровый состав в громадном количестве выбыл из строя, недостаток в патронах стал сказываться всё сильнее и сильнее, из рот потянулись группы в тыл... Зловещий перелом начал определяться. Коховский приказал играть и бить «атаку», развернул знамя и с ним в руках первый бросился вперёд. Каширцы с громовым «ура» пошли в атаку за своим командиром. В короткой, но жестокой схватке Коховский был убит в первой линии; фланги каширцев были охвачены ружейным и пулемётным огнём, в их тыл выходили густые цепи. Каширский полк кончил своё существование...» В том бою неподалеку от знамени и командира полка наверняка находился полковой священник отец Пётр Разумов.
Отец Пётр уцелел в сражении — и оказался в германском плену. Находился батюшка в офицерском лагере в замке города Целле, провинция Ганновер. В том же лагере, согласно документам Государственного архива Брянской области, содержались некоторые офицеры Каширского полка. В лагере отец Пётр и его паства устроили православный храм, просуществовавший как минимум до лета 1922 г., когда его посетил архиепископ Евлогий (Георгиевский). Надо полагать, и противник относился к отцу Петру уважительно. Но для священника Каширского полка плен закончился трагедией. Сын отца Петра пишет: «Сначала мы получали от него письма, затем их получение прекратилось, и до нас дошли вести о том, что отец Пётр Владимирович Разумов скончался от лёгочного заболевания, по всей вероятности воспаления лёгких». Таким образом, свой пастырский долг отец Пётр Разумов исполнил полностью, по слову Спасителя: «Болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Евангелие от Иоанна. Глава 15; стих 13).
Это был не единственный подвиг жертвенного служения своей пастве, который явили священники Брянского края в годы Первой мировой войны. После объявления всеобщей мобилизации 18 июля 1914 г. в Орловской губернии из кадра Зб-й пехотной дивизии и запасных стали формировать 73-ю пехотную дивизию второй очереди в составе 289-го Коротоякского, 290-го Валуйского, 291-го Трубчевского и 292-го Малоархангельского пехотных полков. Два последних, между прочим, формировались в Брянске. Священником же 289-го Коротоякского полка и одновременно благочинным 73-й пехотной дивизии стал иеромонах нашей Площанской пустыни Евтихий (Тулупов). 30 августа вновь сформированная дивизия выступила в крепость Ковно (ныне Каунас).
9 июля 1915 г. Коротоякский полк попал в германское окружение и пробивал себе путь к русским позициям. Впереди полка в епитрахили и с крестом в руках шёл, поднимая солдат в атаку, отец Евтихий. Корреспондент газеты «Новое время» писал о том бое: «Маленький, с большой седой бородой, с лицом детской доброты и веры отец Евтихий вышел с ротами из опушки леса, держа крест над головой, прошёл под ожесточённым огнём неприятельской цепи и пошёл далее. А за ним вперёд побежали другие. Пуля противника ранила батюшку в плечо. Его тут же перевязали, и он опять пошёл вперед, пока не упал навзничь...»
За свой подвиг отец Евтихий был награждён посмертно 13 сентября 1916 г. орденом Святого Георгия 4-й степени. Это был исключительный в армии случай, когда человек награждался не высочайшим приказом, а приказом протопресвитера военного и морского духовенства.
Священник Дорогобужского полка Григорий Иванович Шахов 7 июля 1916 г. вернулся в Брянск из германского плена — в годы Первой мировой обмен пленными между воюющими сторонами практиковался. До большевицкого переворота отец Григорий был благочинным 23-й пехотной запасной бригады, расквартированной в нашем городе. Не оставил и педагогических занятий: в августе 1918 г. священник Г.И. Шахов значился в опубликованном местной газетой списке кандидатов на учительские должности Брянской казённой женской гимназии. К 22 октября 1918 г. отец Григорий числился также в отделе здравоохранения Брянского уездного исполкома. В одном официальном документе того времени он пишет о себе, что обязанностей священнослужителя не исполняет. Но после двух лет советской службы отец Григорий начал служить в Успенской (Нижне-Никольской) церкви г. Брянска, в приходском училище которой был до войны законоучителем. Батюшка участвовал в работе епархиального съезда, активно боролся против обновленцев, желавших реформировать Русскую православную церковь в угоду безбожному коммунистическому режиму, и поддерживал святейшего патриарха Тихона. Это продолжалось до захвата Успенского храма обновленцами в 1927 г.
В конце 1920-х батюшка оставил Брянск и поселился в селе Остров Высокиничского (ныне Обнинского) района Калужской области, где его арестовали чекисты. Особым совещанием коллегии ОГПУ от 23 февраля 1930 г. отец Григорий был обвинен по статье 58 пункт 10 УК РСФСР («контрреволюционная пропаганда и агитация») и приговорён к 3 годам ссылки в северный край. Крестный путь старого полкового священника, видимо, только начинался..
Юрий СОЛОВЬЁВ.
При подготовке статьи были использованы материалы семейного архива Разумовых-Высоцких, фотографии из коллекций Георгия Шмерина, Геннадия Клюкина и самого автора.