Брянский машиностроительный завод БМЗ
Сегодня БМЗ — современная производственная площадка с развитыми технологическими процессами и грамотно выстроенным логистическим комплексом. Наша продукция востребована на территории всей страны и за её пределами. Благодаря этому объём производства и реализации растёт с каждым годом.
Работники Брянского машиностроительного завода отмечены наградами в честь профессионального праздника. Торжественные награждения продлились с 25 по 27 сентября 2024 года. В преддверии Дня машиностроителя четверо сотрудников БМЗ отмечены Почетными грамотами Министерства промышленности и торговли РФ. Награды вручил губернатор Александр Богомаз. В честь праздника в здании брянского правительства была организована выставка достижений региональной промышленности, на которой почетное место заняли модели тепловозов, производимых Брянским машиностроительным заводом.
27 сентября 2024 года на праздничном концерте, прошедшем во Дворце культуры БМЗ, заводчан поздравили врио замгубернатора Денис Амеличев, зампредседателя облдумы Владимир Пронин, замглавы городской администрации Игорь Чубчиков и глава Бежицкой райадминистрации Татьяна Гращенкова. Торжественное мероприятие открыл генеральный директор БМЗ Александр Попругин, который поздравил коллег с праздником, подчеркнув важность каждого для работы предприятия. Также с поздравлением к заводчанам обратился почетный гражданин Брянска Анатолий Задорожный.
Брянский машиностроительный завод вошел в число призеров федерального этапа Всероссийской премии в области международной кооперации и экспорта «Экспортер года 2024». Завод занял второе место в номинации «Машиностроение» категории Крупный бизнес среди 142 номинантов.
БМЗ в 2024 году впервые вышел на федеральный этап конкурса, заняв первое место в соответствующей номинации регионального этапа.
Экспертная комиссия конкурса оценивала экспортную деятельность предприятия по итогам работы в 2023 году. Анализ проводился по наиболее значимым критериям деятельности.
БМЗ – единственное предприятие Брянской области, принявшее участие в федеральном этапе премии «Экспортер года 2024».
Брянский машиностроительный завод производит маневровые и грузовые магистральные тепловозы для ОАО «Российские железные дороги» и других заказчиков. Тепловозы, произведенные на БМЗ, могут работать в различных климатических и географических условиях на железнодорожных путях с колеей 1520 мм.
Тепловозы Брянского машиностроительного завода входят в локомотивные парки крупных промышленных предприятий России и стран СНГ. На экспорт завод поставляет магистральные тепловозы 2ТЭ25КМ и маневровые локомотивы ТЭМ18ДМ. Брянские тепловозы в 2023 году приобретали государственные и частные операторы четырех стран.
Локомотивы БМЗ отличаются высокими показателями надежности, экологичности и комфорта для локомотивных бригад. Многочисленные положительные отзывы компаний, эксплуатирующих технику БМЗ, только подтверждают высокое качество брянских тепловозов.
БМЗ занял первое место в номинации «Экспортер года в сфере машиностроения» в категории «крупный бизнес» Всероссийского конкурса «Экспортер года» в Центральном федеральном округе. Теперь предприятие примет участие в федеральном этапе. Оценка компании проводилась по итогам работы в 2023 году. Комиссия анализировала все аспекты экспортной деятельности завода. На экспорт предприятие отправляет магистральные локомотивы серии 2ТЭ25КМ и маневровые ТЭМ18ДМ. В 2023 году тепловозы БМЗ вошли в локомотивные парки четырех стран СНГ. Технику завода эксплуатируют как государственные, так и коммерческие операторы. Тепловозы, собранные на БМЗ, отличает высокий уровень надежности, экологичности и эффективности работы. Серьезным преимуществом брянских локомотивов являются комфортные условия для работы обслуживающих их бригад. Грузовые магистральные тепловозы 2ТЭ25КМ эксплуатируются на Улан-Баторской железной дороге в Монголии, оператором железнодорожного транспорта «Демиреллары» в Туркменистане, на предприятиях «Шубарколь комир» и «Качары руда» в Казахстане, на Навоийском горнометаллургическом комбинате в Узбекистане. Маневровые тепловозы ТЭМ18ДМ, собранные на БМЗ, работают на предприятиях Казахстана, Белоруссии, Узбекистана, Монголии. Этот тепловоз стал одним из самых востребованных не только на территории России, но и в странах ближнего зарубежья.
В этом году исполняется 135 лет с момента, когда черноморские корабли начали укутывать в брянскую броню. В апреле 1889 года Общество Брянского завода заключило договор с Правлением Русского общества пароходства и торговли на поставку почти 3,7 миллиона тонн броневой стали для строящегося в Севастополе броненосца «Три святителя». И это был самый крупный заказ, но не первый. К судостроению Брянский завод подбирался с конца 1870-х. Разово строил баржи, пароходики… Самый первый военный заказ Брянский завод получил в 1883-м. Тогда мы выиграли, как сейчас говорят, тендер на изготовление броневой стали для строящихся кораблей Черноморского флота. Среди них был и легендарный броненосец «Князь Потемкин Таврический». Заявки подали Брянский завод и английские производители. Пришлось устроить конкурс. Иностранную и отечественную продукцию пытались прострелить пулями и снарядами различного калибра. В итоге 53 из 170 листов английской стали не прошли проверку. Тогда как брянская оказалась не только крепче, но и значительно легче иностранных конкурентов. Ее толщина составляла всего полтора дюйма (чуть больше 3,8 сантиметра). А делали ее в форме стальных плит, которые цементировали снаружи. Так получалось гораздо прочнее. Благодаря этому на «Потемкина» тогда установили вдвое больше артиллерийских орудий, увеличив его мощь. Фото из коллекции Юрия ЧЕРНОВА
Бежицкий завод 1935 год
Награды заводчанкам вручили на праздничном концерте, посвященном Международному женскому дню. Еще 19 сотрудниц завода получили благодарности и благодарственные письма губернатора Брянщины, а также награды от администрации БМЗ. Праздничный концерт прошел во Дворце культуры БМЗ 6 марта. Девушек поздравили генеральный директор завода Александр Попругин, заместитель губернатора Николай Лучкин, заместитель председателя областной Думы Владимир Пронин. Медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени получили начальник бюро отдела испытаний Ольга Клочкова, приемосдатчик груза и багажа Наталья Корзанова, слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике Наталья Лагерева, машинист крана Елена Ревтова и инженер по индустриализации Галина Рубцова. Награды девушкам вручил Николай Лучкин. Награды Брянского машиностроительного завода сотрудницам вручил генеральный директор БМЗ Александр Попругин. Заводчанки получили почетные грамоты и благодарности от администрации завода. После официальной части девушки смогли насладиться праздничным концертом. Танцевальные и вокальные номера от брянских исполнителей стали настоящим подарком для сотрудниц БМЗ к Международному женскому дню. Праздничные мероприятия продолжились и на следующий день. 7 марта девушек встречали музыкой и сладкими сюрпризами, а проходные и территорию завода украсили воздушными шарами. Яркие и творческие поздравления сотрудников уже стали на БМЗ доброй традицией. В предпраздничные дни молодежный актив завода устраивает для заводчан разнообразные мероприятия, которые поднимают настроение и способствуют формированию позитивной атмосферы в коллективе. Вклад БМЗ в экономику и жизнь Брянщины высоко ценится руководством области. Первые лица региона регулярно принимают участие в мероприятиях завода. В прошлом году к 150-летнему юбилею предприятия семь заводчан были удостоены медалей ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, а коллектив был награжден почетным знаком Президента Российской Федерации «За успехи в труде».
1889 год Общество Брянского завода
Попругин Александр - менеджер
На Брянском машиностроительном заводе подвели итоги трудового соперничества. Заводчане, показавшие наиболее эффективную и плодотворную работу в 2023 году, отмечены наградами и дипломами. За высокое профессиональное мастерство и высокие достижения по итогам работы в 2023 году портреты 20 машиностроителей размещены на заводской Доске почета. Среди передовиков производства – электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования Галина Супрун, начальник участка ЦМТ-2 Игорь Федотов, слесарь-электромонтажник ЦМТ-1 Сергей Терехов. 16 трудовых коллективов получили поощрение за образцовое выполнение трудовых обязанностей, эффективный производительный труд и высокие достижения в течение 2023 года. Аллею трудовой славы завода украсили фото коллективов бригады № 185 «Сборка и сварка узлов кабины машиниста» ЦМТ-1, бюро технического контроля локомотивных тележек УТК, автотранспортного и железнодорожного цехов. В числе отличников производства коллективы складского хозяйства и учебного центра им. М.К. Тенишевой. Две команды заводчан получили награды в номинации «Прорыв года» за внедрение новых идей и технологий, совершенствование бизнес-процессов, большой вклад в повышение эффективности деятельности предприятия. Это рабочие группы проектов «Развитие и тиражирование электронного технологического паспорта территории АО «УК «БМЗ» и «Внедрение автоматизированной системы «Паспорт участка». Проект «Развитие и тиражирование электронного технологического паспорта» стал лучшей работой в сфере цифровой трансформации конкурса «Проектный максимум», который провели в ТМХ по итогам проектной деятельности холдинга. Также на конкурсе наградили Екатерину Бородину, которая заняла первое место как лучший участник команды по созданию интерактивного каталога на изделие.
Брянский машиностроительный завод за 9 месяцев 2023 года передал заказчикам 77 магистральных локомотивов, 16 локомотивокомплектов и 187 маневровых локомотивов ТЭМ18ДМ. ТЕХНИКА ДЛЯ РЖД За три квартала 2023 года Брянский машиностроительный завод передал ОАО «РЖД» 65 грузовых магистральных тепловозов серии 2ТЭ25КМ. Двенадцать локомотивов и 16 магистральных локомотивокомплектов было отправлено коммерческим заказчикам. Маневровые локомотивы серии ТЭМ18ДМ были переданы РЖД, российским коммерческим предприятиям и на экспорт. Российские железные дороги обновили локомотивный парк 138 тепловозами брянского производства. Сорок девять машин за девять месяцев было отправлено на коммерческий и экспортный рынки. В 2023 году РЖД и коммерческий рынок активно обновляют локомотивный парк. Для сравнения, за 9 месяцев 2022 года завод передал заказчикам 162 маневровых и 52 магистральных локомотива. Брянский машиностроительный завод является центром компетенций АО «Трансмашхолдинг» по локомотивостроению. На заводе реализовано единственное в России производство грузовых магистральных тепловозов. Производственные мощности завода позволяют выпускать 240 маневровых тепловозов и 300 секций магистральных локомотивов в год. Технику Брянского машиностроительного завода эксплуатируют ОАО «Российские железные дороги», а также крупные отечественные и зарубежные компании промышленного профиля.
Доска Почёта БМЗ у школы рабочей молодёжи (ул. Ульянова, 35). 1998 г.
На Брянском машиностроительном заводе большое внимание уделяется локализации производства тепловозов. Эта работа ведется не только самим заводом, но и его крупнейшими поставщиками и партнерами. Вопросам развития технологического суверенитета железнодорожного машиностроения и поставки необходимых комплектующих было посвящено совещание «День поставщика – 2023», которое прошло на площадке Брянского машиностроительного завода. В совещании приняли участие более 70 представителей крупных компаний, с которыми у БМЗ выстроены эффективные партнерские отношения. Среди них представители таких крупных игроков, как АО «Трансмашхолдинг», АО «Транспневматика», ООО «ХелиосРус», ЗАО «МЫС», ООО «ТЭМ» и другие. В условиях экономических изменений, которые произошли в последнее время, БМЗ не снижает объемы производства. При этом завод обеспечивает работой не только себя, но и предприятияпоставщики. В 2024 году объемы выпускаемой продукции не уменьшатся, будут осваиваться новые направления работы. Поэтому требования, которые предъявляет Брянский машиностроительный к продукции поставщиков, ужесточаются. Ключевым направлением работы в этой сфере стало развитие технологического суверенитета. На БМЗ уже внедрены альтернативные комплектующие для изготовления серийных локомотивов. Многие поставщики также подключились к этой деятельности, разместив закупки сырья у отечественных компаний. Кроме того, некоторые поставщики полностью обезопасили себя от рисков, локализовав производство на собственных мощностях либо планируя это сделать в ближайшее время. Большое внимание было уделено обслуживанию и ремонту локомотивов, произведенных на БМЗ. В частности, обсудили создание неснижаемого запаса комплектующих и оборудования в местах работы локомотивов для организации оперативного проведения гарантийного ремонта. Деловую программу «Дня поставщика – 2023» завершили производственная экскурсия по цехам завода и посещение корпоративного музея БМЗ.
4-е проходные БМЗ (снято с ул. Бурова). 1984 г.
В соответствии с Указом Президента РФ Владимира Путина «О награждении государственными наградами Российской Федерации» коллектив Брянского машиностроительного завода «БМЗ (входит в состав АО «Трансмашхолдинг») награжден почетным знаком Российской Федерации «За успехи в труде». Указ президента был опубликован 1 мая на официальном портале. Коллектив БМЗ удостоен награды за достигнутые высокие показатели в производственной деятельности. Всего награду получили пять трудовых коллективов. На предприятии отмечают, что сейчас на БМЗ трудится более 3200 человек, каждый из которых прилагает максимум усилий для развития и процветания родного завода. Полученная награда – прекрасный подарок для коллектива в год 150-летнего юбилея завода. Брянский машиностроительный завод – единственный в России производитель грузовых магистральных тепловозов. Трансмашхолдинг организовал на БМЗ уникальное крупномасштабное производство, мощности которого позволяют выпускать 300 секций локомотивов в год. Также завод производит маневровые тепловозы, которые используются для вывозной, маневровой и горочной работы. Мощности завода позволяют выпускать 240 маневровых локомотивов в год, что соответствует потребностям РЖД и коммерческих клиентов. Локомотивы производства Брянского машиностроительного завода эксплуатируются в разных уголках нашей страны и за рубежом: в Краснодарском крае, регионах Северного Кавказа, Бурятии, Казахстане, Монголии, Туркменистане, Узбекистане. На заводе активно осваиваются новые направления деятельности, расширяется линейка выпускаемой продукции.
20 июля 2023 года Брянский машиностроительный завод отмечает 150 лет со дня образования. За полтора века своей работы завод внес неоценимый вклад в развитие российского транспортного машиностроения, модернизацию производства и освоение передовых технологий, что позволило не только обеспечить современным подвижным составом отечественный транспорт, но и выйти на международный уровень.
Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина «О награждении государственными наградами Российской Федерации» от 1 мая 2023 года № 320 за достигнутые высокие показатели в производственной деятельности коллектив акционерного общества «Управляющая компания «Брянский машиностроительный завод» награжден почетным знаком Российской Федерации «За успехи в труде».
Первые проходные Брянского паровозостроительного завода (ныне БМЗ). Ул. Ульянова, д. 26, 1946 г.
Брянский машиностроительный завод (БМЗ входит в состав АО «Трансмашхолдинг») в период с января по сентябрь этого года передал заказчикам 162 маневровых тепловоза серии ТЭМ18ДМ.
Российские железные дороги за три квартала года приобрели в свой локомотивный парк 109 маневровых тепловозов. На коммерческий рынок завод направил 53 маневровых локомотива. Они вошли в транспортные парки крупных горнодобывающих и металлургических комбинатов, а также предприятий химической промышленности.
Маневровые тепловозы ТЭМ18ДМ выпускаются на БМЗ с 2008 года. В 2019 году на заводе была проведена масштабная работа по внедрению новых технических решений в конструкцию тепловоза и расширению функциональных возможностей модели.
При модернизации локомотива были учтены потребности заказчиков, как со стороны ОАО «РЖД», так и коммерческих предприятий.
Улица Ульянова в Бежицком районе заиграла новыми красками. Настоящим украшением для нее стала открытая недавно площадка возле первых проходных Брянского машиностроительного завода (БМЗ, входит в состав АО «Трансмашхолдинг»). При оформлении площадки убрали часть глухого забора, заменив его кованым ограждением, открывающим часть территории предприятия. Также здесь установили информационную панель, демонстрирующую видеоролики, рассказывающие о важных заводских событиях, подсветили объёмные буквы с названием предприятия и логотипами ТМХ и БМЗ. В современный дизайн органично вписался и элемент славного исторического прошлого машзавода – изображение двух орденов. Ведь значительный отрезок времени предприятие носило звание «ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени производственное объединение Брянский машиностроительный завод». Центральное же место на площадке заняла Доска Почёта – дань уважения машиностроителям, которые сегодня пишут историю БМЗ. Чести первыми открыть обновлённую Доску Почёта удостоены 20 заводчан, добившихся значительных трудовых успехов по результатам работы в 2021 году. Среди них мастер Сергей Печенов, слесарь по ремонту подвижного состава Александр Шишков, диспетчер Юрий Закутний, маляр Оксана Савина, кладовщик Юлия Ткачёва. На Брянском машиностроительном заводе обновили и Аллею Трудовой Славы. На ней разместили фотографии 15 коллективов, вышедших на лидерские позиции по результатам трудового соперничества в 2021 году. За высокие производственные достижения, образцовое выполнение трудовых обязанностей награждены дипломами и денежными премиями коллективы бригад, бюро, отделов и вспомогательных цехов. В их числе бригады цехов магистральных и маневровых тепловозов, отдел главного метролога, бюро конструкторско-энергетического отдела главного энергетика, бюро технического контроля маневровых тепловозов. Три команды заводских специалистов поощрены в номинации «Прорыв года». В этой категории отмечены особо значимые для предприятия проекты, реализованные в прошлом году, в том числе «Четырёхосный двухдизельный маневровый тепловоз ТЭМ23», «Корпоративный чемпионат группы компаний «Трансмашхолдинг» по стандартам WorldSkills в компетенции «Инженер-технолог машиностроения».
Брянский машиностроительный завод
Но был у нас в Брянске в 1961-ом и свой прорыв, может быть для города и области вполне соизмеримый с полётом в космос. В том году на Брянском машиностроительном заводе открылась новая эра - судового дизелестроения. За 50 лет выпуска этой стратегической продукции тысяча двигателей размером с 5-этажный дом была установлена на океанских судах. Благодаря этому сердца теплоходов с брянской маркой побывали на всех морях и океанах, верой и правдой служили и до сих пор служат людям. Фотографии, более чем полувековой давности напоминают, как это начиналось.
БМЗ маневровые тепловозы для РЖД
ВЫПУСКАЕМАЯ ПРОДУКЦИЯ: дизели судовые; магистральные, маневровые тепловозы; вагоны и платформы различных модификаций; капитальный ремонт тепловозов, дизелей; запасные части ж/д транспорта; прокат.
Завод основан в 1873 году как рельсопрокатное и железоделательное производство. Со временем он стал выпускать паровозы, грузовые вагоны, платформы, другую технику и энергетическое оборудование. В бытность СССР предприятие считалось флагманом транспортно го машиностроения. Сегодня БМЗ специализируется на выпуске маневровых тепловозов, грузовых вагонов различных типов и модификаций, на производстве судовых дизелей. Развито металлургическое производство, внедряются высокотехнологические процессы.
Среди машиностроительных предприятий области ЗАО УК «БМЗ» — лидер по объемам выпускаемой продукции, которая исчисляется в миллиардах рублей. Треть машин, производимых на Брянщине, имеют бренд «БМЗ». Под его «зонтиком» со второго полугодия 2007 года начался серийный выпуск грузового магистрального тепловоза 2ТЭ25К «Пересвет», опытный образец которого был представлен Президенту России в августе 2006 года на выставке в Щербинке. Идут сертификационные испытания магистрального грузового локомотива с асинхронным приводом 2ТЭ25А «Витязь». Начался также серийный выпуск модернизированного тепловоза ТЭМ18Д.
Предприятие входит в компа¬нию ЗАО «Трансмашхолдинг». Это обстоятельство поднимает на качественно новый уровень отношения ЗАО УК «БМЗ» и ОАО «Российские железные дороги». Когда-то рабочие БМЗ завязали на узел... рельс. Сегодня старые символы высочайшего мастерства брянских машиностроителей обретают куда более глубокий и глобальный смысл.
Брянский машиностроительный завод
История самого крупного предприятия — Производственного объединения орденов Ленина и Трудового Красного Знамени «Брянский машиностроительный завод» имени В.И. Ленина—полна славных страниц.
Начиналась Бежица так: - «Для устройства в Брянском уезде на р. Десне для выплавки чугуна, выделки железа и стали, приготовлений из них изделий на продажу, построения всякого рода и принадлежности для железных дорог и судостроения, выделки и перекатки рельсов и добычи всякого рода металлов и минералов учреждается акционерное общество под наименованием «Брянского рельсопрокатного железноделательного механического завода». Это решение о создании общества в 1873 году. Четыре человека стояли у истоков образования завода, (как акционеры и руководители): П.И. Губонин, А.Ф. Голубев, В.Н. Тенишев и В.Ф. Крафт.
Рос завод, а вокруг его жильё. Губонино – такое название носило сперва селение.
Первое поселение при заводе относится к 1877 году, ко времени построения самого завода. В 1882 году численность работающих на заводе достигла пяти тысяч человек, а население Бежицы перевалило за десять тысяч.
20 июля 1873 года учреждается Устав Акционерного общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного завода. Эта дата считается днем рождения Брянского машиностроительного. Первой продукцией завода были железные рельсы и рельсовые крепления. Вскоре молодое предприятие заняло одно из ведущих мест в русской металлургии. Уже в 1878 году Брянский завод выпускал третью часть производимой в стране стали, прокатывал 334 тысячи пудов рельсов в год.
В книге «Развитие капитализма в России» В. И. Ленин назвал Брянскии завод в числе крупнейших в стране наряду с Юзовским, Коломенским и другими.
С 80-х годов прошлого века завод начал осваивать продукцию машиностроения. Почти ежегодно здесь рождались новинки, еще нигде в России не производившиеся.
На Брянском заводе выпускались двухосные грузовые вагоны и платформы, паровозы различных типов, жатки, плуги, бороны, мосты, краны, трубы, прокат, литье... До 1917 года здесь было построено 2850 паровозов, более 50 тысяч вагонов. Броневыми листами, выпущенными на Брянском заводе, были обшиты все новые корабли Черноморского флота, в том числе и броненосец «Потемкин».
Вместе со всем пролетариатом страны встал на путь революционной борьбы отряд брянских машиностроителей. Первая крупная забастовка прошла здесь в 1885 году.
А в 1897 году на заводе была создана первая пролетарская политическая организация —«Союз сознательных рабочих». По его призыву в сентябрьской забастовке 1898 года приняло участие 10 тысяч рабочих, а в марте—июне 1916 года на Брянском заводе состоялась одна из крупнейших забастовок в России. В ней участвовало 16 тысяч человек. Подавить забастовку удалось лишь с помощью войск.
Победа Великого Октября открыла новые горизонты перед брянскими машиностроителями. 17 февраля 1918 года ВСНХ республики национализировал предприятие. Теперь хозяином его навсегда стал рабочий человек.
Он начал свою деятельность с наведения порядка, установления высокой и сознательной трудовой дисциплины. Рабочие Брянского завода первыми в республике разработали и ввели у себя «Временные правила внутреннего распорядка», получившие известность как «Брянские правила». Этот документ и инициатива были высоко оценены В. И. Лениным, рекомендовавшим «Брянские правила» к принятию на других заводах страны.
Вождь социалистической революции уделял Брянскому заводу, его трудовому коллективу постоянное внимание. В апреле 1918 года Совет Народных Комиссаров выделил заводу средства для развертывания социалистического производства. В 1921 году по личному заданию В.И. Ленина на Брянском заводе была изготовлена опытная партия электроплугов. В.И. Ленин присутствовал на испытаниях этой продукции и с похвалой отозвался об их создателях.
В 1923 году завод в связи с его 50-летием посетила делегация Красного Интернационала профессиональных союзов. По просьбе рабочих завод получил имя «Красный Профинтерн». На предприятии бывали М.И. Калинин, Н.К. Крупская.
В 1925 году было возобновлено производство паровозов. За годы довоенных пятилеток «Красный Профинтерн» превратился в настоящего гиганта социалистической индустрии. Объем его производства по сравнению с 1913 годом возрос в 16 раз. Он выпускал паровозы, вагоны, большегрузные цистерны и платформы.
Во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован на восток и работал на оборону. Тысячи машиностроителей ушли на фронт, другие ковали победу в далеком тылу. А после освобождения города героическим трудом коллектива предприятие было в кратчайшие сроки восстановлено. В 1946 году с заводских рельсов сошел первый послевоенный паровоз серии «Л». В 1949 году восстановлено вагоностроение. В 1950 году предприятие достигло объема довоенного производства.
И снова Брянский машиностроительный (так стал называться завод с 1956 года) в первом ряду, в числе ведущих предприятий страны. Снова его коллективу доверено выполнение важных государственных заказов. В 1951 году начат серийный выпуск паровых турбин. А еще через три года освоено производство энергопоездов мощностью четыре тысячи киловатт, первых в Советском Союзе. Энергопоезда сыграли огромную роль в освоении отдельных районов страны, на стройках Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии. Каждый из них обеспечивал электроэнергией город с 50-тысячным населением.
С 1958 года началось производство маневровых тепловозов ТЭМ-1, через десять лет—более мощных ТЭМ-2.
В 1961 году прошел испытания первый судовой дизель, построенный по лицензии датской фирмы «Бурмайстер и Вайн». А сейчас коллективом объединения создан первый в стране отечественный дизель для крупных океанских судов.
БМЗ выпускает судовые дизели мощностью от 3500 до 21100 лошадиных сил. Они успешно работают на всех морских дорогах земного шара. Брянскому дизелю присвоен государственный Знак качества. Такой же высокой оценки удостоены тепловоз ТЭМ-2 и пятивагонная рефрижераторная секция. Серебристые вагоны-холодильники, которые можно встретить на всех железных дорогах страны,— это тоже продукция БМЗ.
Здесь выпускаются также дизельные железнодорожные электростанции, товары народного потребления, производятся прокат и литье. В числе последних новинок — вагон для перевозки живой рыбы.
Коллектив производственного объединения БМЗ не раз завоевывал первенство во Всесоюзном социалистическом соревновании. В 1966 году предприятие награждено орденом Трудового Красного Знамени, а в 1973 году в связи со 100-летием со дня основания—орденом Ленина. В 1980 году за развитие производства, международных экономических связей и увеличение экспортных поставок коллективу присуждена международная премия «Золотой Меркурий».
Главная контора Брянского рельсопрокатного завода, Бежица, Орловская губерния.
БРЯНСКИЙ РЕЛЬСОПРОКАТНЫЙ, ЖЕЛЕЗОДЕЛАТЕЛЬНЫЙ, СТАЛЕЛИТЕЙНЫЙ И МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД
Общий вид завода Механическое производство Паровозное производство Котельный цех
Цех железобетонных конструкций и крановый Машиносборочный цех Вагонное производство
Лесопилка Деревообделочное производство Сталелитейный цех Кирпичный завод
Кузнечный цех Молотовый цех Сельскохозяйственное производство Гвоздильный цех
Заводская электростанция Водоснабжение завода
**********************
От брянского корреспондента «Смены».
У ритмично стукающих станков и машин, у пышущих жаром мартеновских печей и вагранок, в людных и шумных цехах завода «Красный Профинтерн» работает около 3.000 молодых рабочих и девушек — работниц.
И если три года тому назад старики с сожалением покачивали головами, глядя на «фартовых», вечно озорничающих ребят, готовых по каждому удобному и неудобному поводу заварить общецеховую драку или «гору ерихонскую», то теперь и мастера и высшая администрация не могут нахвалиться своими питомцами.
— У молодежи самый меньший процент прогулов. У молодежи меньше брака. На нашу молодежь можно теперь положиться, — говорит начальник чугунно — литейного цеха.
И впрямь, молодежь не зря потратила эти три года. На смену драчливым и хмельным по вечеркам, на смену пустому и бесцельному фланированию по улицам и танцулькам пришли клуб, кружки, вечерний рабфак, идет новый «Дворец культуры».
Молодежь нарасхват берет специальную техническую литературу (одна только библиотека клуба «III Интернационал» за 4 месяца выдала 3.000 этих книг), валом валит в цеховые красные уголки послушать беседу по интересному вопросу, это она заполняла хвосты в очереди у театра, стараясь захватить билет на лекцию о металлообрабатывающих заводах Америки (на лекции было 1.250 человек, из них 780 молодежи).
И все это берется не «просто так», даром, потому что «само в уши лезет», а сознательно, ибо для того, чтобы затратить из скромного 25 — 40 — рублевого бюджета 15 — 20 копеек на одну лекцию, несколько рублей на книги, тетради и пособия для учебы на рабфаке, в школе политграмоты, или фабзайцу — токарю купить книгу «Теория сопротивления металлов», а потом 1 — 2 дня просидеть без обеда — нужно чувствовать неодолимую тягу к знанию.
Не мало дает и клуб. Радиокружок, драмкружок, кружок по повышению квалификации — почти сплошь состоят из молодежи. Недавно драмкружок демонстрировал достижения своей работы. Силами кружка была поставлена пьеса «Святой Иорген». Молодежь с успехом преодолела постановочные трудности, сумев дать серьезную постановку и по содержанию и по оформлению. Эта постановка даже в центральной периодической печати была отмечена как большое достижение. Ну а шахматисты — металлисты (на 90% — ребята от 16 до 20 лет) славятся далеко за пределами Брянской губернии, уже третий год они сохраняют за собой межсоюзное первенство.
Правда, в семье не без урода. Среди трех тысяч находятся и «фартовые» ребята, которым и «море по колено». Им ничего не стоит во время лекции гаркнуть на весь зал или смачно оплевать, забросать семечками и окурками блестящие полы в клубе. Но таких немного. Масса дает им решительный отпор. И с каждым днем, с каждым месяцем их становится все меньше и меньше.
Культура — вещь заразительная, невидимый микроб культуры делает свое дело.
В. Зыбин
Смена. 1928. №7. С. 10
КОГДА БЕЖИЦА БЫЛА ГОРОДОМ. Через шесть лет Бежица стала районом, а паровозостроительный завод получил своё нынешнее название - БМЗ.
Первые проходные БМЗ. После смены. 1970 г.
«Начальныя школы, какъ одна пзъ болѣе важ-ныхъ и существенныхъ сторонъ дѣла народнаго образованія, своею исторіею вполнѣ подтверждаютъ это: въ 1895 году прп заводѣ сущсствовало 2 на-чальныхъ учплища прп 664 учащпхся: въ настоящее время при заводѣ 4 начальныхъ училпща, въ ко-торыхъ обучается около 1500 дѣтей.»
Отчёт о народном образовании на брянском лесопрокатном заводе, 1899 год.
**************
1884 год — это период 11-летнего существования завода. К этому времени на заводе уже работало 4 200 рабочих. Годовая продукция определялась в 6V2 млн. руб. Продукция завода слагалась из рельсов—%,Т1?реплений —8%, листо-вого железа —4%, разных изделий — 24% и вагонов—18%. Завод из переделочного превращается в механический.
Паровозостроение на заводе началось в 1889 г.. К 1892 г. заказ на 24 паровоза типа „Компаца" был закончен. В 1893 г. этих же паровозов было выпущено 36, в 1894 г.-;-85 и в 1895 г. — 118.
К этому периоду завод достиг больших успехов в от-ливке фасонного стального литья. Поэтому, заводу первому в России, разрешили ставить под паровозы (а потом и под вагоны) стальные литые колеса. За этот период физиономия завода изменилась очень резко- На ряду с паровозостроением поднялся удельный вес и вагоностроения.
В 1,895 г. завод выпустил 827 товарных вагонов, 478 платформ и 195 вагонов цистерн. В это же время завод начал развивать и производство военного назначения. Вместе с ро-стом продукции продолжалось дальнейшее расширение и ре-конструкция цехов.
В 1894 г. завод оборудовал центральную электрическую станцию. В 1892 г. было выстроено 2 доменных печи, кото-рые, однако, проработали сравнительно недолго и в 1902 г. были сломаны, ибо заводу было выгоднее получать чугун от своего же быв. Александровского завода (ныне завода имени Петровского, на Украине).
Годы гражданской войны привели в упадок промышлен-ность и ж.-д. транспорт. Страна требовала ремонта подвиж-ного состава для транспорта, и „Красный Профинтерн" с 1918 г. по 1924 г. почти исключительно работал на ремонте паровозов, вагонов. Только за три года—1922-1924 гг. от-ремонтировано до 2 тыс. вагонов, 99 паровозов и т. п. Вы-пуска продукции литейными цехами до 1924 г. совершенно \ не было.
Вместе с тем, в это время снова было налажено произ-водство с.-х. орудий, которое возрастало из года в год. При-мерно, если в 1923 г. плугов разных марок выпущено 39 471 шт., жаток 50 шт., сеялок 25 шт., то в 1924 г. уже выпуск выражался в 32 078 плугов, 2 650 жаток, 2 041 сеялок.
Параллельно с производством с.х. шло, все возрастая, производство пневматических молотов. В 1922 г. их выпущено 7 шт., а в 1925 г. уже 59 молота и 7 поворотных кругов.
Таково производственное лицо завода в середине восста-новительного периода.
Дальнейшие годы—1925-1926 и 1927—это годы борбы завода не только за восстановление производства до уровня дореволюционного, но и за развитие гораздо более высоких показателей по выпуску продукции, снижению себестоимости, повышению производительности труда.
Так, 1926 г. дал сразу скачек вверх по увеличению вы-пуска продукции против 1925 г.: по паровозам—145%, боль-шегрузным вагонам—8S7%; 1927 г. дает еще более крупные победы паровозостроение против 1926 г. возросло на 183%, вагоностроение—на 223%. В это же время для расширения и переоборудования завода выпущено З-^ЛО тонн различных же-лезных конструкций. Это достижение становится еще гранди-ознее, если принять во внимание, что увеличивая выпуск продукции, количество рабочих возросло всего только лишь еа 19 чел.
Центральная аллея БМЗ. 1967 г.
Сувенирная булавка, выпущенная для Брянского машиностроительного завода. Предположительно 1970-е - 1980-е гг.
Образцы продукции Брянского рельсопрокатного, сталелитейного, железоделательного и механического завода. Начало XX века.
Трактор Брянского завода "Красный профинтерн" (БМЗ) в поле на испытаниях. 1925 г. Из фондов Государственного музея современной истории России, (более точно наш только плуг).
Завод "Красный Профинтерн" (БМЗ). Выпуск 3000-го паровоза серии Од. 1927 г.
Книги в PDF по данной теме:
«Брянский рельсопрокатный, железоделательный, сталелительный и механический завод. 1911 год»
Отчёт общества потребителей, 1897 год.
Фильмы и видео, как дополнение к содержанию главы сайта:
1894 год - образована ремесленная школа (первоначально училище для детей работников завода, где они учились бесплатно) БМЗ (тогда ещё 1889 год Общество Брянского завода)