ООО «Брянский автомобильный завод»
Четверть века назад вдоль деснянской поймы поднялись первые корпуса этого предприятия. Сегодня в составе объединения три крупных самостоятельных производства и филиал —автоагрегатный завод в рабочем поселке Навля.
Старейшее производство — тракторное. Объединение единственное в стране выпускает тракторы Т-180, а также трубоукладчики Д-804 многих модификаций. География применения брянского трактора — от Северо-Крымского канала до золотых приисков Колымы. А трубоукладчики с клеймом БАЗ строили нефтепровод «Дружба», газопровод «Северное сияние» и другие крупнейшие объекты.
Со сборочных конвейеров автоагрегатного производства ежедневно сходят сотни узлов и агрегатов автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-131. Вся ходовая часть этой машины с зиловской маркой изготавливается брянскими машиностроителями. Автоматические линии, непрерывный поток, график, рассчитанный по минутам — таковы особенности автоагрегатного производства.
Автомобильное производство — это по сути целый завод могучих колесных тягачей. Они используются для перевозки труб большого диаметра и других негабаритных грузов. Впервые в практике отечественного машиностроения кабина, мотоотсек и ряд других частей этого автомобиля изготавливаются из пластмассы.
Многие цехи и лаборатории завода стали полигоном для испытания самых последних достижений научно-технической мысли. Только за годы десятой пятилетки использовано в производстве 5560 рационализаторских предложений и 82 изобретения с общим экономическим эффектом свыше 7,5 миллиона рублей. Производственное объединение БАЗ сотрудничает с девятью научно-исследовательскими и конструкторскими организациями.
ВЫПУСКАЕМАЯ ПРОДУКЦИЯ: многоосные шасси двойного назначения.
«Брянский автомобильный завод» — основной поставщик специальных колесных шасси и тягачей высокой проходимости в классе грузоподъемности от 14 до 36 тонн. Такие внедорожники на вес золота в России. Брянские шасси составляют основу мобильных комплексов вооружения, обеспечивают маневренность и неуязвимость боевой техники.
Специальные шасси «БАЗа» — находка для нефтяников и газовиков, ремонтников скважин и буровых установок, геологов и огнеборцев, различного рода мобильных бригад, задача которых — пробиться туда, где произошло ЧП.
«БАЗ» был создан в 1958 году. Более 70 образцов автомобильных тягачей высокой проходимости под маркой «БАЗ» бороздят просторы не только нашей страны и СНГ, но и Индии, Китая, стран Ближнего и Среднего Востока.
С 2001 года ООО «БАЗ» является партнером «Независимой ассоциации машиностроителей», в которую входит также ООО «Автокран» (г.Иваново). В результате взаимовыгодного сотрудничества на БАЗе успешно осваивается серийное производство специальных автомобильных шасси для монтажа тяжелой крановой техники грузоподъемностью 50 и 100 тонн.
Производство подчинено системе менеджмента качества в соответствии со стандартом ГОСТ ИСО 9001-2001 и ГОСТ РВ 15.002-2003.
*****************
На минувшей неделе по инициативе руководства ЗАО «Брянский автомобильный завод» состоялось техническое совещание.
Были обсуждены военно-технические аспекты применения специальных колесных платформ БАЗ в образцах и комплексах вооружения, военной и специальной техники, предусмотренных Государственной программой вооружений — 2020. В совещании приняли участие разработчики и изготовители этих вооружений и техники, руководители предприятий и учреждений оборонно-промышленного комплекса — потребителей продукции автозавода, заказывающих управлений Минобороны, Минпромторга, военно- промышленной комиссии при Правительстве РФ.
Журналисты получили возможность ознакомиться с работой механического, сварочного и сборочного цехов. Но особый интерес, конечно же, вызвала поездка на полигон, расположенный в окрестностях Брянска на берегу Десны.
Было продемонстрировано специальное колёсное трёхосное шасси БАЗ-69092. Машина не только легко преодолевала, мягко говоря, неровности на суше, но и забиралась в реку так, что вода достигала уровня стёкол кабины и полностью скрывала раму, после чего легко выскакивала на песчаный берег. Однако ожидаемых острых ощущений не получилось. Даже в таких экстремальных условиях плавность хода была выше всяких похвал. Остаётся добавить, что в боевых условиях машина буксирует многотонные элемент вышки локатора или дизель-электростанцию.
Затем показали так называемый автопоезд. В качестве «локомотива». тянущего гружёный большегрузный прицеп, выступил седельный тягач БАЗ-6402. Машина прошла тем же путём, не ощущая, как выразился председатель Совета директоров БАЗа Александр Елисеев, ни груза, ни препятствий.
Александра Николаевича об оценке им нынешнего состояния завода: - ответ однозначен: «Завод жив, он реально существует и выпускает продукцию!» У БАЗа сейчас двадцать два партнёра, которые являются потребителями изделий предприятия или ведут совместные опытно-конструкторские работы.Так что любая проблема с автозаводом, по мнению А.Елисеева, потянет за собой целую цепочку, вплоть до остановки других предприятий. Чтобы этого никогда не случилось, на следующий день состоялся разговор с коллегами по всем наболевшим проблемам.
В заключение демонстрации возможностей БАЗовской техники были показаны системы самопогрузки, выгрузки и транспортировки МЛ 6 и МЛ 10, установленные соответственно на трёхосном и четырёхосном автомобилях. В течение буквально трёх минут две машины выгрузили на землю крытые брезентом платформы, сделали круг, вернулись и опять погрузили. «До чего техника дошла!» — так непременно бы воскликнул незабвенный почтальон Печкин...
Завершился день почти трёхчасовой пресс-конференцией. Её проводили председатель Совета директоров БАЗа Александр Елисеев, гендиректор БАЗа Александр Шарапов, главный конструктор предприятия Юрий Помазов, и. о. технического директора и главный технолог Виталий Сорин, военпред, подполковник Александр Коваль и директор департамента военной и специальной техники Независимой ассоциации машиностроителей Борис Афанасиев.
Появились стабильные заказы от Минобороны. И ныне работы даже больше, чем в состоянии осилить предприятие. На текущий год предполагается поставить свыше полутораста шасси. Подавляющее большинство из них предназначено для военного ведомства. Но это имеет оборотную сторону. Повышение цены на продукцию жёстко регламентируется государством. Разумеется, поставщикам комплектующих изделий и энергоносителей дела до этого нет. И хотя убытки предприятия в 2012 году уменьшились в разы по сравнению с 2011-м, проблема, безусловно, требует решения.
После выступления главного конструктора и главного технолога были даны ответы на многочисленные вопросы журналистов. В частности, представителя «Красной Звезды» интересовала минимальная сумма на модернизацию предприятия. По словам председателя Совета директоров, потребуются два-три миллиарда рублей. В этом случае производство шасси можно удвоить. Таким образом, будет возможность поставлять продукцию и на гражданский рынок, что позволит окупить инвестиции. Тем более что продукция завода востребована. А в боевой обстановке, по выражению А.Елисеева, «БАЗовская машина неубиваема». Важно, чтобы в мирной обстановке удалось сохранить «неубиваемую» даже на войне БАЗовскую технику.
Судя по той тревоге, которая звучала в выступлениях участников совещания, и в первую очередь заводчан, эта опасность вполне реальна в лице многочисленных лоббистов во влиятельных властных структурах.
БРЯНСКОМУ АВТОЗАВОДУ 10 ЛЕТ – 1968. Настольная медаль посвященная первому юбилею Брянского автозавода.
Глава Брянщины Александр Богомаз встретился с исполнительным директором Брянского автозавода Алексеем Сдобновым. Стороны обсудили вопросы развития и расширения одного из главных машиностроительных предприятий региона. БАЗ – активный участник программы импортозамещения. На предприятии осваивают выпуск комплектующих для производителей российских автобусов и тракторов. Алексей Сдобнов отметил, что разработанные заводом транспортные оси подходят под все их модификации. Предварительный анализ рынка показал, что данное направление очень востребовано по стране и потребность исчисляется десятками тысяч. Производство на БАЗе построено по принципу двойного назначения. Это значит, что выпускаемые узлы и агрегаты применяются и в целях обороноспособности страны, и для гражданских целей: в нефтегазовом секторе, строительстве, пожарной, спасательной и аэродромной технике. Александр Богомаз отметил успехи завода в 2022 году. По сравнению с результатами прошлого года средняя оплата труда специалистов выросла с 40 до 47 тысяч рублей, выпуск продукции вырос в 18 раз.