СтраницаАгурина

Татьяна Агурина Брянск

Татьяна Агурина: «Учитель с журналом в руках — это прошлый век!»

Тонкости профессии впитала с молоком матери. Я принадлежу к большой педагогической династии: многие мои родственники по женской линии были и остаются учителями в школе, а общий педагогический стаж моей семьи насчитывает 124 года! Моя прабабушка до войны преподавала на дому русский язык и литературу тогда ещё в посёлке Урицком. Бабушка была учителем начальных классов, а мама, заслуженный учитель России, Надежда Ивановна Грибачёва долгое время вела уроки математики в 46-й школе, была заместителем директора в гимназии №  3. Сейчас я учу детей её учеников!

— Она, как мудрый педагог, изначально разграничила социальные роли матери и учителя, отправив меня в первый класс в школу №  25. Мне очень повезло с первым наставником, заслуженным учителем России Валентиной Андреевной Шакиной. И здесь даже не в заслугах дело, а в самом человеке. Кто с детьми больше возится, того они и любят. Мы проводили очень много времени с нашей любимой наставницей. Больше всего нам, малышам, нравилось наводить порядок в её бесчисленных шкафах и шкафчиках, где хранились карточки, схемы, таблицы и прочие наглядные пособия. Она могла сказать, например, посреди урока: «Танюша, найди-ка мне схему задачи на движение…» — и любой из нас знал, в какой папке лежит эта карточка. И, конечно же, любое поручение учителя мы выполняли с огромным удовольствием.

— Да, но в моём аттестате четвёрок было чуть больше, чем пятёрок. Сейчас скажу крамольную вещь, но весь одиннадцатый класс я сама расписывалась в дневнике за своих родителей. Мама спрашивала: «Танюша, у тебя всё в порядке?» Я отвечала: «Всё в порядке», и этого было достаточно. Иных доказательств не требовалось. Нам с братом доверяли, и, к счастью, это не повредило нашим аттестатам.

Когда на школьном выпускном моего папу спросили, как он отреагировал на первую двойку дочери, он очень удивился: «А разве они были?!» Да, были, но их можно было пересчитать по пальцам. И первую свою неудовлетворительную оценку я получила в десятом классе за несделанное домашнее задание по химии.

— Сомнения всё-таки были. После окончания школы я мечтала стать воспитателем в детском саду, но мама не хотела отпускать меня в другой город и предложила поступить на факультет начального образования в Брянский педагогический институт. Главный аргумент у неё был такой: «Учитель начальных классов всегда сможет работать в детском саду!» — и я согласилась.

Институт я закончила в 1999 году. Это как раз то самое время, когда учителей в России было много, а детей, особенно в начальных классах, — катастрофически мало. Устроиться на работу было очень сложно, не сработали даже мамины педагогические связи. Я обзвонила практически все школы родного Володарского района и везде получила отказ. Времена для нашей профессии были очень сложные…

Единственным, кто пригласил меня на собеседование, был мой нынешний руководитель — Надежда Михайловна Виноградова. Мама сразу же предупредила меня, что Надежда Михайловна не любит брать кота в мешке и всех соискателей на педагогические должности испытывает в формате «беседы по душам». Всю ночь я думала, как стану отвечать на вопросы о том, что ведёт меня по жизни, почему выбрала профессию учителя и тому подобное. Пришла на собеседование, директор посмотрела на меня долгим взглядом и сказала: «Пиши заявление!» От неожиданности я воскликнула: «А как же собеседование?!» «Не надо», — ответила
моя будущая начальница. Так началась моя профессиональная жизнь в школе №  24, ныне 4-й гимназии. Здесь я проработала уже 13 лет.

Тринадцать лет назад я со своей однокурсницей пришла в 24-ю школу, и до сих пор мы остаёмся самыми молодыми учителями в начальном звене. Все, кто пришёл после нас, поработав немного, уходили в другие сферы деятельности. Я сама задавала себе этот вопрос: что держит меня в школе? И, кажется, теперь я знаю ответ. Это сами дети! Ведь чем больше эмоций, энергии и жизненных сил отдаёшь своим ученикам, тем больше всего этого от них получаешь.

На протяжении многих лет я коллекционирую красивые высказывания, и эти мудрые слова поддерживают меня в сложных жизненных ситуациях. Десятку лучших возглавляют две фразы, очень похожие по смыслу: «Каждый дурак знает, что до звёзд не достать, но каждый умный, не обращая внимания на дураков, к этому стремится» или «Лучше целится в совершенство и промахнуться, чем целиться в несовершенство и попасть». В принципе этим я и руководствуюсь в жизни