Страница1979-1

Город Брянск награждён орденом Октябрьской Революции

 1979 год, 30 марта – Брянск награжден орденом Октябрьской Революции.

ФильмБрянск, 1979 год

Вручение городу Брянску Ордена Октябрьской Революции.

1979 год. Брянск награждён орденом Октябрьской Революции.

УКАЗ Президиума Верховного Совета СССР
О награждении города Брянска орденом Октябрьской Революции
За успехи в хозяйственном и культурном строительстве и отмечая заслуги в революционном движении, мужество и стойкость трудящихся города в годы Великой Отечественной войны, активное участие в партизанском движении, наградить город Брянск орденом Октябрьской Революции.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. БРЕЖНЕВ.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР М. ГЕОРГАДЗЕ.
Москва, Кремль. 29 марта 1979 года.

Казалось, может ли вызывать удивление живо­творная сила той земли, которая вскармливает леса? И тех людей, что выросли на этой земле? Тем не менее вызывает. За каких-то полтора-два десятка лет (еще не успели подернуться старче­ской дальнозоркостью глаза ветеранов войны, не щадивших жизни для того, чтобы увидеть этот новый расцвет) из руин и пепла восстал новый Брянск. Все в нем изменилось — разве только сады цветут и пахнут, как десять и двадцать, и пятьдесят весен назад. Но никогда прежде в нем не было таких просторных улиц и площадей, таких высоких, благоустроенных домов, такого большого числа зрелищных заведений...

Конечно же, никогда прежде он не был так силен и богат экономически. Ведь сегодняшний Брянск — один из крупнейших индустриальных центров Нечерноземья. Трудно найти такую важную отрасль промышленности, которая ни была бы здесь представлена. И как в былые годы воинская, далеко идет о брянцах трудовая слава. Во многих портах мира видели судно, на борту которого красуется имя его создателя,— «Брянский рабочий». История его столь же интересна, сколь и красноречиво повествует об одном из ярких достижений брянского машино­строения за послевоенные годы. В конце пятидесятых годов, когда резко стал вопрос о необходимости увеличения советского торгового флота за счет строительства новых судов, наша страна закупила лицензию на дизели у датской фирмы «Бурмайстер и Вайн». Освоить это сложное производство (для примера: обработка двенадцатиметровой рамы фунда­мента дизеля производится с точностью до микрона!) было поручено Брянскому машино­строительному заводу им. 50-летия СССР — предприятию по выпуску дизелей для океанских судов. Первое судно, «сердце» которому дала Брянщина, было названо «Брян­ский рабочий». Вслед за ним было создано столько дизелей, что ими фактически оснащен огромный флот.

Но за каждый дизель страна платила золотом иностранной фирме. И на заводе возник почин за создание своего, отечественного дизеля. В решении этой проблемы участвовали все — от конструктора до рядового рабочего. В огром­ной, сложной машине ни один винтик не должен был повторить своего заморского предшествен­ника. И машиностроители добились своего: в 1973 году на заводе успешно были проведены испытания отечественного дизеля... Но это всего лишь одна страница трудовой летописи. А сколько их, ярких, удивительных... На Волге, в Каракумах, в Крыму и Закавказье известна высокая производительность экскава­торов Брянского завода ирригационных машин, кстати, и единственного в стране выпускающего оборудование для производства напорных железобетонных труб (это вклад в строительство газопроводов в Тюмени, на Крайнем Севере). Геологам Якутии и сибирским нефтяникам, уральским строителям высоковольтных передач полюбился четырехосный автомобиль, способный перевозить до десяти тонн груза по самым плохим дорогам, — его выпускает ПО «Брянский автомобильный завод». Во многих странах Европы запатентована автосцепка Э. А. Дзятко, сконструированная на сталелитейном заводе. А брянские ткани со Знаком качества... А дятьковский хрусталь, вот уже почти два века соперничающий с лучшими образцами русского и мирового стеклоделия... Всего даже не перечислить. Но тем более важно сказать главное: что все эти высоты брались кропотливым трудом, усердием, богатой выдумкой, любовным отношением к ремеслу брянского мастерового люда, создававшего в течение многих веков прекрасные рабочие традиции. Ведь действительно родословная того же дизеля уходит корнями в далекую старину, когда брянский завод производил, быть может, менее сложную, но не менее поражавшую воображение лучших специалистов, в том числе и заморских, продукцию. На Всероссийской выставке в 1882 году неописуемое удивление дельцов вызвала демонстрация рельса: его свивали штопором, но на металле не появлялось ни единой трещинки. Руками брянских мастеров еще до революции были сотворены металличе­ские конструкции мостов через Днепр и Амударью, фермы Киевского вокзала в Москве, 100-тонный кран для Гамбургского порта... Но ни высочайшее мастерство, ни кропотливый труд не могли быть оценены в те времена. Условия жизни брянских рабочих, как и по всей России, были ужасающими. Средний заработок их на брянском заводе был даже ниже, чем по стране. В инспекторской книге завода сохрани­лась запись одного из инженеров, производивших инспекцию: «Осмотрев 23 июня 1892 года некоторые помещения для рабочих, я нахожу, что... без всякого преувеличения можно сделать лишь сравнение с помещениями для домашнего скота».

Все это влекло за собой и соответствующие последствия: именно этот завод стал колыбелью первой на Брянщине социал-демократической организации. Кстати, Брянск вообще явился одним из крупнейших в Центральной России центров революционного движения. Становление Брянского комитета РСДРП(б), организованного в 1902 году, проходило под пристальным внима­нием «Искры», непосредственно В. И. Ленина. Из пролетарской среды выдвинулись такие видные революционеры, а позднее и деятели Советской власти, как И. И. Фокин, Н. А. Кубяк, Г. Г. Панков и многие, многие другие. «Политической крепостью» называл брянский завод М. И. Калинин. Он был таковой и до, и после революции. Когда Советская власть оказалась в огне гражданской войны, из ворот брянского завода отправлялся на фронт бронепоезд, команда которого состояла из заводских рабочих. Когда началось мирное строительство, здесь по настоянию Ленина было организовано производство первых в России электроплугов, на испытании которых присутствовал сам Ильич, предложив­ший наградить группу рабочих и инженеров за героический труд... Так было и все последующие годы. Есть в Брянске удивительный уголок — парк культуры и отдыха имени А. К. Толстого. Всех, кто приезжает в город, влечет сюда уникальный музей деревянной скульптуры. Полтора десятка лет тому назад старые парковые деревья поразила болезнь, и они стали гибнуть. Первой мыслью было спилить их. Но местные умельцы решили вырезать из них деревянные скульптуры.

Много этих оригинальных произведений возникло с тех пор в старом парке. Одна из них, нам представляется, наиболее полно символизирует Брянск: «Пересвет и Окула». Да, оба они родом отсюда. И былинный богатырь Александр Пере­свет, представлявший силу и славу русского оружия перед лицом татарского богатыря Темир-Мурзы на Куликовом поле. И легендарный мастер Окула, чей топор творил волшебство. К ним, к этим двум нашим предкам, восходит воинская и трудовая слава Брянской земли, ибо история Брянска такова, что одним поколениям доводилось ставить его и растить, а другим — защищать от недругов: ведь стоял и стоит он на перекрестке множества дорог. (И в наши дни Брянская область стоит на стыке трех республик РСФСР, Украины и Белоруссии.) А за ним вот уж более тысячи лет — Россия, Москва. Первое упоминание о нашем городе восходит к 1146 году, когда Ипатьевская летопись сообщила о распрях между изгнанным из Киева Святославом Ольговичем и черниговскими князьями Владимиром и Изяславом Давыдовичами за владение северо-восточными землями. В конце концов с помощью москов­ского князя Юрия Долгорукого Святослав овладел Брянском...

Но еще раньше, в 988 году, Лаврентьевская летопись сообщала, что Владимиру, сыну Святослава, удалось покорить «лесных людей», селившихся на северо-восток от Киевской Руси и закрывавших выход ее к Ростову и Мурому. И дабы затвердить свою власть, Владимир «нача ставити городы по Десне и по Востри, и по Трубежева, и по Суле, и по Стугне...» Видимо, тогда-то и было положено начало Брянску. Это предположение ученого подтверждается археологическими раскопками последних лет, и в 1985 году Брянску предстоит отпраздновать тысячелетний юбилей.

В первое время Брянск назывался Дебрянском, Дьбрянском, Дьбрянеском... Есть разные версии о происхождении имени города. Одни утверждают, что истоки его следует искать в слове «дебрь», означающем овраг, гористую местность — характерный пейзаж для этих мест. Другие считают, что поводом для названия послужили густые, непроходимые земли, в которые не решались углубляться кочевники, совершавшие набеги на Русь. И татарское, и польско-литовское нашествия переживал Брянск, и войска Наполеона прошли по Брянской земле, и немецко-фашистские полчища. Но снова и снова волшебное мастерство Окулы возрождало его из пепла, и еще более красивым и неприступным возносился он над Десной.

1956 год. Орден Ленина для Брянска.  (председатель Брянского гориспол­кома  Евдокимов).

Вручение городу ордена Октябрьской Революции

В сентябре 1979 года член Политбюро,  секретарь ЦК КПСС Михаил Андреевич Суслов вручил городу Брянску орден Октябрьской Революции.

Секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов вручает орден Октябрьской Революции. 1979 г.

Пребывание Михаила Андреевича Суслова на Брянщине 17—19 сентября 1979 года