Николай Кубяк и Григорий Панков, 1906 год, НЕЛЕГАЛЬНАЯ ТИПОГРАФИЯ В БРЯНСКЕ
СУДЬБА ДВУХ: ОНИ ОРГАНИЗОВАЛИ НЕЛЕГАЛЬНУЮ ТИПОГРАФИЮ В БРЯНСКЕ
Один был руководителем советского государства и его расстреляли, другой стал первым красным губернатором Брянщины и умер своей смертью.
О том, что недавно в Брянске нашли забытую типографию времён первой русской революции "Деснянская волна" сообщала ранее Удалось выяснить кто стоял у её истоков.
В 1906 году нелегальную типографию в самом центре Брянска на улице Пятницкий ров (ныне Пятницкая) организовали два большевика Николай Кубяк и Григорий Панков. Именно они привезли из Москвы два пуда (32 килограмма) свинцового шрифта для печатного станка. Владимир Ленин был недоволен уровнем пропагандистской работы на Брянщине и двоим брянцам поручили усилить работу. В то время они оба были членами Орловско-Брянского комитета РСДРП(б). Потом их пути разошлись: кроме типографских дел Кубяк закупал оружие, готовил рабочих-дружинников, возглавлял боевую сотню. В конце концов его вместе с Игнатом Фокиным арестовали за подготовку свержения самодержавного строя и до 1915 года скитался по тюрьмам и ссылкам, а Григорий Панков отошёл от революционных дел, скрылся, а накануне крушения империи вступил в партию меньшевиков. В годы второй русской революции в 1917 году оба революционера из Брянска встретились в тогдашней столице - Петрограде, где вместе заседали в Петросовете.
Затем пути бывших брянских нелегальных печатников разошлись: карьера Николая Кубяка складывалась по линии высшего руководства - после революции он возглавил Петроградский губком партии, в начале 20-х стал уполномоченным партии в Дальневосточной Республике. Потом попал в ЦК партии, стал наркомом земледелия, вошёл в состав ВЦИК, ВСНХ - высшие правительственные органы страны и даже стал секретарём ЦК ВКП(б). В ходе своей карьеры сначала поддерживал Зиновьева, потом критиковал его. Многим из "старой гвардии" выходец из Брянска запомнился тем, что он научил Ленина раздувать сапогом самовар, а в 1927 году во время пленума партии метко швырнул стакан в самого Троцкого и согнал того с трибуны. В конце концов всё закончилось для Николая Кубяка плохо - в 1937 его расстреляли.
А вот для его товарища по созданию нелегальной типографии Григория Панкова всё сложилось неплохо. Накануне Октябрьского восстания он уехал из Петрограда (опять от греха подальше?) и объявился в родном Брянске. Здесь он опять примкнул у своим товарищам-революционерам, вступил в партию большевиков и после революции был избран председателем Брянского СНК (Совета народных комиссаров). Через три года, когда в 1920 году Ленин учредил Брянскую губернию, Григорий Гаврилович стал первым председатель Брянского губисполкома, по нынешним меркам - губернатором. Затем Григорий Панков пошёл по профсоюзной линии, стал почётным пенсионером, благополучно дожил до 1963 года и заслужил чести быть похороненным на Новодевичьем кладбище.
Григорий Гаврилович Панков (1885—1963) — партийный и государственный деятель. Первый председатель Брянского губернского Совета (1920—1922).
Родился в Бежице в семье рабочего Брянского завода.
Участник установления Советской власти в Брянском уезде, Съезд Советов, фабрично-заводских комитетов, профсоюзов, земельных комитетов Брянского уезда и ряда волостей Жиздринского уезда, состоявшийся в Брянске 3—5 декабря, избрал Панкова председателем Брянского СНК. Потом он был заместителем Брянского уездного Совета, членом уездного оргбюро.
После образования Брянской губернии с марта 1920 по май 1922 г. первый председатель Брянского губисполкома. Затем до декабря 1924 г. возглавлял губернский Совет профсоюзов.