Первая железная дорога в Брянском крае. 1868 год.
Первая железная дорога в Брянском крае была
построена в 1868 г. Она пролегла от Орла через
Карачев—Брянск—Смоленск—Витебск.
Дорога общероссийского значения, Брянск-Гомель (Полесская),
была введена в действие в 1887 г.
К ним в 1870—1880-е гг. добавились Мальцовская узкоколей-!
ная дорога, связавшая с Риго-Орловской дорогой основные центры
Мальцовского промышленного округа — Любохну, Дятьково, Люди-
ново, Песочню (позже к основной дороге добавился еще ряд веток), ^
также железная дорога от Жуковки до ст. Людинка (сейчас — Клет- ]
ня), от которой разошлась целая сеть узкоколейных железных дорог.
Все эти дороги не только имели большое транспортное значение, но
и способствовали развитию промышленного производства, появле-,
нию новых экономических центров.
Новый бум в железнодорожном строительстве в России пришел-
ся на 1890-е гг. Коснулся он и Брянщины. В 1896—1897 гг. вступила |
в строй дорога Брянск — Льгов, начинавшаяся от ст. Брянск-Льговс-
кий (сейчас — Брянск-П) и прошедшая через Навлю—Брасово—Ко-
маричи. В 1899 г. открылось движение по железной дороге Моск-
ва—Брянск. Теперь из Москвы от Брянского вокзала (именно так
первоначально назывался Киевский вокзал) можно было доехать до
Брянска намного быстрее и удобнее, чем от Курского с пересадкой в
Орле. В 1904 г. началось движение на участке Навля—Конотоп, что
позволило открыть прямое сообщение Москва—Киев и дало основа-
ние позже переименовать Брянский вокзал в Киевский. Заслуживает
упоминания и пущенная в эксплуатацию в 1901 г. железная дорога
Новозыбков—Климов—Новгород-Северский.
Строительство железных дорог требовало новых шпал, рель-
сов, паровозов, вагонов, различного железнодорожного оборудова-
ния. Многое из перечисленного производилось на заводах Брян-
Щины. Производство шпал было организовано на Жуковском, а
несколько позже и на Навлинском шпалопропиточных заводах.
История Брянского края. XX век. / Горбачев О.В., Колосов Ю.Б., Крашенинников В.В., Лупоядов В.Н., Тришин А.Ф.