Страница1724

1724 год. Стародуб, староверская республика.

С медными бляхами и в шапках с рогами

Русско-польское пограничье (запад Брянской области) с конца XVII века стало прибежищем для старообрядцев, несогласных с реформой Никона. Стремительные реформы буквально взорвали рус­ский мир. Имя Христа стали писать с двойным «и», поновили церковные книги, вместо двуперстия стали креститься тремя перстами (греховным куки­шем сочли это сторонники старой веры). Еще была изменена форма алтаря, обряда обедни, отменен старинный восьмиконечный крест.

неверующий человек или неправильно верующий. Люди старой веры не хотели ходить в церкви с но­выми иконами, потому и бежали туда, где могли от власти укрыться. К середине XVIII века на Брян- щине осело около семидесяти тысяч старообряд­цев. Распахали земли, завели ремесла, построили дома и храмы. Как им это удалось?

На Брянщине был жесткий дефицит работников. А тут они сами приходят и ничего особенного не просят, непьющие, работящие, готовы все подати платить. Именно это было главным резоном для украинских полковников, которые в ту пору рас­поряжались на юго-западе Брянского края. Эконо­мические доводы легко побеждали религиозные.

В начале XVIII века здесь, в Стародубе, была соз­дана необыкновенная автономная староверская республика, в которой ежегодно избирали своего бурмистра, писарей и даже самостоятельно выда­вали проживающим паспорта. Впрочем, жить им спокойно, конечно, не давали и в первую очередь, из-за позиции официальной церкви. Религиозная ненависть сильнее любой другой. Да и царское от­ношение к раскольникам было весьма изменчи­вым. Вначале Петр 1 относился к ним достаточно терпимо, но в 1724 году вдруг со свойственной ему страстностью объявил их Указом бесчестными и повелел мужчинам носить бляхи на груди, а жен­щинам — старинные шапки с рогами. Вам это ниче­го не напоминает?

Из Москвы заспешили в наш край проверяющие с одинаковым поручением — быстренько привести заблудших в правильную веру. Впрочем, заканчива­лись проверки обычно прямым грабежом зажиточ­ных староверов. Очень хорошо, как сегодня сказали бы, «поднялся» на староверах, стал богатым чело­веком стародубский полковник (1734-1741 годы) Афанасий Радищев, дедушка знаменитого просве­тителя. Он первым додумался разбойничьими на­летами выгонять раскольников из польских земель в районе Ветки (нынешние Клинцы) в Россию,в стародубские слободы. На границе у них отбирали имущество, иконы, церковные книги, а возвраща­ли за солидную мзду, — в этом и заключался бизнес Радищева и его учеников.

К слову, только в 1735 году военный отряд пол­ковника Сытина, не смущаясь границами, увел в Россию 13 тысяч староверов. В 1754 году отряд ге­нерала Маслова захватил в Ветке двадцать тысяч раскольников, которых за отказ принимать офици­альную веру отправили в Сибирь.

Воистину за Веру страдали.