Брянщина, в конце XVII века. Ямщики челом бьют.
Интересная в ту пору сложилась ситуация с брянскими ямщиками. Брянские историки посчитали тогдашних ямщиков и с удивлением обнаружили, что в конце XVII века ямщик — одна из. популярнейших профессий в Брянске. 44 охотника (так еще называли ямщиков) усердно занимались этим делом.
Как-то моей внучке, девятилетней Сане, было поручено выучить стихотворение Пушкина. Она прочитала строки «Ямщик сидит на облучке, в тулупе, в красном кушаке» и заплакала. И сказала, что ничего не понимает. Не знает, что такое ямщик, облучок и красный кушак.
И действительно, ушла профессия. Ушли старые слова, вроде гоньбы и ямы (Прим.: поездка по казенным делам и почтовая станция). Но суть занятия осталась: ямщики— это старинные водители, которые везут людей власти, почту и за это получают деньги. В приграничном Брянске стать ямщиком — обрести неплохой по тем временам способ прожить за счет казенной службы. Как в трудные 90-е конца XX века, когда нигде работы не было, многие брянцы шли в таксисты: небольшие, но деньги. Но получить деньги от клиента куда проще, чем от власти. С брянскими ямщиками случилась такая обида: возили они, возили по первой российской почтовой линии казенных людей и почту, в том числе проезжавших седоков с Украины, а награды за то им никакой не было. Прогонных денег украинские казенные люди им не платили, а как жить, чем лошадей кормить? Одно разорение. И не ехать нельзя — воевода заставляет.
Тогда ямщик Гурко Леонов и его товарищи собрались и послали жалобу царю Петру Алексеевичу, сообщив, что они, государевы люди, «великими долгами одолжали и лошадьми опали». Вот-вот может встать первая линия государственной почты. И попросили назначить им казенное жалованье.
Интересно, что власть с брянскими ямщиками согласилась. Прогонные деньги им стали платить из казны, а перечень чиновников, перевозимых за казенный счет, существенно ограничили.
Вот что такое правильно пожаловаться.