Страницасказы

СКАЗЫ ДЕСНИНСКИХ ГОРОДИЩ: названия рассказывают об истории. Брянская земля.

Если взобраться на обрывистый деснинский мыс, то река
окажется где-то внизу, а широченные, изрезанные сверкающи-
ми озерками луга тонут в далекой лесной дымке. Пейзаж, прямо
сказать, потрясающий. Неприступность мыса хорошо подкреп-
лялась мощным валом и глубоким рвом, отделяющими его от
полей. И как только люди могли возводить такие укрепления?
Ведь при археологических раскопках таких древнейших дес-
нинских крепостей мы находим одни лишь костяные мотыги.
Такие крепостцы вскинулись над Десной и ее притоками, явля-
ясь интересной и важной страницей в истории Брянщины, Кур-
щины, Черниговщины. Одни рассказывают о далеком скифском
времени. Другие свидетельствуют о расселении славян, о ста-
новлении древнерусского государства. И названия их какие-то
чудные: Кудеяров бугор, Лбище, Парня и даже Лапотный горо-
док. И легенд они красочных хранят уйму. В одном городище
будто бы проживали разбойники, прятавшие в подвалах награб-
ленное золото. В другом обитали люди, носившие полутораар-
шинные лапти. Некий "очевидец" старался уверить нас в том,
что на пещере, что в Соборной горе в Трубчевске, он видел мас-
сивную железную дверь с навесным (и, конечно, огромным)
замком. Другой говорил, что его отец когда-то находил в Ку-
деяровых буграх Почепского леса хомуты и шлеи (!). Один из
местных жителей подвел меня к промоине на Любожичском го-
родище и с таинственным видом сказал: «Там похоронен Рюрик
на золотом коне". Так что же, чем темнее народ, тем больше ле-
генд?
Но на самом деле названия рек, ручьев и озер, урочищ,
населенных пунктов и улиц являются замечательным историче-
ским материалом, они отражают социальные отношения, осо-
бенности языка, быта и мировоззрения наших далеких предков.
Они несут большую лингвоисторическую информацию и по-
этому неоспоримо значение, которое имеют топонимы в воспи-
тании чувства уважения и любви к своей истории, к Родине.
Мне часто приходилось читать лекции в сельской мест-
ности, вывозить туда на велосипеде передвижной музей (трак-
торный стан, полеводческую бригаду, сенокос, клуб, школу), и
в этих лекциях я постоянно использовал местные исторические
и географические названия и видел, какой большой интерес они
вызывают у слушателя, как жадно люди слушают рассказ, с ка-
ким жаром говорят о местных урочищах, овеянных красочными
легендами. Так уточнялись названия водоемов, урочищ, горо-
дищ, курганов. Работая над этногенезом славян Подесенья, нам
удалось исследовать ряд археологических памятников второй
половины I тыс.н.э. Раскопками добыты ценные материалы о
племенах, обитавших в крае накануне образования Русского Го-
сударства. Топонимика – наука о географических названиях –
подтверждает результаты наших исследований.
Некоторые исследователи утверждают, что Верхнее По-
днепровье, в том числе и Брянщина, в VI-VII вв. населялась
балтами, а славяне пришли сюда где-то в конце этого периода и
ассимилировали их. В своих выводах исследователи опираются
на гидронимы, связанные с балтскими языками. Однако ясности
в этнической принадлежности части гидронимов (названий во-
доемов – рек, озер, ручьев) региона нет. Не установлено и время
появления в Верхнем Поднепровье так называемых балтских
гидронимов.
Гидронимы имеют обычно древнее происхождение и мо-
гут являться элементами прабалтийского языка. Нельзя не со-
гласиться с литовским ученым А.А. Сейбутисом, утверждаю-
щим, что все так называемые "балтские" гидронимы как на при-
балтийских, так и на славянских территориях принадлежат
очень древнему единому прабалтскому языку. Дело в том, что
около 10 тысяч лет назад климат в результате потепления изме-
нялся, и на главном водоразделе Восточной Европы (бассейны
Немана и Западной Двины, с одной стороны, и Днепра, северо-
восточных притоков Вислы – с другой) образовался труднопро-
ходимый болотный пояс, разделивший сравнительно однород-
ные племена на две части. На основе разобщенности начинают
складываться самостоятельные языки, которые еще долго имели
одну основу. Есть основания полагать, что образование так на-
зываемых балтских гидронимов началось в позднем палеолите,
то есть задолго до того, как появились в Верхнем Поднепровье
племена шнуровой керамики, которая, как считают некоторые
исследователи, принадлежит балтам. Получается, что балтские
гидронимы региона образовались за несколько тысячелетий до
появления самих балтов.
Свидетельством присутствия балтских языков являются
протекающие в крае реки Посорь (старое название Посол) и Со-
ля (латвийское «остров», прусское «ручей»). Река Рамасуха
также имеет балтское название («рамус» – «тихий», «спокой-
ный»). Имя реки Лоша (Ловша) происходит от балтского назва-
ния лососевых рыб, которые в древности, вероятно, водились и
в наших реках.
Определенная часть балтских названий отложилась в
крае и в XIV-XVI вв., когда наша территория входила в состав
Литовского государства (например, урочище Литовня, поселе-
ние Литовня).
Интерпретация некоторых гидронимов, традиционно
считающихся балтскими, спорна. Так, В.Н. Топоров и О.Н. Тру-
бачев название реки Навля, впадающей в Десну к северу от
Трубчевска, относят к балтским, в то время, как основа его
«нау» («смерть», «мертвец») известна как балтским, так и сла-
вянским языкам. По-латышски Навля значит «озеро смерти»
или «ручей смерти». Для подтверждения такой этимологии при-
влекаются названия многих водоемов региона (Чертвица,
Смерть, Мертвея). Некоторые же ученые трактуют «нау», опи-
раясь на персидский язык (или точнее – иранскую языковую
группу) – «канал» или «река», «течение», а вот В.Н. Никонов
считает слово «Навля» славянским: нава - «русалка», а Навля –
«Русалочья река».
Почему река Неруса (кстати, всегда писалась с одним
"с") имеет балтское название, а имена впадающих в нее рек Ма-
рица и Кубань – иное? Аналогию первому находим в Болгарии
(из фракийского, восходящего к корню, имеющему значение
«море»). Второе название, возможно, отложилось, как и на Се-
верном Кавказе, через тюркское из античного. И третий приток
Нерусы – р. Колодезь – происходит из иранского «колодец»,
«источник» (в Трубчевском районе – дер. Колодезки от источ-
ников местной древней балки). Да и сама Неруса – балтского ли
происхождения? Ведь по-старославянски "нароуса" – чистая
вода.
В то же время многие реки и урочища имеют бесспорно
славянские названия. Особенно славяне любили названия, свя-
занные с природой, их окружавшей: с растительным миром
(Ясенок, Ельня, Еляга, Еленка, Дубна, Липовка, Осинки, Боро-
вень, Уборок, Дубрава, Гай), с животными (Медвежье, Бобрец,
Бобер, Быковка, Волченка, озеро Коровье, затон Коровий). Ряд
топонимов связан с почвами (Грязивец, Гнилуша, Глинищево,
Глинное, Глинск, Гнилево), с особенностями течения реки (близ
Трубчевска – реки Быстрик и Играевка), с какими-то сооруже-
ниями, переправами (Городик, Горожанка, Городец).
Славяне осваивали Подесенье с начала нашей эры, задолго
до появления русских летописей. Именно древним, долетопис-
ным славянам-антам, создателям так называемой колочинской
археологической культуры, принадлежит находка в Трубчевске
уникального для Подесенья, для всего центра России клада VII
в. из 153 чудесных бронзовых и серебряных украшений. Наход-
ка привлекла интерес ученых не только России, но и Украины,
Венгрии, Германии. Не только историков и археологов, но и фи-
зиков, нашедших в орнаментах клада отзвуки знаний о структу-
ре Вселенной. Но, к сожалению, экспонирующийся в Трубчев-
ском музее клад до сих пор не опубликован – нами совместно с
сотрудницей Института Истории Материальной Культуры РАН
Ольгой Алексеевной Щегловой написана монография, но
средств на ее издание найти все никак не удается...
А как объяснить название главной реки края Десны? Пре-
жде всего, такое название носят несколько рек Днепровского
бассейна (в одном лишь Трубчевском районе Брянской области
имеются две Десенки и одна Малая Десенка, которая теперь на-
зывается Играевкой), Десна имеется и в бассейне Южного Буга.
Может быть, такое название происходит от старославянского
«десн» – правый, а может быть, из иранского «сиять», «свер-
кать»?
Многие топонимы и гидронимы трудно, невозможно по-
ка объяснить. Например, Трубчевск получил название от трубы,
это ясно. А от какой? Ведь трубой называлось и коренное русло
реки, и проток, и лодка-однодеревка, и дудка, и челн, и подзем-
ный ход, а среди притоков Днепра и Десны имеются названия
Трубеж, Трубеч, Труботня, Трубчана, а близ Трубчевска имеет-
ся урочище Трубки. Говорят, было раньше такое воинское под-
разделение – труба, а полк назывался стягом...
В Кветуни одна из луговых площадок называется Рын-
ком. Капризная Десна оказалась у леса, оставив как память о се-
бе живописную старицу Десенку, окаймленную лозняком да
осокой. На 52-метровой высоте громоздятся валы княжеского
двора-детинца, белеют строения Чолнского монастыря, а к по-
логому склону прилепилась деревенька Удолье (у дола?). Так и
сквозит Киевищной! Шурфовали мы эту площадку и нашли об-
ломки древнерусской посуды. Вероятно, здесь у городского
подножия бойко торговали заморскими тканями, Десна-то была
хорошим путем через Днепр к Русскому (Черному) морю, а там
и благодатный Рум (Византия), где охотно покупали бобровые,
лисьи, волчьи меха и другие богатства Подесенья. Десна помо-
гала полюдью, и Кветунь обживалась киевскими дружинами. А
название какое нежное! Квет – цветок, а кветень – апрель, когда
зацветают фиалки. Нашими раскопками в Кветуни вскрыты ин-
тересные производства и иные помещения, огромный курган-
ный могильник. Хорошо прослежено, как небольшой древний
комплекс с развитием производительных сил становится город-
ским центром большого ополья.
Нельзя пройти мимо такого древнего топонима, как Рум.
Урочище находится на Нерусе в 10 км южнее Трубчевска. Уди-
вительна первозданность района! Здесь плещется живописное
Румовское озеро, окаймленное тростником и осокой, а на остат-
ках надпойменной террасы возвышаются курганы эпохи брон-
зы. Пойма Нерусы изрезана остатками старого русла капризной
реки, окаймлена чернолесьем. Румом в IX веке называлась Ви-
зантия, а Румским морем – Черное море, что видно из арабских
источников. Объяснение топонима возможно общением труб-
чан с Причерноморьем, шедшим через Чернигов и Киев в X в.
Не менее интересны названия урочищ края. На Орлов-
щине, Курщине и Брянщине (в том числе и в Трубчевском рай-
оне) много Кудеярищ, Кудеяровых Бугров, Кудеяров, вокруг
которых сложено много красочных легенд о Кудеяре-
разбойнике, будто расправлявшимся с барами и помогавшим
обездоленным и бесправным крестьянам. Слово Кудеяр про-
никло к нам из персидского через тюркский (когда-то в некото-
рых губерниях оно приписывалось татарскому сборщику пода-
тей). Эти названия непременно связаны с определенными па-
мятниками, расположенными в лесных чащобах, среди водо-
емов, болот. Раскопками доказано, что они являются либо горо-
дищами раннего железного века, либо следами производствен-
ной деятельности далеких времен (производство поташа, смолы
и дегтя).
Близ реки Ловча (впадает в Десну у села Лопушь) когда-
то было в лесу глухое болото, в которое якобы местный кресть-
янин завел польский отряд в XVII в. Предание явно пересказы-
вает известное событие, связанное с Иваном Сусаниным, но ле-
генда патриотична, действенна в пропагандистском смысле.
Интересны топонимы, связанные с экономическим разви-
тием края. Пенькомочища свидетельствуют о возделывании и
обработке конопли, Будища – о производстве, как говорилось,
поташа, смолы и дегтя, Рудни – железа из болотной руды. Будой
называются и некоторые речки региона. Места производства
дегтя и смолы назывались также майданами (Сенькин майдан).
Из документов известно, что когда-то в Трубчевском уезде про-
живали будные, майданные крестьяне (крестьяне, приписанные
к поташным, селитренным заводам, смолокурням). Имеется
грамота царя Алексея Михайловича к Богдану Хмельницкому. В
ней царь требует выслать с Украины беглых трубчевских буд-
ников. О производстве смолы в крае говорят такие топонимы,
как Смолянка, Леторда (реторта – изогнутый химический со-
суд). Что же касается топонима Рудня, то он связан с выплавкой
из болотной, дерновой руды железа. Рудни были распростране-
ны на Левобережной Украине, и самые значительные из них на-
ходились на Соже и Десне. Из Черниговского Полесья рудни
проникали и в наш край, например, в Суземском районе течет
речка Рудача, находится поселок Руда. Железоделательный за-
вод работал на речке Крапивна, а в одном из древних докумен-
тов говорится: «Были железные заводы Свенского монастыря на
реке Нерусе, которая впала ниже Трубчевска в реку Десну...
есть же и в другом месте, недалеко от Десны». На базе руден
Черного Полесья в XVII-XVIII вв. работало около 100 неболь-
ших заводов, выплавляли сыродутным путем по 500-700 пудов
железа в год каждый. К южной границе Трубчевского района
примыкают три населенных пункта, названия которых свиде-
тельствуют о древнем стеклоделии: Гута, Гутка, Старая Гута. К
производственным топонимам нашего времени относятся на-
звания урочищ, вошедших в литературу: Скипидарный и Крах-
мальный заводы. Производств этих давно нет, а названия проч-
но закрепились в языке местного населения.
Что же касается названий населенных пунктов, то часто
они назывались по имени рек, на которых строились (Ревны,
Княжеский Крупец, Малый Крупец, Рогово, Малфа, Непорень,
Погоща, Знобь, Чернь, Хатуша, Волотынь, Любожичи, Милечь
и др.).
Большое познавательное значение имеют и топонимы
нашего времени. В трубчевских лесах имеется Просека Велико-
го прорыва, где брянские партизаны с жестокими боями выры-
вались из блокированного регулярными гитлеровскими войска-
ми лесного массива. Имеется урочище Хатунцево, где распола-
гались трубчевские партизанские отряды, дислоцировались от-
ряды других районов, находился штаб объединенных бригад
Брянщины (южная часть Брянских лесов), где бывали легендар-
ный партизанский вожак И. Ковпак и секретарь Орловского об-
кома партии П.С. Матвеев, издавалась трубчевская газета «Ста-
линский клич». Здесь же, чуть в сторонке – аэродром. В этом
лесном районе есть и урочище Речица, где 23 августа 1942 года
проходила партизанская конференция. Тогда собравшиеся на
лесной поляне народные мстители подвели итог многомесячной
борьбы с оккупантами и наметили планы развития партизан-
ской войны. В этом урочище издавалась газета «Партизанская
правда». Так старые урочища приобретают новое историческое
значение, а их имена – новое звучание.
Историчны и названия улиц. Обратимся к одному лишь
Трубчевску. Покровская и Сретенская площади называются от
церквей того же названия (в советское время переименованы в
пл. Карла Маркса и Степана Разина). Казарменная площадь – от
стоявших здесь казарм, ул. Тюремная – от возвышавшихся
здесь когда-то тюрьмы и арестного дома (переименована), ули-
цы Орловская, Смоленская, Брянская и Севская – от смыкав-
шихся с ними большаков, которые вели к одноименным горо-
дам. Косогорная улица спускалась к Десне, Монастырская – от
монастыря, находившегося здесь в прошлом. Улицы Партизан-
ская, им. Петрова, им. Юрина, им. Веры Крысиной, им. Вали
Белоусовой рассказывают о новой истории города. И.Е. Петров
– крупный советский командарм, родился в Трубчевске. Гене-
рал Юрин также трубчанин, а Вера Крысина и Валя Белоусова –
партизанские связистки, замученные фашистами. Одна из улиц
названа именем А.Д. Бондаренко, комиссара штаба объединен-
ных партизанских бригад Брянщины, работавшего до войны
секретарем райкома в Трубчевске.
Очень много названий улиц сделано как дань идеологии.
Заменив старые названия, мы лишили общество богатого исто-
рического материала. С течением времени необходимо вернуть
все подлинные топонимы.
Часто яркие старинные названия заменяются нелепыми.
Была вот такая деревня близ Трубчевска – Темное. А ее взяли и
«перекрасили», теперь она – Красное. А ведь ее название опре-
делялось не темнотой беспросветной, как думали незадачливые
«маляры», а защитой Руси от ворогов. Тьма – это 10 тысяч (ук-
раинское «тьма», болгарское «цна», польское «сма», тюркское
«мгла»), слово, которое пришло к нам от половцев – в данном
случае войсковая единица, название которой и отложилось в
местном диалекте.
Рассмотренные топонимы и гидронимы связаны с мест-
ной историей, они обогащают наши знания, а кроме того, явля-
ются замечательными материалами для воспитательной работы.
В то же время изучение их должно проводиться квалифициро-
ванно, как-то направленно, чтобы в процессе исследований с
них снималось то, что не соответствует реалиям истории, исто-
рической правде. Конечно, в легендах часто есть какое-то зерно
действительности, но если к ним подходить некритично, то
почти во всех кудеяровых буграх должны оказаться бочки с зо-
лотом, хомуты и шлеи, что не раз слышал от «очевидцев» ав-
тор.
Нельзя проходить мимо такого благодатного поля, как
топонимика родного края, учителям. Непременно обязаны изу-
чать, знать свой край музейные работники, но они-то настрое-
ны, как правило, на так называемую научно-массовую работу,
для которой часто пишутся сценарии (иногда со стишками!), на
которую тратится уйма сил, времени, а часто и денег. В музеях
главенствуют «мероприятия», от которых давно отвернулись
люди, так как они сильно подпитаны изрядно заплесневевшей
идеологией. Но «мероприятия», а не изучение родного края по-
прежнему стоят в центре музейного планирования и отчетно-
сти. Бездарная машина, запущенная когда-то, исправно работа-
ет и в наши дни. В итоге многие музеи Брянщины оказались в
глухом переулке. В экспозициях красуются материалы, уже
осужденные историей, теряются одаренные кадры.
Но ведь Трубчевский музей устоял от соблазна занимать-
ся одним «просветительством», развернув глубокое научное
изучение всех периодов истории края. Музей использовал 23
Открытых листа Института Археологии АН СССР, раскопал
246 курганов VIII-XI вв., 20 памятников более раннего времени
(неолит, эпоха бронзы, ранний железный век), опубликовал бо-
лее 40 научных работ и около 150 газетных статей о крае. Каж-
дый археологический памятник представлен планом, фото, опи-
санием. Более того, мы находили время и на изучение названий
рек, ручьев, озер, урочищ, несмотря на то, что последние часто
расположены в труднопроходимых местах.
Такое изучение должно обязательно проводиться квали-
фицированно, на должном уровне. С географических названий
нужно снимать псевдоисторический налет народной фантазии.
Это тонкая работа, сродни работе реставратора, удаляющего
окислы с уникального ювелирного изделия древности. Ведь ес-
ли не подходить критично к легендам, а верить им, то почти во
всех Кудеяровых буграх должны оказаться подвалы с золотом
или же хомуты и шлеи – то, о чем мечтал крестьянин дорево-
люционного времени.
Время идет. Пробудится ли вновь у музеев и школ инте-
рес к познанию корней своей истории?

В.А. Падин, Трубчевский краеведческий музей и планетарий