Страницаселище

СЕЛИЩЕ И СЛОБОДА — ДРЕВНИЕ ИМЕНА БРЯНСКОГО КРАЯ. 12 век.

Селище, Сельцо, Городище, Слобода — таких названий населенных пунктов на
брянской земле немало. Откуда у них такие имена? Какова история?
Слово «селить» означает поселять, водворять, сажать оседло, обзаводя домом,
хозяйством, т. е. основывая жилье, жительство.
А что такое село? Слово «село» — обустроенное и заселенное крестьянами место,
в коем есть церковь. А деревня? Это крестьянское селение, в котором нет церкви.
Уменьшительное — деревенька, деревушка, деревнишка. Село иногда состоит из
многих, раскинутых деревенек, приписанных к одному церковному приходу.
Слово «селище»—в старину весьма большое село, слобода, где более одной
церкви. А еще оно означает сильно выгоревшее или уничтоженное, снесенное
селение, остатки жилого места, старая жилая земля.
Поселки, деревни, села с названием Селище расположены в Почепском,
Стародубском, Суражском, Навлинском, Трубчевском и других районах. Село
Селище, оно же Николаевка и Решетово, было населено в 18 веке Николаем
Ханенком на лотоковской «скупле» «при болоте Бердянском, служащего истоком
реки Дороговщи». Ныне это село Николаевка Красногорского района.
Своими истоками уходит в далекой 12 век навлинское Селище. Многое видели
жители старинной деревни. В 17 веке царским указом здешние земли были
дарованы дворянам Масловым. В 19 веке имением в деревне Селище владели
братья Ф. И. н Н. И. Масловы. Один из них был председателем департамента
Московской судебной палаты, второй — окружного суда в Рязани. Летом они
семьями съезжались в Селище, здесь же были их сестры Анна и Варвара. Старший
брат Федор Иванович был хорошо знаком с И.С.Тургеневым, П. И. Чайковским,
потом сблизился и с С. И. Танеевым.
Имение Масловых окружали живописные леса и перелески. Глаз радовали
сочные луга, усеянные пахучими цветами, и золотые к концу лета хлебные поля.
Рядом река Навля.
Для выдающегося русского композитора С. И. Танеева Селище стало на многие
годы почти родным домом. Здесь он создал свои романсы «Сосна», «Не ветер, вея
с высоты», «Пусть звучит», «С озера веет прохладой и негой», другие, а также
работал над созданием своего грандиозного музыкально-драматического творения
по сюжету трагедии Эсхила «Арестея». О начале работы над этой оперой автор
сообщал 3 июля 1887 года П. И. Чайковскому в письме из Селища. В своих
дневниках С. И.Танеев немало строк посвятил пребыванию в этом селе.
В Селище гостила жена Льва Толстого Софья Андреевна.Часто бывал в этих
живописных местах художник В. Е. Маковский. Гостя у Масловых, он писал этюды,
картины о жизни селищенских крестьян. Особенно известными стали его каргины
«За лекарством», «Ночное», «Крестьянка с детьми», «Крестьянские дети»,
созданные в Селище.
В 15 столетии небольшое комарицкое сельцо было названо по запустелому
селищу Селечней. С 1503 года оно вошло в состав Московского государства наряду
с другими деревнями и селами Северной земли. Затем Селения принадлежала
С венскому монастырю.
Когда-то на Брянщине было немало сел, называемых Староселье. Сейчас их
два — в Брянском и Унечском районах. Унечское Староселье было поселено при
речне Деревейне. О нем упоминается в ревизии 1723 года. На этой же речке
возникло село Малое Староселье. Ныне в Унечском районе одно село — Староселье.
Чуть не полвека проучнтельствовала в этом селе Инна Сергеевна Лефрансуа,
воспитав многих учеников. В русском селе—и вдруг необычная французская
фамилия? В чем дело? Она является правнучкой коммунара Гюстава Лефрансе,
которому Эжен Потье посвятил «Интернационал».
Когда коммуна пала, он с помощью русских революционеров-эмигрантов
Лаврова н Бунина бежал из Парижа в Женеву. Там в лицее учился его сын Жюль.
После окончания лицея по совету отца Жюль уехал в Петербург. В России его стали
звать Юлием. Несколько изменяет он и окончание своей фамилии. В паспорте
вместо Лефрансе стало значиться Лефрансуа. Вскоре он женился. У них родились
три дочери и сын Сергей — будущий отец Инны Сергеевны Лефрансуа. И Старо-
селье породнилось с потомками парижских коммунаров.
А КАК ВОЗНИКЛО СЕЛЬЦО? Слово «сельцо» в старину: небольшая деревня,
селение, где был барский дом. До сих пор сохранились эти названия деревень
в Дятьковском, Клетнянской, Рогнединском, а в Красногорском — Селец,
в Жуковском районе — Сельцо-Рудное. Из деревеньки Сельцо-Суздальцево
в Брянском районе вырос рабочий поселок Сельцо, а в девяностом году он был
преобразован в город Сельцо. Хороший городок, и имя у него хорошее, древнее,
старинное, звучное.
Около десятка названий Слобода, Слободка, Слабодище насчитывается на
Брянщине. Почему их так именуют? До отмены крепостного права Слобода
в России: большое село с некрепостным населением или поселок около города —
так поясняет словарь русского языка. В «Истории России с древнейших времен»
С. М. Соловьев это слово трактует так: «Кроме городов, населенные места в волости
носят названия слобод (свобод) и сел; название слободы носило вновь заведенное
поселение, пользующееся поэтому некоторою особенностью, некоторыми льготами,
свободою от известных повинностей...»
А как возникли названия Пальцо, Починок, Городище? Пальцо — от слова паль,
где крестьянин расчищал дикий лес под пашню. Поселки, возникшие на нови, на
поднятом впервые земельном участке, носили название починков; починок
обыкновенно состоял из одного крестьянского двора.
С течением времени починок обживался и разрастался, рядом с первоначальным
двором возникали один или два других; тогда он становился деревней. Деревня
превращалась в пустышь. если в ней не оставалось жилых дворов, и пашня
забрасывалась или поддерживалась только часть ее наездом из ближайшей
деревни.
ГОРОДИЩЕ—место, где в древности стоял город, остатки старинных
укрепленных поселений. Слово «город» связано с корнем «град». Градом, городом
в древнерусском языке называли крепость, огороженную забором из столбов,
каменной оградой, — так поясняют некоторые словари.
А вот что по этому поводу пишет В. Д. Ключевский в «Курсе русской истории»:
«В пределах древней Киевской Руси до сих пор уцелели остатки старинных
укрепленных селений, так называемые городища. Это обыкновенные округлые, реже
угловатые пространства, очерченные иногда чуть заметным валом. Такие городища
рассеяны всюду по Приднепровью на расстоянии 4 — 8 верст друг от друга. Их
происхождение еще в языческую пору доказывается соседством курганов, древних
могильных насыпей. Раскопка этих насыпей показала, что лежащих к них
покойников хоронили еще по-язычески. Не думайте, что эти городища — остатки >
настоящих значительных городов: пространство, очерченное кольцеобразным
валом, обыкновенно едва достаточно, чтобы вместить в себя добротный крестьян-
ский двор».
Как возникли и что такое было эти городища? И историк здесь же на это отвечает.
«Я думаю, что это остатки одиноких укрепленных дворов, какими расселялись
некогда восточные славяне и на которые указывает византийскии писатель
Прокопий, говоря, что задунайские славяне его времени жили в плохих, разбро-
санных поодиночке хижинах. Такие одинокие дворы, или, говоря, иначе, однодвор-
ные деревни, ставили славянские поселенцы, селясь по Днепру и по его притокам».
Там, где река Болва вливается в Десну, на ее крутом берегу расположен так
называемый Чашин курган. Курган (городища) у местных жителей ранее был
известен под именем Чашки. Свое название село Городище и получило от этого
места. Располагалось оно на так называемом Смоленском большаке. Ныне это одна
из улиц областного центра, сохранившая название Городищенская.
В ГЛУБИНУ ВЕКОВ уходит название климовского села Истопки. В русском
языке существовало прилагательное «истобный», нередко переходившее в геогра-
фические названия, становившиеся топонимами. Слово «нстобка», употреблявшее-
ся в форме «истьба» и превратившееся в «избу». Если у озера или речного затона
стояла одинокая избушка, люди могли назвать то место «истобным ».
В книге седьмой «Историко-статистическое описание Черниговской епархии»,
вышедшей в 1873 году в Чернигове, об том селе написано следующее: «Истобки. По
самому имени древнейшее, дотатарское поселение. Истобка, истьба, позднее изба,
от истопа, вендское Стуба. Тогда как княжеский дом называли гриднецею, дом
слуги, смерда называли ястобкою. Князь греется, смерд топит. Итак, Истобки —
поселение князя Черниговского.
По записи 1413 года уже было известно об Истобуанах».
Слово «изба» означает истопка, иступка, истьба, избенка, избушка, крестьянский
дом, хата; жилой деревянный дом. Это слово относилось в старину также к людской,
кухне, жилью для прислуги в барском дворе, палата, приказ, присутственное место.
Всего дороже честь сытая да изба крытая. В избу вороном, из избы лебедем. Одна
труба, четыре избы, восемь улиц! Так говорили в народе об избе.
В старину Избична — Удельное, Избичи, а теперь село Избична в Комаричском
районе. В Климовском есть село Хоромное. Оно известно по акту 1620 года.
Поселено село было при заливе Хоромянке реки Сновь.
Слово «хоромы» — большой жилой дом, а первоначально оно означало всякую
жилую постройку. «Хоромник», «хоромщик» — хоромный, плотник, строитель,
рубщик. Употребляется слово «хоромный» и к лесу. Хоромный — значит строевой
Холуповка — поселок в Климовском районе. Его название также связано с и той.
хатой. Слово «халупа» —убогая изба.
Я. СОКОЛОВ

Селище Княжий клин