Страницаобласти

ИСТОРИКО - ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ ХОЗЯЙСТВА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

История Брянского края уходит в далекое прошлое. Геологические и археологические исследования позволили установить, что территория, ныне занимаемая Брянской областью, была заселена человеком с древнекаменного века. Следы пребывания этого человека в нашем крае, представлены материалами раскопок: орудиями труда, предметами быта и остатками костей многих животных, обитавших в то время.

Стоянки древнего человека в наших краях обнаружены во многих местах: в Суноневе и Тимоновке Брянского района, в Курове и Юдинове Погарского района, в Новых Бобовичах Новозыбковского района и т. д.

Все древние стоянки в нашем крае, очевидно, относятся к верхнему палеолиту (20 — 25 тысяч лет до нашей эры).

В эпоху Днепровского оледенения, захватившего большую часть территории Брянской области, человек стал активнее приспосабливаться и вести борьбу с природой. В это время изобретается огонь, организуется коллективная охота. Этому периоду соответствует первая стадия первобытно-общинного строя (приблизительно от 10 до 3 тысяч лет до нашей эры).

Произведенные в ряде районов раскопки показали, что эпоха неолита сложилась более прогрессивными формами производства в виде мотыжного земледелия, применения разнообразных и более совершенных орудий труда (пиление, сверление, шлифование, производство глиняной посуды). Это подтверждается произведенными раскопками в деревнях Горицы и Елисеевичи Почепского района, в селе Овстут Жуковского района, в селе Курово По-

гарского района и на реке Неруссе около  города Трубчевска.

На смену эпохе неолита приходит эпоха меди и бронзы (приблизительно от 3 до 1 тыс. лет до нашей эры). В наших краях имеется несколько памятников этого периода. Так, например, стоянки обнаружены около города Брянска («Куракин бор»), на территории Дятьковичского сельского Совета Жуковского района (урочище «Белынец»), в Верхней Злобинке Рагозинского сельсовета Почепского района, в селе Посудичи Погарского района (на берегу реки Вабли).

В конце бронзового века начинается применение и использование железа, бронзовые вещи все больше и больше вытесняются железными. В этот период осуществлено производство железных мечей, плугов, топоров. Для эпохи металла становится обычным создание укреплений в виде рвов, валов, замков, городищ. На территории нашей области по течению Десны, Болвы, Навли, Ветьмы встречается большое количество городищ, а именно: в Бежицком районе города Брянска — Торфель, в Жуковском районе — Вщиж, в Выгоничском районе — Палужье и Лопушь.

Коренным населением, жившим в древнейшее время иа территории нашего края, были славянские племена — вятичи, северяне, родимичи, о которых упоминается в древнейшей летописи «Повесть временных лет». Эта летопись дает полную картину энтографического состава восточно-славянского населения в VIIIX веках.

В наших краях сохранились остатки многих славянских поселений. Особенно это видно на примерах Воробейни Почепского района и Кветуни Трубчевокого района.

В Кветуни были найдены бронзовые и серебряные кольца, бусы, ведра железные, днища горшков и другие предметы. О славянах, живших в долине Десны, рассказывается в первых литературных источниках. Так, например, в замечательном литературном памятнике «Слово о полку Игореве» рассказывается о том, что жители Брянского края, в частности Трубчевска и других районов, еще в 1186 году активно боролись против половцев.

В труде известного советского ученого Б.А. Рыбакова «Ремесло древней Руси» обстоятельно рассказывается о древнем городе Вщиже, расположенном ныне

в Дятьковичском сельсовете Жуковского района. На основе материальных памятников установлено, что поселение Вщиж уже было в IXX веках, а затем в XI и начале XII века это поселение было обнесено деревянными стенами. В середине XII века Вщиж был значительно расширен и в 1142 году стал городом. В это время во Вщиже была построеиа каменная церковь, а стены города были укреплены мощными валами и башнями.

На основе раскопок, произведенных Б.А. Рыбаковым в 1940 и 1943—1949 годах, установлено, что в XXIII веках во Вщиже у жителей были жернова, медные котлы, глиняная, стеклянная и бронзовая посуда, мечи, топоры, шлемы, кольчуги, сабли, копья, гири, браслеты, украшенные серебром и золотом, ювелирные изделия и т.д. Все это неоспоримо доказывает, что наши предки в глубокой древности, еще более 1000 лет тому назад, были носителями высокой культуры.

Географическое положение Брянского края во многом способствовало развитию промышленности в ранний период.

Нахождение нашего края на водоразделе двух крупных речных систем — Днепровской и Волжской оказывало большое влияние на заселение и характер первоначальной хозяйственной деятельности человека в крае. Днепр с древних времен был главным хозяйственным стержнем для всей западной полосы Русской равнины, связывал Брянщину с бассейнами Западной Двины и Вислы — с одной стороны, и с бассейнами Волги и Дона — с другой, т. е. с Каспийским, Азовским, Черным и Балтийским морями.

Примерно с IX века нашей эры приобретает историческое значение водный путь «из варяг в греки». Посредством этого пути втягиваются в широкий круг торговых сношений племена, населяющие бассейны Днепра и его притока — Десны. Это торговое оживление значительно повлияло на характер использования природных богатств Брянщины.

Все пространство по Десне и Оке было тогда покрыто непроходимыми Брынскими (Брянскими) лесами, которые являлись важнейшим объектом хозяйственной деятельности населения. Охота, добывание смолы, дегтя, лесное пчеловодство и ряд других промыслов, связанных с ле-

сом, доставляли обильные ценности, необходимые для внутренней и внешней торговли, для жизни человека.

Со второй половины XII века, в результате частых набегов кочевников (половцев и печенегов), заселявших южные степи, территория Брянщины значительно обезлюдевает, население уходит в более безопасные места, на Оку и Волгу, а это оказалось на развитии хозяйства.

В начале XVI века (в 1500 году) территория нашего края навсегда вошла в состав Московского государства и стала для него узлом обороны в борьбе против Польши, Литвы, Швеции и Крымского ханства. Период XVIXVII вв. характерен для Брянского края весьма частыми войнами Московского государства против Литвы, Польши и крымских татар. Этот период был наиболее тяжелым для хозяйства Брянщины.

Брянская область принадлежит к числу наиболее старых промышленных районов страны. История возникновения фабрично-заводской промышленности на Брянщиие уходит в далекое прошлое.

В нашем крае металлургическая промышленность была создана вслед за старейшей тульской и уральской металлургией. Брянщина является старейшим центром стекольной, свеклосахарной и пенькообрабатывающей промышленности.

Посмотрите на карту нашей области, и вы невольно обратите внимание на названия некоторых населенных пунктов со словом «Рудня»: Голубовка-Рудня, Ельня-Рудня, Палужская-Рудня, Старая Рудня, Новая Рудня и т.д. Населенных пунктов с такими названиями в области свыше десятка.

Возникновение этих названий связано с существовавшими здесь когда-то железорудными предприятиями. Природные условия Брянской области благоприятствовали широкому развитию железорудного дела.

Как уже говорилось раньше, в нашей области распространены болотные железные руды, особенно по реке Ипуть и ее притокам Судинке, Воронусе, Жече, Унече, Ельне, Близне, Туросне, в долине реки Судость, в бассейне реки Десны. Почти вся территория области в то отдаленное время была покрыта дремучими лесами, дававшими рудням дешевое топливо для плавки металла.

Трудно сказать, к какому времени относятся эти руд-

 ни. Многие из них, несомненно, существовали в XV, XVI и XVII веках.

Архивные материалы свидетельствуют о том, что рудни имелись в теперешних Клинцовском, Новозыбковском, Красногорском, Гордеевском, Климовском, Суражском, Унечоком, Почепском и других районах. До нас дошли не только упомянутые выше названия населенных пунктов, не только предания глубокой старины, но в некоторых случаях и вещественные остатки производства. У деревни Новая Рудня Добрикского сельского Совета Унечского района до настоящего времени сохранилось значительное количество металлургического шлака.

Среди жителей деревни Рудня Деменского сельского Совета Новозыбковского района еще в недавнее время существовало предание, что на месте их деревни в глубокой древности скрывались казаки, которые выплавляли из местной руды металл для производства оружия. Возможно, что это народное предание относится ко времени борьбы украинского народа с панской Польшей.

Древние рудни — предшественники позднейших металлургических заводов.

На Брянщине первым металлургическим заводом нужно считать завод Свенского монастыря. Построен он был в XVII веке на реке Неруссе, по-видимому, около села Радогощь, но точное его местонахождение неизвестно. Свою продукцию завод отправлял по реке Десне на Украину.

Известно, что первый русский железоделательный завод, не связанный с вотчиной, не считая казенных заводов, вырабатывавших оружие, был построен в 1632 году около Тулы.

Завод Свенского монастыря возник вскоре после Тульского завода, и мы вправе считать его одним из самых старых металлургических заводов России.

Несколько позднее, в первой половине XVIII века (в 1743 году), брянский купец Никулин построил молотовый завод на реке Крапивне в пределах нынешнего Навлинского района. Протекающий здесь ручей носит название Железный. Возможно, что это название ручья возникло в связи с Крапивенским заводом. Завод Никулина просуществовал недолго. Как свидетельствует позднейшее анкетное сообщение из гор. Севска в адрес Академии наук, Крапивенский завод был закрыт в 1768 году.

Таким образом первые железорудные и металлообрабатывающие предприятия появились на западе и юге области. Однако дальнейшего развития металлургия здесь не получила. Наоборот, все предприятия этого рода в южных и западных районах области постепенно ликвидировались, и новых серьезных попыток к восстановлению здесь металлургической и металлообрабатывающей промышленности не предпринималось.

Иначе развивалась металлургическая и металлообрабатывающая промышленность в северной части области. Здесь, в бассейнах рек Болвы и Жиздры, в XVIII веке были найдены железные руды неплохого качества. Район этот привлек внимание ряда крупных предпринимателей того времени: Демидовых, Гончаровых, Масаловых. Уже в середине XVIII века здесь стали возникать металлургические и металлообрабатывающие предприятия. В 1751 году в пределах нынешнего Дятьковского района был построен Бытошский завод с доменной печью. Завод работал на местной железной руде и местном древесном угле. Несколько позднее, к югу от Бытошского завода, в 6 километрах от последнего, возник Петровский железоделательный завод. Он перерабатывал чугун Бытошского завода.

В 1752 году у гор. Брянска построен Радицкий завод, а в 1755 году на реке Болве — Любохонский завод. Оба завода имели доменные печи.

В то же время строились металлургические заводы в соседних районах нынешней Калужской области. С 1726 года по 1775 год здесь были построены Брынский, Песоченский, Нижне-Песоченский, Людиновский, Есеноцкий, Сукремльский, Думиничский, Хотьковский, Иваново-Сергиевский металлургические и металлообрабатывающие заводы. Многие из них имели доменные печи. В конце XIX века во всем Брянском крае (включая соседние районы Калужской области) было 15 мелких доменных печей. Все домны пользовались местным древесным углем. Обилие лесов позволяло здесь выжигать уголь в любом количестве. Выжиг древесного угля в то время составлял на Брянщине довольно важный промысел местного населения.

В начале XIX века (с 1820 года) почти все металлургические и металлообрабатывающие заводы Брянского

края (включая юго-западную часть нынешней Калужской области) были приобретены крупным заводчиком того времени И.А. Мальцевым и вошли в состав так называемого Мальцевского заводского округа, созданного по примеру и образцу Уральских округов. Главная контора Мальцевских заводов находилась в Дятькове.

Строительство Риго-Орловской    железной    дороги   (в 1868 г.), проходящей через Брянск, наличие больших запасов сырья и топлива, отмена крепостного права и в свяэи с этим образование большого количества свободной рабочей силы, открытие в 1868 году железнодорожной линии Москва — Брянск, продолженной затем до Киева и Гомеля, способствовали возникновению в районе Брянска новых промышленных предприятий. Важнейшей новой отраслью хозяйства здесь стала металлургия и машиностроение.

В 1869 году около Брянска в непосредственной близости от Радицкого чугунолитейного зарода Мальцевым был построен вагоностроительный завод, который в 1877 году связывается узкоколейной железной дорогой с предприятиями Дятькова, Любохны и Стари.

Почти за 100 лет до этого в 1783 году металлообрабатывающая промышленность Брянского края пополнилась мощным предприятием -— Брянским арсеналом.

По уровню развития металлургической и металлообрабатывающей промышленности Брянский край со всеми заводами Мальцевского заводского округа занимал в конце XVIII века весьма крупное место в черной металлургии России, уступая в этом отношении только Уралу и Средне-Окскому промышленному району.

В середине XIX века на Мальцевских заводах организуется производство сельскохозяйственных орудий, паровых машин, двигателей, насосов, торфяных машин, а с 1869 года — производство вагонов, а затем паровозов.

В районе Мальцевских заводов в то время не было ширококолейных железных дорог, поэтому вырабатывавшиеся на разных заводах детали паровозов и вагонов переправлялись по р. Болве, а позднее и по узкоколейной дороге для сборки в Брянск на Радицкий завод, который стал как бы сборочным цехом Мальцевских заводов. С 1870 года по 1881 год на Мальцевских заводах было изготовлено, и на Радицком заводе собрано 373 паровоза и 11 тысяч вагонов.

Таким образом, уже в семидесятых годах прошлого века в Брянске были заложены основы транспортного машиностроения.

Большие изменения в экономику Брянского края внесла постройка в 1873 году Брянского рельсопрокатного завода, сразу же занявшего в русской промышленности видное место. В восьмидесятых годах прошлого века по производству стали Брянский завод занимал второе место в России (после Путиловского завода в Петербурге), а по производству стальных рельс, не знал себе соперников.

Брянский завод первым в России начал вырабатывать стальные рельсы. В 1883 году он освоил производство вагонов, а через 9 лет — производство паровозов. С момента начала производства и до 1911 года завод выпустил 2400 паровозов и 36000 вагонов.

Около нового завода возник крупный рабочий поселок Бежица, который потом, при Советской власти, вырос в большой благоустроенный город, объединенный в 1956 году с городом Брянском.

Открытие на юге России высококачественных железных руд и промышленное освоение топливных богатств Донбасса переместили к югу центры металлургической промышленности. Доменные печи в Брянском крае стали постепенно закрываться, заводы стали переходить на переработку привозного металла. Многие из Мальцевеких заводов еще в XIX веке, прекратили свою работу. В пределах Брянской области были закрыты Радицкий и Петровский чугунолитейные заводы.

Второй старейшей отраслью промышленности Брянской области является стекольная. Производство стекла в XVII и XVIII веках получило здесь необычайно широкое распространение. Этому способствовало наличие в области кварцевых песков и огромных лесных массивов, дававших для стекольных предприятий, или гут, как называли их в старину, дешевое топливо и древесную золу, на которой варилось стекло.

Так же, как и о давно исчезнувших руднях, о старых гутах напоминают дошедшие до нас названия населенных пунктов. Моховая Гута в Дятьковеком районе, Гута-Журавка, Гута-Муравинская, Воронова Гута в Злынковском районе, Корецкая Гута в Клинцовском районе, Гаврилова Гута в Суземском районе — все эти названия пе-

реносят нас в далекое прошлое, когда здесь, на месте этих деревень, варили стекло.

Гуты были рассеяны почти но всей области. Материалы Черниговского областного архива отмечают существование в XVIIIXIX веках в бывших Новозыбковском, Суражском и Мглянском уездах 20 гут. Только в пределах теперешнего Злынковского района было 9 гут и т. д.

В Суземском, Брасовском, Клетнянском, Унечском районах также сохранились следы стекольного производства. Ни одного стекольного завода, из существовавших в прошлом на западе и юге Брянской области, не сохранилось. Более устойчивыми оказались стекольные производства, возникшие в северо-восточной части области. На базе залежей местных стекольных песков и наличия древесного топлива во второй половине XVIII века здесь были построены стекольные заводы: Радицкий (в 1765 году), Ивотской, Бытошский и Чернятинский (в 1785 году), Знеберский (в 1799 году), Дятьковский хрустальный (в 1780 году), прославившийся на весь мир своими художественными изделиями. В XIX веке дятьковскими хрустальными изделиями снабжались все районы России, а также Болгария, Румыния, Турция и другие зарубежные страны мира. Радицкий и Знеберский заводы до нашего времени не сохранились, остальные заводы работают и в настоящее время.

Брянская область — район развитого коноплеводства. На этой сырьевой базе в XVIII веке  стали возникать пенькообрабатывающие и маслобойные предприятия.  В Почепе в 1830 году Гузиковым было открыто крупное по тому времени производство по переработке пеньки и выделке парусного полотна.

Во второй половине прошлого века пенькоткацкие предприятия работали в Клвнцах, Новозыбкове, Климове. Все они вырабатывали парусину. В Алтухово (Навлинский район), Карачеве, Трубчевске, Клинцах имелись мелкие пенькопрядильные предприятия, в Брянске, Клинцах, Климове, Мглине — канатные фабрики. Широко распространены были пенькотрепальные и маслобойные предприятия. Только в Карачеве в 1890 году было 35 маленьких пенькотрепальных и 43 маслобойных предприятия.

Брянская область — родина русской свеклосахарной промышленности. Первый свеклосахарный завод в России

был построен в начале XIX века Иваном Мальцевым в Верхах, а затем в Любохне Дятьковского района нашей области. До этого времени в России было несколько сахарных заводов, которые работали па привозном сахарном тростнике. Нужно отметить, что строительство Верховского и Любохонского свеклосахарных заводов в нашем крае проводилось одновременно с постройкой Наполеоном первых свеклосахарных заводов во Франции. В дальнейшем в нашем крае стали возникать и другие свеклосахарные предприятия. Наиболее крупными из них были Луганский и Лопандинский заводы в Комаричском районе, построенные в 1840 году. В конце XIX века Луганский завод вырабатывал в год до 134 тысяч пудов сахарного песка.

В начале XIX века на западе Брянского края возникает второй крупный промышленный район. В 1812 — 1814 годах Василий Лихоманов построил первую шерстяную фабрику в Клинцах. В 1816 году полковник Михаил Миклашевский (ученик и соратник А.В. Суворова) воздвигает фабрику тонких сукон в селе Понуровка, ныне Стародубского района. К 1860 году в Клинцах уже насчитывалось 14 небольших суконных и чулочных фабрик, с общим количеством рабочих - 3583 человека. В семидесятых годах Стодольская фабрика пользовалась широкой славой и на Парижской выставке получила серебряную медаль.

В шестидесятых и семидесятых годах прошлого века на западе нашего края получила широкое развитие спичечная промышленность. В 1863 году была построена первая спичечная фабрика недалеко от гор. Злынки. В 1890 году в Злынковском, Иовозыбковеком и некоторых других районах уже работало несколько спичечных фабрик. Спичечные фабрики имелись в Новозыбкове, Понуровке и в Елионке.

В 1894 году была построена Суражская картонная фабрика.

В 1899 году в южной части Дятьковского района у д. Боровка был построен цементный завод, который сразу занял важное место в цементной промышленности страны. В первом десятилетии текущего века Брянский цементный завод давал свыше 10 процентов всей выработки цементной промышленности России. Этот Брянский це

ментный завод сейчас является крупнейшим в нашей стране.

Из прочих промышленных предприятий, возникших в дореволюционное время, можно отметить Сещенский фосфоритный завод — один из старейших русских фосфоритных заводов, бумажные фабрики в Почепе, в Навлинском и Дятьковском районах, многочисленные лесопильные и кирпичные заводы.~

В 1905—1907 годах капиталистом Шипфером в Почепе была построена сигарная фабрика, а в 1909 — 1910 годах она была перенесена п Погар.

В начале этого века в Бежице был построен завод силикатного кирпича — одни из первых заводов этого рода в России.

Было выстроено также несколько небольших заводов по производству кафеля (в Брянске, Бежице, в с.Ущерпье Клинцовского района), кожевенных, щетинных, винокуренных, мукомольных и крупяных заводов, Стародубский и Карачевский пивоваренные заводы.

Одновременно следует отметить, что почти все промышленные предприятия, размещенные до Великой Октябрьской социалистической революции на территории Брянского края, были мелкими, по современным масштабам совершенно незначительными и плохо механизированными. Многие промышленные предприятия велись кустарным и полукустарным способом и работали на привозном сырье. Так, например, в 1904 году на Клинцовские фабрики привозилось из-за границы более 30 процентов шерсти. Даже кварцевый песок для производства хрусталя поставлялся в Дятьково из Германии (Саксонии).

Труд рабочих на предприятиях был невыносимо тяжелым, они варварски эксплуатировались капиталистами. Продолжительность рабочего дня составляла 12 — 16 часов.

За каторжный труд рабочие получали гроши, при этом разработанная хозяевами и одобренная правительством система штрафов давала возможность предпринимателям отнимать у рабочих почти половину заработка. Рабочим часто не платили деньгами, а выдавали квитанции, по которым они вынуждены были покупать в фабричных лавках продукты низкого качества. На фабриках и заводах широко применялся крайне низкооплачиваемый женский и детский труд. В Брянске, Бежице, Клинцах, Новозыбкове, Дятькове

и других городах существовала постоянная армия безработных, которая непрерывно пополнялась за счет разорившихся ремесленников и гонимых из деревни голодом и нищетой крестьян.

Безработица, низкая заработная ллата, непомерно большой рабочий день, тяжелые жилищные условия, полное отсутствие охраны труда, необеспеченная старость —  все это тяжелым бременем ложилось на плечи рабочих.

Фабриканты и заводчики увольняли с предприятий неугодных им рабочих, обрекая их семьи на голодное существование.

Невыносимо тяжелой была жизнь крестьян в царской России. На землях Брянского края было большое количество крупных и мелких помещиков, которые угнетали и нещадно эксплуатировали крестьян.

Земли у крестьян не хватало, а отведенная им земля была самой плохой, давала очень низкий урожай.

Тaк, например, в Брянском уезде помещикам принадлежало 304 тысячи десятин земли, а у крестьян было всего лишь 173 тыс. десятин; лугов помещики имели 23 тыс. десятин, выгонов и пастбищ 6 тыс. десятин, а крестьянам принадлежало значительно меньше. Характерно, что среди земельных угодий у крестьян было неудобной земли 8700 десятин. К тому же следует не забывать, что система крестьянского землепользования была отсталой, преобладало трехполье. Соха и деревянная борона были основными орудиями труда. У большинства крестьян не хватало хлеба на пропитание, они жили впроголодь.

Из-за безземелья и чересполосицы, из-за недостатка или полного отсутствия выгонов, пастбищ, леса крестьяне шли в кабалу к помещику, нанимались в батраки к кулакам или уходили на отхожие промыслы в города и на железнодорожный транспорт, увеличивали тем самым  армию безработных.

и других городах существовала постоянная армия безработных, которая непрерывно пополнялась за счет разорившихся ремесленников и гонимых из деревни голодом и нищетой крестьян.

Безработица, низкая заработная плата, непомерно большой рабочий день, тяжелые жилищные условия, полное отсутствие охраны труда, необеспеченная старость —  все это тяжелым бременем ложилось на плечи рабочих.

Фабриканты и заводчики увольняли с предприятий неугодных им рабочих, обрекая их семьи на голодное существование.

Невыносимо тяжелой была жизнь крестьян в царской России. На землях Брянского края было большое количество крупных и мелких помещиков, которые угнетали и нещадно эксплуатировали крестьян.

Земли у крестьян не хватало, а отведенная им земля была самой плохой, давала очень низкий урожай.

Тaк, например, в Брянском уезде помещикам принадлежало 304 тысячи десятин земли, а у крестьян было всего лишь 173 тыс. десятин; лугов помещики имели 23 тыс. десятин, выгонов и пастбищ 6 тыс. десятин, а крестьянам принадлежало значительно меньше. Характерно, что среди земельных угодий у крестьян было неудобной земли 8700 десятин. К тому же следует не забывать, что система крестьянского землепользования была отсталой, преобладало трехполье. Соха и деревянная борона были основными орудиями труда. У большинства крестьян не хватало хлеба на пропитание, они жили впроголодь.

Из-за безземелья и чересполосицы, из-за недостатка или полного отсутствия выгонов, пастбищ, леса крестьяне шли в кабалу к помещику, нанимались в батраки к кулакам или уходили на отхожие промыслы в города и на железнодорожный транспорт, увеличивали тем самым  армию безработных.

А.Н. Бабушкин