Страницанэп

  ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В БРЯНСКОЙ ДЕРЕВНЕ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ НЭПА.

Основная цель статьи проанализировать эволюцию системы регулирования земельных отношений Брянской де-ревни в первые годы новой экономической политики. Методологической основой являются важнейшие принципы исторической науки: социальный и системный подходы, объективность в изложении фактического материала. Для достижения цели использовались как общенаучные (анализ, синтез), так и специальные исторические (хро-нологический, типологический) методы. Автор обращает внимание на роль землеустроительной политики совет-ского государства как важного инструмента государственного регулирования и рассматривает трансформацию системы земельных отношений в Брянской деревне в 1921-1925 гг. Политика земельных отношений советского государства как один из рычагов экономического регулирования сельскохозяйственного производства в первые годы нэпа в соотношении с другими инструментами оказала большое воздействие на восстановление деревни.

DOI: 10.22281/2413-9912-2019-03-01-86-93

 После Октябрьской революции 1917 г. произошла национализация земли. Основ-ные принципы регулирующего влияния госу-дарства были закреплены в «Декрете о земле», «Положении о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социа-листическому земледелию». В данных нор-мативно-правовых актах под землеустрои-тельными работами понималась «вся сово-купность мероприятий технического харак-тера, направленных к постепенному обоб-ществлению землепользований» [25].

В качестве основного приоритета регу-лирования земельных отношений в Совет-ской России было выделено производство группового землеустройства: отграничение земли коммунам, артелям.

Преобладающей формой землепользо-вания к началу восстановительного периода в Брянской губернии оставалась общинная, которая порождала множество нерешенных проблем: отсутствие четкой границы между землями раздельного и совместного пользо-вания, частые переделы земли, чересполо-сица и дальнополье и т.д., что снижало сти-мул к вложению средств на улучшение почв (внесение удобрений, мелиорация), к внедре-нию многолетних культур. Агроном Бежиц-кого уезда Н. Дорофеев отмечал: «В уезде процент числа обращений по поводу внутри-селенной чересполосицы составлял от 1 до 3 полос на двор – 49%; 10-18 – 37%; 19-24 – 10%; более 50 – 8%»

Закон «О трудовом землепользовании» коренным образом изменил деятельность зе-мельных органов по проведению землеустро-ительных работ. Основные задачи Губерн-ского земельного управления в 1922/23 г. сво-дились «к учету земель; установлению во-лостных границ; внутриволостному развер-станию с ограничением земель лесного фонда и государственных хозяйств с установ-лением границ для каждого селения и внут-ринадельному разверстанию» [1, С.67]. Со стороны местного населения увеличилось количество желающих провести раздел круп-ных селений, образовать посёлок, выде-литься на хутор или отруб. В отчёте Почеп-ского уездного земельного отдела сообща-лось, что «за 1922 г. поступило 192 заявки на землеустройство 129.070 дес., что составило 72% от площади всех угодий» [3, Л.12]. В конце мая 1922 г. закончилась подготовка курсантов на специальных землемерных кур-сах в Брянске, Хотылевском совхозе, Жиздре, Севске.

В 1923 г. работа губернского отдела зем-леустройства была выстроена на принципах предоставления различным группам населе-ния свободы выбора форм земельного и хозяй-ственного устроения. Были составлены планы работ в соответствии с заявками, заранее наме-чались районы и формы землепользования.

В мае 1924 г. состоялся первый губерн-ский съезд землемеров, на котором была при-нята следующая резолюция: «1) начать созда-ние участково-землеустроительной сети. 2) ходатайствовать перед Губисполкомом о предоставлении льгот и ссуд на землеустрои-тельные работы (поступил отказ). 3) выявить рентабельность различных форм землеполь-зования» [5, Л. 371].

22 апреля 1924 г. заведующий отделом землеустройства ГЗУ Розенберг в докладной записке заведующему Бобкову сообщал: «По моему мнению, основанием для составления плана землеустроительных работ должны служить изученные формы землепользования, и историческое развитие и хозяйственная це-лесообразность. В основу изучения следует положить плановый и активный дореволюци-онный материал, материал послереволюцион-ных межеваний, статистические сведения, аг-рономические исследования, знания совре-менных землеустроителей. Брянская губерния – губерния новая и имеет менее всего данных для того, чтобы сейчас же установить по уез-дам желательные формы землепользования»

Успехи 1925 г. землеустройства Брян-ской губернии были скромнее, и план работ был выполнен всего на 59,74%. В 1925 г. была создана участково-землеустроительная служба из 11 земельных участков. Особую роль сыграл и ссудный кредит населению, был упрощен порядок выдачи ссуд. Всего за 1925/26 г. на землеустройство выдано кре-дита в сумме 13 тыс. руб.: вновь образован-ные поселки – 12.691 руб., сельскохозяй-ственным артелям – 142 руб. и товарище-ствам – 150 руб. Коммунам, единоличным землепользователям – хуторянам и отрубни-кам кредит не выдавался. Бедняцкое населе-ние землеустраивалось за счет госбюджета (в 1925г. за 33 тыс. руб. землеустроено 4499 бес-посевных хозяйств) [20, С. 26].От зажиточ-ных хозяйств ходатайств практически не было. Таким образом, в оплате землеустрои-тельных работ за счет кредита принимала участие только середняцкая часть деревни с весьма небольшим (около 10%) количеством бедняцких и зажиточных хозяйств.

В губернии стремление крестьян к раз-дроблению крупных общин на более мелкие в 1922-25 гг. путем разделения селений на ча-сти и выделов поселков составило соответ-ственно 58 и 35% всей землеустроенной пло-щади [12, Л.2]. Раздел земельного надела крупной общины сокращал число полос и уменьшал расстояние до полей, удешевлял производство, способствовал расширению посевных площадей за счет залежей. В от-дельных частях губернии Почепской, Балык-ской, Шумаровской и Старосельской воло-стях Почепского уезда преобладала под-ворно-чересполосная форма землепользова-ния. В этих районах располагались самые плодородные почвы, поэтому население стремилось к активному выходу из общины.

В первые годы новой экономической политики земельная реформа была направ-лена в государственное русло, и это прино-сило определенные результаты: произошло упорядочивание земли, нормализация земле-пользования, созданы условия для индивиду-ального хозяйствования и усовершенствова-ния землеустройства общины. Все меропри-ятия советского правительства, несмотря на недостатки, способствовали восстановлению сельского хозяйства, повышению урожайно-сти и доходности деревни, в том числе и в Брянской губернии.