Страницамерин

МЕРИН ДЛЯ ЗОЛОТЫХ ДЕТОК СТАРОГО БРЯНСКА

В 1998 году очень популярный по тем временам еженедельник «Брянская газета» опубликовал небольшую статью студента Брянского госпедуниверситета А. Сивакова под названием "Ещё в начале века ударяли автопробегом по бездорожью".
Документы брянского облгосархива рассказывают о первых брянских владельцах автомобилей. Как и следовало ожидать, заметную роль в моторизации Брянского уезда сыграла Бежица с раскинувшимся на её территории одним из крупнейших в России Брянским рельсопрокатным и железоделательным заводом (ныне ОАО «БМЗ»),
Сам завод не производил тогдашние диковинки под названием «мотоцикл» или «автомобиль». Но к началу Первой мировой войны новинки зарубежного автомобилестроения стали проникать в провинциальный Брянский уезд. Правда, владельцев подобных машин из двадцатитысячного числа работников Брянского завода было не так уж много — всего семеро: три инженера, двое выходцев из мещан и двое  крестьян. Причём рабочий Кучеров, крестьянского происхождения, имел, как и инженер-иностранец Ларенсон, сразу два мотоцикла. Причём иностранных марок «Дукс» и «Пежо». Одна «железная лошадка» была изготовлена в 1910 году, другая ещё новее — выпуска 1913-1914 годов. Всего же на весь 150-тысячный Брянский уезд в это время имелось 12 владельцев мотоциклов
Автомобилями владели пять человек. Так, земский начальник одного из участков уезда А. Н. Азаров-Храпов имел 22-сильный «форд» 1912 года выпуска. Потомственный почётный гражданин Брянска И. А. Меньшиков приобрёл 18-сильное автокомпании «Бенц». У представителя тогдашней «золотой молодёжи» — сына одного из основателей завода С. С. Губонина было аж два автомобиля! И каких! Это шестиместный 45-сильный «лимузин» и мечта любого состоятельного человека — «мерседес».
Весьма любопытное самодвижущее средство имел купеческий сын С. А. Фёдоров. Его безмарочный автомобиль был собран из запасных частей. Этакий аналог «антилопы-гну» Адама Козлевича. Чем на самом деле был аппарат за 190 рублей, узнать не удастся ни-когда. Сам Адам Казимирович предпочёл сделать его «лорен-дитрихом», прикрепив на радиаторе именно эту эмблему.
Впрочем довольствоваться чудесами заграничной автотехники их владельцам пришлось недолго. Летом 1914 года, когда начало войны стало делом времени, все автомобили и мотоциклы по распоряжению губернатора приказывалось доставить в губернский город Орёл «для отбывания военно-автомобильной повинности».