Страницалитовскго

Брянщина. Великое княжество Литовское и Русское. Общая характеристика.

По мнению ряда современных ученых, оно являлось своеобраз­ным продолжением Киевской Руси, то есть это была такая форма поли­тической власти, которая осуществлялась с помощью сохранения нацио­нальных традиций, но при вмешательстве внешней силы, которая брала на себя верховенство законодательное, военное и политическое. Такая власть допускала определенную меру автономности, которая осущест­влялась в режиме самоуправления, но постоянно контролировала вну­треннюю ситуацию.

Ее основой была дружина, в состав которой входили княжеские бо­яре, не имевшие земельных владений. Их благосостояние зависело от во­енных способностей князя, гарантировавшего им трофеи или доходы от эксплуатации быстро увеличивавшихся завоеванных земель. В составе дружин оказались воины, которые жили на завоеванных землях, что влек­ло за собой увеличение средств на их содержание и порождало механизм беспрерывных завоеваний. Новыми землями управляли члены династии Гедиминовичей вместе со своей дружиной, держа их, таким образом, в повиновении великому князю.

Литву еще потому часто именуют «Литовско-Русским государ­ством», что большинство населения ее составляли не литовцы, а русские. Делопроизводство велось на русском языке, а литовские князья приобщи­лись к православию. Словом, власть Литвы была для русских более пред­почтительна, чем власть татар, поскольку отношения в ней были почти демократическими.

Определенная идеализация Литовского государства происходит по контрасту с Речью Посполитой, т. е. Польско-Литовской державой, где политические преимущества отдавались католикам и проводилось навя­зывание этой веры православному населению. Однако на самом деле Лит­ва с самого начала вела себя по отношению к русскому населению при­мерно так же, как и Орда: завоеванные земли никогда не приравнивались к коренной литовской территории - Жемаитии и Аукштайтии; они всегда были для них второго сорта.

Само присоединение русских земель к Литве происходило в два этапа: сначала в XIII веке были присоединены Полоцкая земля и Черная Русь (современная Беларусь) - Новогрудок, Гродно, Сураж, Волковыйск, Дорогичин и другие, а затем в течение XIV века в состав Литвы были включены земли, ныне большей частью входящие в состав Украины - Во­лынь, Киевская, Черниговская и Северская земли, и, наконец, началось продвижение на восток: в состав Литвы вошли Брянск, Мценск, Калуга - территории до границы с Рязанской землей.

Ядвига и Ягайло. Литовско-польская уния.

Если на первом этапе имели место случаи добровольного присоеди­нения к Литовскому государству отдельных русских удельных княжеств, то на втором этапе южнорусские земли упорно сопротивлялись литовско­му завоеванию. И, конечно же, для них поражение в войне, как бы это ни называли некоторые историки, повлекло за собой, хоть и в мягкой фор­ме, но настоящую оккупацию. Поэтому в XV веке статус русских земель стал не одинаковым: старые русские владения Литвы стали признаваться «внутренними», а прочие - «внешними», «аннексами». Но это не улуч­шило положение и «внутренней» Руси: в это время Литва сделала свой выбор, и политическую перспективу имели только католики. Что же ка­сается Руси «внешней», то именно по отношению к ней великие князья литовские вели себя как «господари», т. е. ничем не лучше, чем ордынцы.

Те и другие долгое время оставались язычниками и терпимо относи­лись к православной вере, что опять-таки не дает оснований видеть при­чину для большего сближения литовцев и русских. Более существенным фактором была скорее этнокультурная близость этих народов: русская культура оказывала какое-то влияние на культуру литовскую и ранее, это влияние только возросло после присоединения русских земель к Литве.

Литовские князья садились на княжение в русских городах, и языком повседневного обще­ния был для них русский. В XIV веке литовские Гедиминовичи стали активно родниться с Рю­риковичами, из чисто практи­ческих соображений принимать крещение, крестить своих сыно­вей. Но этот процесс длился не очень долго и сменился католи-зацией и полонизацией литов­ских князей и знати.

После брака Ягайло с польской королевой Ядвигой и Кревской унии Польши и Литвы в 1385 году, когда государствен­ной   религией   объединенного государства    стало    католичество, смерти Дмитрия Донского и неудачного восстания Андрея Полоцкого в 1386-1387 годах, князь Дмитрий Ольгердович был вынужден вернуться на службу к Ягайло в середине 90-х годов XIV века, и вновь занял Брянский престол.

Однако уния очень плохо воспринималась не только огромным большинством православного русского населения, но и представителями языческой литовской знати, желавшей сохранить свою независимость от поляков. Удельные литовские князья боролись с политикой Ягайлы, и его двоюродный брат Витовт, сын Кейстута, возглавил эту борьбу ив 1392 году стал Великим князем Великого княжества Литовского и Русского, продолжив наступление на восток.

В это время хан Золотой Орды Тохтамыш потерпел поражение в битве с войсками выдающегося полководца Средневековья Тимура при Тереке и бежал в Киев к Витовту. Они заключили союз и, собрав огром­ное войско, усиленное польской шляхтой и отрядом немецких рыцарей из Пруссии, двинули его в Подолию. Перед этим Витовт объявил себя королем Литвы и Руси. Завладевший Золотой Ордой ставленник Тимура хан Темир-Кутулуй и его сподвижник мурза Едигей применили тимуров­скую стратегию, условившись о встрече непосредственно перед решаю­щей битвой. Небольшой отряд Темир-Кутулуя встретился со стотысячной армией Витовта у реки Ворсклы. Темир-Кутулуй вступил в переговоры с Витовтом, протянул время и дождался войск Едигея.