Брянщина. Великое княжество Литовское и Русское. Общая характеристика.
По мнению ряда современных ученых, оно являлось своеобразным продолжением Киевской Руси, то есть это была такая форма политической власти, которая осуществлялась с помощью сохранения национальных традиций, но при вмешательстве внешней силы, которая брала на себя верховенство законодательное, военное и политическое. Такая власть допускала определенную меру автономности, которая осуществлялась в режиме самоуправления, но постоянно контролировала внутреннюю ситуацию.
Ее основой была дружина, в состав которой входили княжеские бояре, не имевшие земельных владений. Их благосостояние зависело от военных способностей князя, гарантировавшего им трофеи или доходы от эксплуатации быстро увеличивавшихся завоеванных земель. В составе дружин оказались воины, которые жили на завоеванных землях, что влекло за собой увеличение средств на их содержание и порождало механизм беспрерывных завоеваний. Новыми землями управляли члены династии Гедиминовичей вместе со своей дружиной, держа их, таким образом, в повиновении великому князю.
Литву еще потому часто именуют «Литовско-Русским государством», что большинство населения ее составляли не литовцы, а русские. Делопроизводство велось на русском языке, а литовские князья приобщились к православию. Словом, власть Литвы была для русских более предпочтительна, чем власть татар, поскольку отношения в ней были почти демократическими.
Определенная идеализация Литовского государства происходит по контрасту с Речью Посполитой, т. е. Польско-Литовской державой, где политические преимущества отдавались католикам и проводилось навязывание этой веры православному населению. Однако на самом деле Литва с самого начала вела себя по отношению к русскому населению примерно так же, как и Орда: завоеванные земли никогда не приравнивались к коренной литовской территории - Жемаитии и Аукштайтии; они всегда были для них второго сорта.
Само присоединение русских земель к Литве происходило в два этапа: сначала в XIII веке были присоединены Полоцкая земля и Черная Русь (современная Беларусь) - Новогрудок, Гродно, Сураж, Волковыйск, Дорогичин и другие, а затем в течение XIV века в состав Литвы были включены земли, ныне большей частью входящие в состав Украины - Волынь, Киевская, Черниговская и Северская земли, и, наконец, началось продвижение на восток: в состав Литвы вошли Брянск, Мценск, Калуга - территории до границы с Рязанской землей.
Ядвига и Ягайло. Литовско-польская уния.
Если на первом этапе имели место случаи добровольного присоединения к Литовскому государству отдельных русских удельных княжеств, то на втором этапе южнорусские земли упорно сопротивлялись литовскому завоеванию. И, конечно же, для них поражение в войне, как бы это ни называли некоторые историки, повлекло за собой, хоть и в мягкой форме, но настоящую оккупацию. Поэтому в XV веке статус русских земель стал не одинаковым: старые русские владения Литвы стали признаваться «внутренними», а прочие - «внешними», «аннексами». Но это не улучшило положение и «внутренней» Руси: в это время Литва сделала свой выбор, и политическую перспективу имели только католики. Что же касается Руси «внешней», то именно по отношению к ней великие князья литовские вели себя как «господари», т. е. ничем не лучше, чем ордынцы.
Те и другие долгое время оставались язычниками и терпимо относились к православной вере, что опять-таки не дает оснований видеть причину для большего сближения литовцев и русских. Более существенным фактором была скорее этнокультурная близость этих народов: русская культура оказывала какое-то влияние на культуру литовскую и ранее, это влияние только возросло после присоединения русских земель к Литве.
Литовские князья садились на княжение в русских городах, и языком повседневного общения был для них русский. В XIV веке литовские Гедиминовичи стали активно родниться с Рюриковичами, из чисто практических соображений принимать крещение, крестить своих сыновей. Но этот процесс длился не очень долго и сменился католи-зацией и полонизацией литовских князей и знати.
После брака Ягайло с польской королевой Ядвигой и Кревской унии Польши и Литвы в 1385 году, когда государственной религией объединенного государства стало католичество, смерти Дмитрия Донского и неудачного восстания Андрея Полоцкого в 1386-1387 годах, князь Дмитрий Ольгердович был вынужден вернуться на службу к Ягайло в середине 90-х годов XIV века, и вновь занял Брянский престол.
Однако уния очень плохо воспринималась не только огромным большинством православного русского населения, но и представителями языческой литовской знати, желавшей сохранить свою независимость от поляков. Удельные литовские князья боролись с политикой Ягайлы, и его двоюродный брат Витовт, сын Кейстута, возглавил эту борьбу ив 1392 году стал Великим князем Великого княжества Литовского и Русского, продолжив наступление на восток.
В это время хан Золотой Орды Тохтамыш потерпел поражение в битве с войсками выдающегося полководца Средневековья Тимура при Тереке и бежал в Киев к Витовту. Они заключили союз и, собрав огромное войско, усиленное польской шляхтой и отрядом немецких рыцарей из Пруссии, двинули его в Подолию. Перед этим Витовт объявил себя королем Литвы и Руси. Завладевший Золотой Ордой ставленник Тимура хан Темир-Кутулуй и его сподвижник мурза Едигей применили тимуровскую стратегию, условившись о встрече непосредственно перед решающей битвой. Небольшой отряд Темир-Кутулуя встретился со стотысячной армией Витовта у реки Ворсклы. Темир-Кутулуй вступил в переговоры с Витовтом, протянул время и дождался войск Едигея.