СтраницаКрахт

Крахт Владимир Фёдорович - предприниматель

В 1873 году он стал первым директором рельсопрокатного, железоделательного и механического завода Бежицы. Крахт – выходец из немецких купцов, родился в Москве. До этого назначения он уже создал химический завод по производству смолы, ультрамарина и дёгтя. Кроме того построил домны и стал выплавлять чугун. Вокруг своих заводов построил бараки для рабочих и свой дом. Этими постройками возле станции Бежицкой было положено начало посёлку Бежица. Любопытно, что первый хлебозавод в Бежице появился в 1875 году, а начинался он с пекарни, которую выстроил Крахт.
Так Крахт стал третьим акционером общества.
 

Многие преуспели на этом тернистом пути, требовавшем самоотдачи, прозорливости, трезвого расчета, риска. Но река жизни уносила и подвиж­ников, и их имена. Повез­ло гигантам, попавшим по разным причинам в ан­налы истории. А серед­нячков, трудившихся не меньше, чем вдохновите­ли и организаторы слав­ных дел, позабыли.

Может, потому, что ре­волюция вознесла к вер­шинам иных героев. Или сказались обстоятельства: отсутствие наследников, невозможность удержать в руках все нити управ­ления и, как следствие, утрата влияния, а значит, и права остаться в памя­ти потомков. Но нет-нет да и прорывается из глубин минувшего забытое имя, замысловатая судьба...

Бежичане, даже не вникающие глубоко в историю, знают, что с Брянским машиностро­ительным заводом связан Владимир Крахт — фигура, оставшаяся в тени. Хотя в свое время крахтовская сторона, например, была точным обозначени­ем места жительства.

В 1873 году выходец из семьи немецкого куп­ца Владимир Федоро­вич Крахт стал первым директором Брянского рельсопрокатного, желе­зоделательного и механи­ческого завода. До этого назначения он, начав са­мостоятельное дело, взял в аренду несколько де­сятин земли, на которой П. Губонин вырубил лес для строительства желез­ной дороги. Естественно, остались пни, сучья, ва­лежник, и В. Крахт взял­ся за очистку. Он постро­ил химический завод по производству смолы, уль­трамарина и дегтя, а кро­ме того, домны и стал вы­плавлять чугун. Вокруг своих заводиков разме­стил бараки для рабочих и свой дом, который по­том превратил в доброт­ный особняк.

Этими постройками возле станции Болва было положено начало посел­ку Бежица. Скорее все­го, оценив практическую жилку нового капитали­ста, основатели акцио­нерного общества Петр Губонин, князь Вячеслав Тенишев и коллежский асессор Виктор Голубев, знавший, что В. Крахт знаком с литейным делом и производством рельсов, предложили ему возгла­вить завод.

20 лет руководил рабо­той предприятия Влади­мир Крахт. За эти годы завод занял в экономике России ведущие позиции. Строились цеха, в том числе сталелитейный, бессемеровский, кузница, механическая, бандажно-прокатная мастерские. Появилась первая в Бежице электростанция, ко­торая сначала освещала лишь два цеха. Заложи­ли церковь Преображе­ния Господня. Открыли столовую, больницу, про­довольственный магазин. Организовали подсобное сельское хозяйство на зем­лях завода.

А сколько видов про­дукции освоили! Рельсы, железные мосты, понто­ны, сталь, огнеупорный кирпич, баржи, пароходы, вагоны, платформы, про­волока, цистерны, броне­вые листы для кораблей, шаланды, землечерпалки, элеваторы, паровозы... Не­дюжинный талант управ­ленца надо было иметь, чтобы организовать мало- обученных бывших кре­стьян, заронить и них пролетарский дух и вместе с ними осваивать производство промышленной продукции.

Родившийся в 1840 году, В. Крахт в довольно зре­лом возрасте (в 41 год!) получил диплом инжене­ра-путейца. К тому време­ни он уже восемь лет ди­ректорствовал, а значит, подкрепил основательной теорией солидный практический опыт. Ска­зывалась на результатах труда директора, видимо, и врожденная немецкая педантичность, и семей­ная нацеленность на успех.

По воспоминаниям профессора Владими­ра Матова, внука Влади­мира Федоровича Крахта, все дети основателя рода Фридриха Готлиба Крахта и его жены Ма­рии Лидке, приехавших в Россию в 1830-х годах, сделали карьеру. Федор Федорович стал проку­рором, членом Москов­ской судебной палаты, Александр — московским купцом 2-й гильдии, Ни­колай — купцом 1-й гиль­дии, банкиром. Владимир Федорович предпочел про­винцию и производство. Однако с родственника­ми не просто поддерживал теплые отношения. По­стоянно в доме В. Крах­та и его жены жил кто- либо из близких людей. Сохранилось и передано в музей БМЗ метрическое свидетельство о рождении и крещении в 1888 году его внучатой племянни­цы Наталии Герасимовой. В свидетельстве указа­но, что она была крещена в Преображенской церкви, что при рельсопрокатном заводе, а восприемниками были землевладелец, дво­рянин В.Ф. Крахт и жена его родного брага действи­тельного статского совет­ника Федора Федоровича Крахта Надежда Ильи нична.

Собственных детей Владимир Федорович не имел. Наследство остав­лять было некому, а поз­же оказалось, что и нече­го. В 1892 году директор В. Крахт признал себя должником акционерного общества. Сумма долга со­ставила 90000 рублей. Дво­рянин Владимир Крахт оставил производство и отправился в деревню, в свое имение в Смолен­ской губернии. Скончался в 1902 году.

По словам В. Мато­ва, на немецком кладби­ще в Москве есть плита с надписью «В. Ф. Крахт». Это перезахоронение. Сначала первый дирек­тор Брянского рельсопро­катного был похоронен в своем имении в деревне Токарево. А вот жена его, скончавшаяся в 1889 году, упокоилась на городском кладбище. Нынче могила исчезла с лица земли...