Страницаистории

БРЯНСКАЯ ИСТОРИЯ

Брянское общество отдыхает и развлекается, 1886 год.

С год тому назад в случайной компании один 70-летний дядька Василий Семенович рассказал мне такую историю. Будто в Бежице в конце 50-х годов все еще была жива старинная молодеческая забава — кулачные бои стенка на стенку, в которых он и сам участвовал. И все было по правилам. Лежачих не били. Взрослые детвору не топтали. При обильной крови бойца с поля битвы уводили. В частности, так бились ребята улиц за железной дорогой с местным ремесленным училищем, и будто бы победы всегда были за местными.
У этого Василия Семеновича я и телефончик взял, чтобы расспросить попозже поподробнее. Но тот в итоге от уточняющей беседы уклонился, и были ли таковые бои в действительности в середине прошлого века в Брянске, так и осталось не вполне прояснено.
Надо понимать, что читатели все же ощущают разницу между кулачной забавой по правилам и стычками уличной шпаны из разных районов. Последних во все времена бывало немало, но это ж обычная хулиганка, а не старинная традиция. Как говорится, две большие разницы. Я помню, как в 70-е годы прошлого века в Володарском районе отменяли вторую смену на обувной фабрике, потому что женщины опасались поздним вечером возвращаться домой во время битв «маяковцев» (название — по улице), «корчей» и мамоновцев. Но это уже были просто массовые драки улица на улицу без правил, и где былая былинность? Не было ее.
Поиск народной идентичности в публичном общении меня занимает давно. Да только никто ее всерьез не изучал и не изучает. Скорее, по фильмам мы знаем о прогулках под гар мошку, — это в первой части двадцатого века, да только как давно это было! Брянский старожил Наум Непомнящий мне рассказывал о знаменитой в конце 50-х годов брянской «стометровке» у Круглого сквера, где вечерами собиралась молодежь погулять и себя показать, — все брянские стиляги в первый раз явили миру свой буржуазный образ именно там, на уличной тусовке. На фоне современных брянских ночных клубов, где все общение — чтобы «башню побыстрее снесло», те развлечения выглядят милыми и наивными.
Ну, а сейчас вот решили собраться и отдохнуть. Что это значит? В первую очередь, крепко выпить, чтоб оглушило, ну и поесть, если женщины захотят готовить. Вот и песни-то в большинстве, кроме как про Чебурашку, все позабыли. Ну, а танцы упростились до нескольких секс позиций. Обидно, однако. Разучились отдыхать культурно.
125 лет тому назад замечательный писатель Василий Розанов — ему довелось пожить в нашем городе — в очерке «Богоспасаемый городок» писал: «Не поживши в нем... едва ли можно судить о том, что есть Россия... Город был ужасающе беден и столь же — ленив, город — старинный, один из древнейших в России, но в котором к данному моменту осталось почти одно мещанство, то есть домохозяева, приезжие, чиновники и разные дельцы, «колонисты», которые это мещанство лечили, учили, управляли им, покупали у них в лавочках провизию и табак и через все это рассеивали в его массе благодетельное жалованье.
...Жители играли в карты. Все играли — сильно, рискованно, играли и проигрывались и выигрывали... Женщины постоянно пили чай. Этот чай являлся в середине дня, утром, вечером и еще всякий раз, если кто-нибудь приходил в гости. А в гости они постоянно ходили друг к другу целыми семьями. С детьми, самыми малолетними». И в то же самое время — сужу по случайно сохранившейся брошюрке Брянского общественного собрания (120 членов) «Клубный год и о положении клуба вообще за 1886-1887 год» — были другие развлечения. Членский взнос — 10 рублей в год. А за это отдых в избранной компании в уютном доме, специально купленном для общества, с вышколенной прислугой, с буфетом, бильярдом, библиотекой и т.д. Здесь выступали приезжие театральные группы, устраивались за деньги семейные вечера, платным был и вход в клубный сад — 10 копеек за билет. Впрочем, основной доход приносила игра в карты, например, в новомодный безик, — которая сразу требовала четырех колод. И занятно все-таки, но среди расходов клуба был и такой, например: 25 мая 1887 года «уплочено разскащикам во время гуляний 21 рубль». Что за рассказчики? Что такое рассказывали — забылось по ис-течении времени.
Поучительный    источник знаний по части брянских развлечений — брянские газеты старого времени. Например, в 1894 году газета «Брянский вестник» меланхолично отмечала, что «совершенно прекратились в Брянске катанья новобрачных на лошадях преимущественно купеческие, с оркестром, музыкой по Московской улице (Прим.: ныне ул. Калинина), с бросанием конфект в публику. Похоже, причиной тому стало изменение взглядов обывателей на развлечения».
Зато брянские отдыхающие переместились в общественный Сад трезвости (там где ныне ресторан «Ройял»). Ох, уж эти сады и парки! Почему-то и власть и тогда, и позже, в советское время, предполагала, что надо только средств найти, парков наделать, скульптурой разных наставить, и народ подтянется и приподнимется в смысле культурки. Но не получалось. Чинно-благородно прогуливаться отдыхающим удавалось только в документальных фильмах, а в жизни все было сложнее. И вот уже брянская газета 1894 года отмечает: «В аллеях Общественного собрания местные саврасы (Прим.: так тогда именовали хулиганов) отпускают непристойные шуточки в адрес гуляющих девушек». В Радице-Самаре мастеровые произвели буйство и драку на улице. Мастеровой Прокопий Барцев, запалившись, выстрелил два раза в толпу из ружья и выбил дробью зуб товарищу. А прежде-то в этих местах из ружей в своих не постреливали. Зато «в Общественном собрании с неистовым криком принимали выступление «знаменитого во всей Европе гармониста Петра Невского», хотя все его «матани» и «барыни» есть низкий «репертуар фабричной сферы».
Вам это ничего не напоминает? Разве что фамилию поменять на какого-нибудь Стаса Михайлова.
В газете «Брянский листок» за 1910 год я нашел чудесное объявление: «Предлагаю обеды в интеллигентной семье. Спросить у редактора «Брянского листка», Авиловская улица, дом Левицкой». А я-то думал, где получить обед в интеллигентной семье? Так вот ведь было же, оказывается, было! В доме Левицкой!
Очень скоро все эти обеды закончились, как завершилось очень многое. Ибо в Брянске с началом революции 1917 года обрели силу новые традиции — например, коллективных демонстраций по самым разным поводам. В первое время это были, между прочим, совершенно добровольные мероприятия. Например, по фотографии похорон революционера Игната Фокина в Брянске в 1919 году можно говорить, что на митинг собрались тысячи горожан.
Этот энтузиазм опадет быстро, демонстрации, особенно по праздничным дням весной и осенью, на десятилетия станут занятием добровольно-принудительным. Впрочем, многие из участников тех демонстраций и сегодня грустят по ним — все-таки был неплохой повод собраться, вместе пройтиться, прокричать духоподъемное. И. где они ныне, замечают новейшие критики, те духоподъемные поводы для общественных собраний?
Мир, действительно, как-то раздробился и разделился. Кроме празднования 17 сентября, да Свенскои ярмарки (хотя какая это ярмарка?) ничего общественно брянского и не вспоминается. Сегодня брянские продвинутые пользователи Интернета посредством предварительного общения в Сети скорее сорганизуются для своих забав — но не драться с супротивниками с другого района, а побузить на каком-нибудь флешбэке недовольных автомобилистов, или на концерт рок-звезды сходить, или в футбол поиграть.
И новое время за это вряд ли стоит осуждать.
Юрий ФАЕВ