СтраницаГубонин Петр Ионович

Губонин Петр Ионович - предприниматель, Брянская земля.

Знаменитый российский строитель железных дорог, предприниматель и благотворитель Пётр Ионович Губонин прошёл необычный жизненный путь от крепостного до одного из самых успешных российских промышленников второй половины XIX столетия.

1873 год. Губонин.

Петр Ионович Губонин родился в 1828 году. Из крепостных. Предприниматель. Землевладелец. В 1858 году получил вольную. Разбогател на подрядах. Начал в 1864 году с постройки каменных мостов для Московско-Курской ж/д. Уже первые его подряды на строительство шоссейной дороги Москва — Брест в 1848 году и каменные сооружения при прокладке железной дороги Москва — Курск — Киев в 1864 году завершились очень успешно. Они дали такую прибыль, что Петр Губонин посчитал возможным взять подряд на строительство какой-либо железной дороги целиком. Попытка получить подряд на строительство дороги от Орла до Витебска не удалась.Поразмыслив над тем, что дорога должна пройти через брянские леса и для нее понадобятся шпалы, Губонин скупает по низкой цене у разорившегося местного помещика Астахова обширные лесные угодья и бросовые земли между реками Болва и Ветьма в Брянском уезде. А в 1865 году вблизи реки Болвы ставит распиловочный шпальный завод, состоявший из одного производственного здания, конторы и нескольких землянок, в которых живут нанятые из окрестных сел крестьяне. Рождается новый поселок при заводе.

П.И. Губонин и В.Ф. Голубев стали первыми учредителями рельсопрокатного завода.

П.И. Губонин

Пётр Губонин. В 1873 году у места слияния рек Болвы и Десны московский купец I гильдии Пётр Ионович Губонин начал строительство рельсопрокатного завода. Возникшее здесь заводское сельцо получило его имя — Губонино. В 1874 году в центре сельца П.И. Губонин открыл небольшую больницу, в 1877 году — начальное училище.
Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов в Губонине на деньги промышленника был открыт лазарет для раненых солдат и офицеров. В селе Губонин построил молельный дом, паровую мельницу, пекарню. На его деньги был разбит парк. В 1884 году открылась библиотека.

Ещё не закончился январь 1865 года, а уже вырубили лес под будущую дорогу. Из хвойных деревьев лесорубы вручную выпиливали шпалы. Отходы них вместе с лиственным лесом разделывали на дрова.После объявления повторного конкурса на подряд по строительству дороги от Орла до Витебска главным подрядчиком становится П.И. Губонин.

Построенная железная дорога в Брянском уезде имела станции «Брянск», «Бежица» (Бежицкая), «Жуковка» и «Людинка». Станция «Бежица» располагалась в девяти верстах от уездного центра. Свое название она получила по аналогии с селом Бежичи. Но станцию пришлось вскоре переименовать в Брянский завод, так как грузы по железной дороге стали попадать в город Бежецк Тверской губернии. В 1868 году купец Петр Губонин завершил строительство дороги.

В 1873 году началось строительство рельсопрокатного завода на широком лугу у слияния рек Болвы и Десны.Сюда потянулись тысячи крестьян из окрестных сел Орловской, Смоленской, Калужской, Могилевской и Минской губерний.

Губонин принимал участие в организации Всероссийской выставки в Москве, Политехнического музея, строительстве храма Христа Спасителя, реконструкции Петропавловского собора в Петербурге. Среди других его благотворительных проектов Комиссаровское техническое училище в Москве, храмы в Москве и Гурзуфе. С 1872 года - дворянин. В 1878 году Губонины получили дворянский герб с девизом "Не себе, а Родине". У Петра Ионыча Губонина не было никакого образования, но были ясный ум, энергия, трудолюбие, было умение видеть проблему и пути её решения, были знание людей и умение с ними обращаться, были воображение и умение видеть перспективу. Такие вот «простые мужички», такие «миллионщики» были на Руси. В московском музее меценатов о Губонине собрано очень много материалов и экспонатов. Его правнук живёт в Москве и поддерживает материально музей меценатов. Традиции благотворительности в роду Губониных продолжаются!

"Глядя на Губонина с его красивыми оборотами русской речи "себе на уме" и мягкими манерами, мне становилось ясно, как бояре или дьяки московской России без малейшего образования, кроме грамотности, заимствованной у пономаря или из чтения рукописных переводов нескольких книг, решали с успехом важнейшие государственные дела и лицом в грязь не ударяли даже при утонченном дворе Людовика XIV". (К. Скальковский)

Рельсопрокатный завод основал Петр Губонин в 1873 году. Знаменитое губонинское колесо до сих пор работает на производстве уже больше века. Здесь изготавливали рельсы, паровозы, пароходы… В 1915 году в самом разгаре была Первая мировая. Армии нужно было оружие. На рельсопрокатном делали для фронта фугасные снаряды..

Среди множества славных дел Губонина было создание в 1870-х годах Брянского машиностроительного
завода. Одно из крупнейших в России предприятий выпускало рельсы, паровозы, вагоны, сборные
элеваторы, пароходы и прочую продукцию из металла.
Вначале сельцо, где жили строители завода, называлось Губонино, затем с 1889 года стало именоваться
Бежица. Скупив земли между реками Болва и Ветьма у разорившегося помещика Астахова, Губонин основал
распилочный шпальный завод. В марте 1867 года Александр II утвердил положения Комитета о концессии
на земскую Орловско-Витебскую железную дорогу, обязав Орловское земство в течение трех месяцев
создать общество по строительству дороги от Орла до Витебска, главным подрядчиком которой стал Губонин
и его компаньоны из Министерства путей сообщения: инженер-генерал-майор А. Б. Казаков и инженер-
подполковник Т. Л. Садовский. За год дорога была построена и принесла подрядчикам 19 млн. руб.
прибыли. Губонин вместе с инженером В. Ф. Голубевым решили построить на месте распилочного шпального
завода рельсопрокатный и получили в 1873 году Высочайшее разрешение на учреждение Общества
Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода. Идея строительства
принадлежала Голубеву с которым Губонин познакомился во время строительства Орловско-Витебской
железной дороги. Инженер убеждал Губонина довольно долго, но основным аргументом стала насущная
необходимость строительства такого предприятия, так как рельсы в стране изготовляли лишь заводы
Демидова и Мальцева. В ожидании царского указа Губонин вовлек в дело князя В. Н. Тенишева, который
непосредственно руководил строительством завода.
Место для завода было выбрано очень удачно: рядом сосновый лес, торфяные болота, реки Десна и
Болва. На строительство потянулись крестьяне Орловской, Смоленской, Калужской, Могилевской и Минской
губерний, так что недостатка в рабочей силе не было. Первым был построен двухэтажный корпус с
машинным и модельным отделениями, а также чугунолитейные и механические мастерские. В 1876 году
правление Общества получило правительственный заказ на изготовление 1.800.000 пудов стальных
рельсов. Брянский завод выплавлял третью часть стали, производимой в России. Орловско-Витебская,
Грязе-Царицынская, Курско-Харьковская и Орловско-Грязевская железные дороги оснащались
исключительно рельсами Брянского завода. Капитал Брянского общества, определенный уставом в 600 тыс.
руб., через пять лет вырос втрое. Кроме рельсов заводом были изготовлены конструкции 336-метрового
моста через Днепр, 1590-метрового моста через Аму-Дарью, балки для Киевского вокзала в Москве и
Варшавского в Санкт-Петербурге.
Не забывали основатели завода и о социальной сфере. Одновременно с домами для администрации и
служащих начали строиться дома барачного типа для рабочих.
Первыми общественными учреждениями в центре села Губонино стали больница на 50 коек и начальное
училище, в котором обучалось вначале 130, а затем 375 человек. В 1878 году при училище были открыты
вечерние курсы, которые посещали мастеровые и их дети. В 1883 году построили Преображенскую церковь,
которой в 1884 году Губонин пожертвовал иконостас. С 1889-го село стало называться Бежицей, от слова
«прибежище», так как в эти места бежали люди от голода в соседних землях. Численность населения в это
время доходила до 12 тысяч человек.